Симфоническая музыка

Симфоническая музыка – это музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром; самая значительная и разнообразная область инструментальной музыки, охватывающая крупные многочастные композиции сложного образно-тематического содержания и небольшие пьесы. Характерные жанры: симфония, симфоническая поэма, сюита, концерт, увертюра.

В Республике Мордовия первые образцы симфонической музыки создал М.И.Душский (2 сюиты для симфонического оркестра (1938, 1939 гг.), в которых композитор, следуя традициям русской классической музыки, претворил свое представление о мордовском крае, использовав мелодии некоторых народных песен и наигрышей для создания красочных темброво-интонационных вариаций.

В 1958 г. Л.И.Воинов написал Симфониетту в 3-х частях; в 1960-е гг. Г.В.Павлов – 2 увертюры для симфонического оркестра, где преобладают маршево-танцевальные средства. Определенная тематика отличает «Юбилейную увертюру» Г.Г.Вдовина (1969).

Переломными в создании симфонической музыки стали конец 1960-х–начало 70-х гг. Для ее сочинения были характерны поиск новых выразительных средств, обогащение художественных традиций достижениями современной европейской и русской музыкальной культуры. Начало этого этапа – создание  Г.Г.Вдовиным Симфонии № 1 (1968), первой в истории мордовской музыки (произведение отмечено Дипломом Всесоюзного смотра молодых композиторов, 1969). Симфонии свойственны образно-психологическая глубина, лаконизм; в его 2-ой  симфонии  (1972) запечатлены лирические образы и настроения, ее отличает жизнерадостное мироощущение; 3-я симфония (1989) – драматическое размышление о чистоте души, которая может спасти человека в тоталитарном мире; в 4-й (1993) и 5-й (2009) автор развивает образную сферу 1-й и 3-й.

Н.Н.Митин – автор 2-х крупных одночастных симфонических произведений: Симфониетты (1979) и симфонии «Рузаевка» (1989; первое сочинение этого жанра, имеющее определенную литературную программу, – по повести Ф.К.Андрианова «Зарево над Рузаевкой»).

Стремление к лаконичности, минимизации художественных приемов свойственно Симфонии в 2 частях Д.В.Буянова (1996).

С конца 1980-х гг. композиторы Мордовии активно обращаются к жанру симфонической поэмы. Первое сочинение подобного рода – симфоническая поэма «Эрьзя» Е.В.Кузиной (1988), затрагивающая тему личности в искусстве. Для Симфонической поэмы С.Я.Терханова (1991) характерны противопоставление музыкальных символов добра и зла, оригинальность оркестрового состава (партии вокала, детского хора, органа).

Симфоническая поэма Г.Г.Сураева-Королёва «Зов» (1999) определена автором как «настроение для симфонического оркестра»; колористически яркое живописное полотно – «Свет и тень» (2000); калейдоскоп разнохарактерных эпизодов – «Симфония новелл» (2001).

В Концерте для симфонического оркестра Е.В.Кузиной (1992) выявляются красочно-выразительные возможности разных инструментов; в симфонической сюите из балета «Алена Арзамасская» Н.В.Кошелевой (1979) создан образ легендарной героини мордовского народа; конкретный программный замысел свойственен ее симфонической сюите «Женские портреты» по скульптурам С.Д.Эрьзи (2001); инструментальные зарисовки в «Сюите по мотивам скульптур С.Д.Эрьзи» для камерного оркестра (1989) создал С.Я.Терханов.

Н.М.Ситникова
 
      Литература:

1.Бояркин Н.И. Становление мордовской профессиональной музыки: (Композитор и фольклор). –  Саранск, 1986.

2.Гавриил Вдовин: постижение мастерства: (к 65-летию композитора): сборник статей и материалов. – Саранск, 2006.

3.Галкина И.А. Инструментальная музыка Мордовии: от фольклорных традиций к профессиональному творчеству: дис. … канд. искусствоведения. – Саранск, 2005.

4.Народные певцы и композиторы Мордовии / под общ. ред. Я.М.Гиршмана; сост. А.И.Макарова. – Саранск, 1975.

5.Ситникова Н.М. От песни до симфонии, или Давайте слушать музыку! – Саранск, 1989.

6.[добавить]

Сайт создан при поддержке РГНФ (грант 14-14-13008) и находится в стадии информационного наполнения.
Наверх