Музыкальное образование – процесс усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности; совокупность знаний и навыков, полученных в результате обучения; система организации музыкального обучения.
Различают:
• начальное специальное музыкальное образование;
• среднее специальное музыкальное образование;
• высшее специальное музыкальное образование;
• общее музыкальное образование.
В Республике Мордовия начальное специальное музыкальное образование осуществляют Муниципальные учреждения дополнительного образования детей, к которым относятся городские детские музыкальные школы (ДМШ № 1, ДМШ № 2, ДМШ № 4 им.Л.Воинова; ДМШ № 6 г.о. Саранск; Республиканская детская музыкальная школа-интернат и др.), а так же музыкальные отделения школ искусств городов и районов республики (ДШИ № 1, ДШИ № 7, ДШИ № 8 г.о. Саранск; ДШИ №1, ДШИ №2, ДШИ №3 г. Рузаевка и др.). ГБУДОД «Мордовская республиканская детская хореографическая школа» предоставляет возможность постичь основы хореографического мастерства.
Среднее специальное образование можно получить в ГБОУ (ССУЗ) «Саранское музыкальное училище им. Л.П.Кирюкова» по следующим специальностям подготовки:
– инструментальное исполнительство (по видам инструментов);
– вокальное искусство;
– хоровое дирижирование;
– теория музыки.
В 1991 г. в Мордовском государственном университете имени Н.П.Огарёва был открыт факультет национальной культуры (ныне – Институт национальной культуры), где функционирует кафедра народной музыки. Выпускники получают степень бакалавра музыкального искусства. Область профессиональной деятельности включает: музыкальное исполнительство, руководство народно-певческим творческим коллективом, просветительство в области музыкального искусства и культуры, музыкальную педагогику в образовательных учреждениях РФ.
Так же обучение по специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» (специализация «Народное хоровое творчество») осуществляет отделение среднего профессионального образования Института национальной культуры МГУ имени Н.П.Огарёва (Мордовский республиканский колледж культуры и искусств был присоединен к Институту в 2007г.).
Общее музыкальное образование осуществляется на уроках музыки и во внеклассной работе общеобразовательных школ, в учреждениях дополнительного образования, центрах эстетического воспитания, музыкальных студиях и т.п. Подготовка кадров для общего музыкального образования ведется в ГОУ СПО «Зубово-Полянский педагогический колледж» (специальность «Преподавание в начальных классах»).
Будущих учителей начальных классов высшей квалификации выпускает факультет педагогического и художественного образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева».
В учебных заведениях музыкального образования созданы разнообразные музыкально-исполнительские коллективы; студенты и преподаватели ведут активную музыкально-просветительскую, исследовательскую и творческую деятельность, на базах кафедр и отделений проводятся всероссийские, региональные и другие научно-практические конференции, «круглые столы», мастер-классы, издаются сборники научных статей, учебники и учебно-методические пособия.
Ситникова Н.М., Мухаева Л.Р.
Пути становления и развития детского музыкального воспитания и образования в Мордовии
До организации церковных, государственных, частных учреждений в мордовском крае детское музыкальное воспитание и образование на протяжении многих веков осуществлялись в традиционном быту на принципах музыкальной этнопедагогики, остающейся до сих пор весомой частью музыкально-эстетического воспитания значительной части детей сельской местности. В начале XIX века по Указанию Святейшего Синода (1802 г.) были открыты церковно-приходские школы, в которых наряду с Законом Божьим, русским языком, арифметикой, краткими курсами по церковной и отечественной истории, рисованием и др., значительное место занимало церковное хоровое пение, оказавшее впоследствии известное влияние на музыкальное воспитание многих профессиональных педагогов, певцов и хормейстеров (С.Ф.Чигин, Р.Ф.Учаев, А.А.Тряпкин, И.М.Яушев и др.). К концу XIX века церковно-приходскими школами была охвачена вся территория расселения мордовского населения. Обучение пению (нередко и основам музыкальной грамоты) вели священники и регенты (окончившие духовные училища и семинарии, инородческие семинарии в Казани, Симбирске и др.). «С открытием в крае духовных семинарий (Рязанской, затем Тамбовской, Пензенской, Симбирской), а также духовных училищ (Темниковского в начале XIX в., затем Нижнеломовского и особенно Краснослободского в 1844 г.) обучение церковной музыке, которой в педагогике придавалось особое значение, было поставлено на профессиональную основу» (Материалы к энциклопедии «Православная Мордовия в лицах, событиях и фактах. Вып. 6 / авт.-сост. С.Б.Бахмустов. − Саранск, 2009. − С. 94). «В некоторых селах, особенно в мордовских, хоры насчитывали по 20 и более человек, а их мастерство получало порой известность далеко за пределами волостей и даже уездов. Такие хоры имелись и в селах Мокшалей, Перхляй, Судосево, Тарханово, Дракино, Маколово, Тетюши, Трофимовщина и др.» (Материалы к энциклопедии «Православная Мордовия в лицах, событиях и фактах. Вып. 6 / авт.-сост. С.Б.Бахмустов. − Саранск, 2009. − С.94). Пение школьных и церковных хоров оказывало значительное влияние на формирование музыкально-эстетических представлений детей и в целом сельского населения; в традиционном бытовом пении возникли новые стилевые элементы (гомофония и мелодика православного типа, специфические тембры и т.п.).
На рубеже XIX−XX вв. в мордовском крае В.С.Серовой была организована одна из первых светских хоровых школ в селе Судосеве, в которой дети обучались пению и музыкальной грамоте, участвовали в музыкальных спектаклях. После 1917 г. церковно-приходские школы, семинарии и училища были упразднены.
В советский период сложилась развитая государственная система музыкального воспитания и образования, охватывающая детей с раннего до юношеского возраста: детские сады и общеобразовательные школы, в программах которых предусматриваются музыкальные занятия и факультативные музыкальные кружки (вокальные ансамбли, хоровые и оркестровые коллективы); Дома пионеров и школьников (ныне Дома и Дворцы детского творчества), Дома культуры и другие организации, занимающиеся досуговой деятельностью детей и молодежи. Они имеются во всех городах, районных и во многих сельских населенных пунктах республики (всего в РМ около 150 учреждений). Среди них в Саранске: Центр эстетического воспитания детей (1982 г.), Дворец культуры Ленинского района (1958 г.), городской Центр культуры (1991 г.) и др. Во многих из них ведется профессиональная работа по обучению музыке и пению. Например, Дворец детского творчества в Саранске в своем составе имеет развитую музыкальную студию, в которой дети обучаются игре на фортепиано, скрипке, аккордеоне, баяне, классической гитаре, русских народных инструментах; ведутся занятия по сольному и хоровому пению, духовому оркестру.
Многие детские музыкальные коллективы достигали заметных художественных результатов, среди них: струнный оркестр Ковылкинского Дома пионеров (1940−1960 гг.); хор старших классов школы №19 г. Саранска (1960−1980 гг.;руководитель Н.С.Рузавина); Детская хоровая студия В.А.Кузина при Саранском Дворце пионеров и школьников (1970−1980 гг.); детская фольклорно-хоровая студия «Лаймоня» («Черемуха»), основанная в 1995 г. при Старотеризморгском женском народном хоре (руководители Л.Ф.и В.П.Кадеровы, В.И.Пивкин); детский фольклорный хор студии «Торама» при Саранском Дворце детского творчества (основанной в 2000 г., руководитель Г.В.Дулкин); духовой оркестр школы № 4 г. Саранска (1950 г.; руководитель Я.X.Зеликман). Некоторые школы ставили музыкально-драматические спектакли: в школах №12 и №39 − «Белоснежка» Э.С.Колмановского, «Стойкий оловянный солдатик» С.П.Баневича (руководитель Л.П.Юшкова); в школе №4 − «Иван Сусанин» по опере М.И.Глинки, «Свадьба Фигаро» − В.А.Моцарта (руководители С.С.Молина, С.А.Плодухин; концертмейстер С.А.Исаева, 2000 г.); мюзиклы на современные темы − «Радужные сны» И.Е.Буренковой в школе № 9 (руководитель Буренкова, 2008 г.).
В последние десятилетия значительно оживилась музыкально-воспитательная работа среди детей в мордовской диаспоре при Центрах мордовской культуры в ряде населенных пунктов: г. Самаре (председатель П.К.Кулагин), Лукоянове (Н.И.Аношкин), Бугуруслане (В.Ф.Тингаев), Казани (С.В.Новиков), с. Напольное Чувашской республики (П.П.Седойкин) и др. Наряду с активной воспитательной деятельностью многие Центры ведут музыкальную профориентационную работу с целью подготовки кадров в музыкально-учебных заведениях Мордовии для последующей работы в диаспоре.
Основным звеном в системе детского музыкального образования являются детские музыкальные школы (ДМШ) и детские школы искусств (ДШИ), относящиеся к учреждениям дополнительного образования, которые работают во всех городах, районных центрах и некоторых крупных рабочих поселках и селах республики (ссылки см. ниже). На 2010 г. их было 47 (35 − ДШИ и 12 − ДМШ) с общим числом учащихся около 7600 и более 780 преподавателей. Обучение в них осуществляется по требованиям единого Государственного стандарта по классу струнно-смычковых (скрипка, альт, виолончель), клавишных (преимущественно фортепиано), духовых (флейта, гобой, кларнет, труба), народных (баян, аккордеон, балалайка, домра) инструментов, в некоторых преподается классическая гитара и другие инструменты. В школах ведутся занятия по хоровому и сольному пению, ансамблевой и оркестровой игре, теории и истории музыки. В ДШИ, которые в значительной своей части возникли в последние два десятилетия, помимо музыкальных отделений имеются хореографические и художественные отделения, в последние годы открываются классы по эстрадному и народному пению, в число преподаваемых дисциплин вводится народное музыкальное искусство (фольклор). Образовательные программы части школ (ДМШ с интернатом г. Саранска, ДМШ № 4 г. Саранска, ДМШ №2 г. Рузаевки и др.) включают специальные дисциплины, связанные с национально-региональными особенностями музыкальной культуры РМ. Срок обучения составляет 5−7 лет; по окончании выдаются свидетельства государственного образца. Наряду с общими музыкально-воспитательными задачами ДМШ и ДШИ выполняют функцию подготовки детей для учебы в средних специальных музыкальных учебных заведениях, в вузах культуры и искусства.
Первая ДМШ в Мордовии была открыта в г. Саранске в 1939 г.; ее основателем и директором долгое время была В.В.Киушкина (1938−1942 гг. - завуч; 1942−1971 гг. - директор). Все остальные школы открыты в послевоенный период: 1955 г. - в Темникове; 1956 г. − Краснослободске и рабочем поселке Ромоданове; 1957 г. - в Кемле и Инсаре; подавляющая часть районных школ - в 1960−1970-е гг.; в 1959 г. открылась детская музыкальная школа с интернатом в г. Саранске. В последние десятилетия все больше ДМШ и ДШИ, их филиалов открывается в рабочих поселках и крупных селах.
Большой вклад в детское музыкальное образование в разные годы внесли многие директора и педагоги-методисты; в г. Саранске − И.А.Адаев, В.И.Аранович, Г.П.Будаев, В.Н.Бутунов, Л.Г.Вовк, Л.В.Воронин, А.Ф.Генералова, П.С.Еськин, 3.А.Зайчиков, Ф.3.Капитанская, Л.Ф.Кильдюшкина, В.М.Кисляков, И.А.Кудрявцева, В.Т.Ларькина, В.В.Мануилов, В.Г.Пелагеин, Т.С.Пелагеина, Т.К.Подкопалова, Н.К.Прелатова, Н.С.Рузавина, В.А.Стеньшин, В.ПТолкачева, Л.В.Хмылева, Ю.К.Циликова, Н.В.Чекинев; г. Ардатове - М.И.Волков, Ф.А.Деревянкин; Больше-Березниковском р-не - Н.В.Баслаева; Дубенском р-не - Л.В.Сергутова; Зубовополянском р-не - С.И.Гинин, П.П.Горланов, М.Н.Королева, Ю.Е.Минькина, А.И.Пензин; г. Инсаре - Е.Т.Еськина, Е.А.Зотиков; в Ковылкинском р-не - В.Ф.Овчинников; Кочкуровском р-не - Г.А.Мазаев, В.П.Храмов; Лямбирском р-не - Р.А.Авязов, Н.М.Демин; Рузаевском р-не - Т.Д.Кочнева, Е.В.Учватова. А.А.Шебалова; Старошайговском р-не - Л.Н.Сураева; г. Темникове - Л.И.Воинов, И.Ф.Резепов, Ю.Н.Тараканов, Е.А.Устинова; Чамзинском р-не - В.Д.Глазков, О.С.Гунина, Ю.В. и Е.Ф.Корольковы, Н.В.Моисеева, Т.Ф.Шарахина и многие др.
ДМШ и ДШИ ведут значительную музыкально-просветительскую и концертно-исполнительскую деятельность, многие преподаватели руководят школьными хорами и оркестрами, оказывают помощь художественной самодеятельности, организуют выступления учащихся на всероссийских, региональных и республиканских музыкальных олимпиадах, смотрах, фестивалях и конкурсах, в т.ч. детских: «Живи, народная душа», «Серебряная музыка», «Открытый конкурс юных музыкантов им. Г.Г.Вдовина» и др. Многогранная плодотворная деятельность значительной части преподавателей отмечена государственными наградами, почетными званиями, знаками отличия.
Музыкальная культура финно-угорских народов: проблемы изучения, сохранения и преемственности: матер.Всерос. науч.-практ. конф.с междунар.участием (Саранск, 2013 г.) / сост. С.А.Исаева. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2015. − С.77-80.
Муниципальные образовательные учреждения
дополнительного образования детей (МОУДОД)
районов Республики Мордовия:
Ардатовский район: Детская школа искусств №1,
Атюрьевский район: Детская школа искусств.
Атяшевский район: Детская школа искусств
Больше-Березниковский район: Детская школа искусств.
Ельниковский район: Детская музыкальная школа.
Центр дополнительного образования.
Дубенский район: Детская школа искусств.
Инсарский район: Детская школа искусств.
Ичалковский район: Детская школа искусств,
Кадошкинский район: Детская музыкальная школа.
г. Ковылкино: Детская школа искусств.
Кочкуровский район: Детская школа искусства.
Центр спортивной школы и детского творчества.
Краснослободский район: Центр культуры-Детская школа искусств.
Лямбирский район: Дом детского творчества,
Атемарская детская школа искусств.
Ромодановский район: Детская школа искусств.
г.Рузаевка: Детская школа искусств.
Пайгармская детская школа искусств,
Приреченская детская школа искусств
Центр эстетического воспитания детей (национальной культуры) «Тяштеня».
Старошайговский район: Центр детского творчества,
Детская школа искусств им.Г.И.Сураева-Королёва.
Темниковский район: Детская школа искусств им.Л.И.Воинова.
Торбеевский район: Детская школа искусств, Дом творчества.
Чамзинский район: Детская школа искусств, Центр детского творчества,
Литература:
1.Бражник Л.В., Галкина И.А., Павлова-Копаева С.Н. Мордовская народная музыка на уроках сольфеджио.– Саранск, 1999.
2.Воспитание младших школьников в контексте традиционной культуры региона: монография / И.Г.Рябова, Л.В.Земляченко, Т.Н.Приходченко и [др.] / под ред. И.Г.Рябовой. – Саранск, 2010.
3.Генералова А. Открытый конкурс юных музыкантов Гавриила Вдовина - важное направление регионализации музыкального образования // Гавриил Вдовин: постижение мастерства: сб.ст. и материалов. - Саранск, 2006.
4.Герасимова Е.В. Творчество Л.П.Кирюкова в педагогической практике учебных заведений Мордовии // Регионология. - 2013.- № 4.
5.Карпушина Л.П. Концепция общего этномузыкального образования и ее реализация в образовательных учреждениях Мордовии: учеб. пособие / под ред. М.А.Якунчева. – Саранск, 2009.
6.Карпушина Л.П. Программа «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе: региональный компонент (1-8 классы)» [Электр. ресурс].- Режим доступа: http://cok.opredelim.com/docs/3800/index-12865.html
7.Карпушина Л.П.Теория и практика изучения музыкального искусства Мордовии в дошкольных образовательных учреждениях: учеб. пособие. – Саранск, 2010.
8.Карпушина Л.П. Теория и практика изучения музыкального искусства Мордовии в общеобразовательных учреждениях электрон.учеб.пособие. – Саранск, 2013.
9.Карпушина Л.П. Этнокультурный подход как фактор социализации учащихся общеобразовательных учреждений (на примере музыкального образования): автореф.дис. д-ра пед.наук. – Саранск, 2012.
10.Карпушина Л.П., Абудеева Н.Б. Освоение музыкального искусства Мордовии в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие. – Саранск, 2009.
11.Кобозева И.С. Региональное непрерывное музыкальное образование как национально-культурное явление: автореф. дисс. д-ра пед.наук. - Саранск, 2006.
12.Кобозева Р.С., Боровкова М.В. Педагогические условия формирования готовности студентов к созданию музыкально-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении // Мир науки, культуры, образования.- 2014.- №2 (45)
13.Кобозева И.С. Профессиональное музыкальное образование в Республике Мордовия: опыт становления и развития (30-е – 50-е годы XX века) // Страницы истории образования в Мордовском крае: послереволюционный период: моногр. сб. - Саранск, 2003. – С.129-145.
14.Козлова Т.А. Виды и жанры мордовского музыкального фольклора: курс лекций. – Саранск, 2010.
15.Молоствова И.Е. Музыкальная культура и образование Мордовии: интерпретационное осмысление музыки для фортепиано: учеб.пособие. - Саранск, 2019.
16.Молоствова И.Е. Формирование адекватного музыкального восприятия в процессе вузовской подготовки учителя музыки: дисс. канд. пед наук.- Москва,1998.
17.Молоствова И.Е. Художественная интерпретация в музыкальном образовании: монография. – Саранск, 2010.
18.Музыкальная культура финно-угорских народов: музыка композиторов в ее связи с традиционной культурой: программа и материалы к курсу лекций для студентов фак. нац. культуры ун-тов и пед. ин-тов / сост. И.А.Галкина. - Саранск, 2000. - 52 с.
19.Одинокова Т.И. Диалог культур русского и мордовского народов в содержании музыкального образования младших школьников // Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования: традиции, перспективы, поиски / Межвуз. сб. науч. тр. – Вып. 7. / под. ред. О.Ф.Асатрян. – Саранск, МГПИ им. М.Е.Евсевьева, 2009. – С.113-120.
20.Одинокова Т.И. Мордовская музыка в начальной школе. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994.
21.Одинокова Т.И. Мордовский музыкальный фольклор в школе. Хрестоматия к программе по музыке (1-4). – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.
22.Одинокова Т.И. Мордовский музыкальный фольклор в школе: программа и учебно-методические материалы. – Саранск: ЦПУ «Прогресс», 2008. – 67 с.
23.Одинокова Т.И. Мордовский музыкальный фольклор в школе: теория, методика, практика: учебно-методическое пособие. – Саранск: ЦПУ «Прогресс», 2008. – 85 с.
24.Одинокова Т.И. Музыка Г. Вдовина в образовательном процессе (из опыта работы на факультете национальной культуры МГУ им. Н.П.Огарева) // Гавриил Вдовин: постижение мастерства: сб. ст. и материалов (авт.- сост. Н.М.Ситникова). – Саранск, 2006. – С. 134-139.
25.Реализация национально-регионального (финно-угорского) компонента в среднем профессиональном образовании в сфере культуры и искусства: матер. региональной науч.-практ. конф. / редкол.: О.Н.Прокаева (отв.ред.), Н.А.Скворцова; сост. Л.Р.Мухаева. - Саранск, 2012. - 92 с.
26.Фонохрестоматия «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии»» (для дошкольных образовательных учреждений). Диск 1-4 / Сост. Л.П.Карпушина, Н.Б.Абудеева; отв. за вып. Ю.А.Мишанин; ред. О.О.Кулаева; Поволжский центр культур финно-угорских народов. – Саранск, 2009.
27.Юдина Е.А. Программы Т.И.Одиноковой как средство изучения ценностей национальной музыкальной культуры в начальной школе // Материалы V Междунар. студенч.электр.науч.конф.«Студенческий научный форум» [Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/279/5395.
28.[дополнить]
Видеозаписи школьных и студенческих музыкальных коллективов:
ДМШ № 2, ДМШ № 4 им.Л.Воинова, ДМШ № 6, ДШИ № 8