Джаз (англ. jazz; как полагают, термин связан c именем негритянского музыканта Джазбо Броуна, организатора и руководителя первого джазового ансамбля в конце XIX в. в США). Под джазом понимается род вокальной, инструментальной и вокально-инструментальной музыки, возникший на синтезе афро-американской народной и европейской профессиональной традиций, а также коллективы исполнителей: джазовый анамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет); джаз-бэнд (jazz-band; дословно: джазовый оркестр) – группа исполнителей (до 10 музыкантов); биг-бэнд (Big-band; дословно: большой оркестр, свыше 10-12 человек). Численность исполнителей и состав инструментов нередко меняется в зависимости от творческих задач; постоянными инструментами обычно являются ударные и мелодические – с фиксированной звуковысотной шкалой: духовые – саксофон, труба, тромбон; струнные – контрабас, иногда скрипка. Исполнителям джазовой музыки присуще развитое чувство музыкальной формы, импровизационный стиль интонирования (касающийся всех компонентов музыкальной структуры – мелодии, гармонии, ритмики и метра, тембра и динамики), использование приемов виртуозной сольной игры, высокая степень ансамблевой сыгранности, сочетание оригинальной темброво-насыщенной мелодики с утонченной прихотливой ритмикой (широкое использование синкоп, мелизматики, пауз и пр.) при поддержании постоянной метро-ритмической пульсации.
Интерес к джазу в Мордовии проявился с конца 1950-х гг., с появления небольших групп молодых энтузиастов джазовой музыки. В 60-е гг. возникают джазовые ансамбли, в которых играют молодые профессиональные музыканты (преимущественно воспитанники Я.Х.Зеликмана и П.М.Шитова) – А.Б.Авербух (Севрюков) (кларнет), А.В.Батенков (труба, ф-но), Ю.А.Барсуков (кларнет, саксофон), С.Н.Каштанов (труба), В.А.Паутов (тромбон), В.Н.Ковригин (кларнет). При полном отсутствии звукозаписей, музыканты (в частности Н.А.Комолятов) темы, услышанные в ночные часы на радио, аранжировали, разучивали и включали в свой репертуар. Позднее инструментовкой и переложением для различных составов джазовых ансамблей и оркестров произведений, услышанных с грампластинок, интенсивно занимались Батенков, Ковригин, П.А.Бычков, Каштанов. Возникают небольшие эстрадно-духовые оркестры на заводах «Электровыпрямитель» (рук. Бычков), кабельном (рук. Ковригин), ламповом (рук. Батенков). Значительную организационную работу по формированию составов различных джазовых и эстрадно-джазовых ансамблей проводили В.Н.Ведясов, Б.В.Ковалёв, И.Р.Челобян. В конце 70-х гг. джаз получил гораздо большее распространение и официальную поддержку, так эстрадно-джазовый ансамбль «Орнамент» (рук. Бычков, аранжировщики Каштанов, Ведясов) в агитпоезде «Комсомольской правды» выступал по всему Союзу; в 1979 г. ансамбль получил премию Ленинского комсомола.
В разные годы в джазовых ансамблях играли пианист В.В.Маркин, саксофонисты Бычков, В.П.Соловей, В.Г.Трунин (также кларнетист), трубачи С.Н.Васильев, И.П.Попов, контрабасист В.К.Самородов, исполнители на ударных инструментах М.П.Кулаев, К.С.Лёвин и др.; в середине 80-х гг. в Саранск переехал известный джазовый барабанщик Я.Солодкий, работавший ранее с Д.Голощекиным, у Ю.Шевчука в группе «ДДТ».
Работа джазовых музыкантов проходила на любительской основе (главный род занятий – преподавание в учебных заведениях, игра в оркестре театра, руководство самодеятельными коллективами), поэтому не всегда была постоянной. Основным стимулом занятий джазом была увлеченность музыкантов современной музыкой. Джаз-бэнды играли в парках, кинотеатрах (перед сеансами), с 80-х гг. начали принимать участие в региональных и республиканских музыкальных фестивалях. Основу их репертуара составляли аранжировки песенных и танцевальных пьес зарубежных и отечественных джазовых музыкантов (Д.Гершвина, Дж.Керна, Д.Льюиса, Д.Эллингтона, А.Варламова, Г.Гараняна, А.Цфасмана, М.Блантера, Н.Богословского и др.) в стилях блюз, вальс-бостон, диксиленд, рок-н-ролл, самба, свинг, чарльстон, фокстрот и др. В связи с трудностями пополнения репертуара (почти полное отсутствие нотных изданий по джазовой музыке) музыканты часто брали произведения с грампластинок, попадавших к ним из разных источников.
Большой вклад в джазовое исполнительство и пропаганду джазовой музыки внес Батенков. Из преподавателей Саранского музыкального училища им. Л.П.Кирюкова, ведущих музыкантов Государственного музыкального театра им. И.М.Яушева РМ ему удалось создать первый Биг-Бэнд (1995), способный исполнять современную джазовую музыку разных жанрово-стилевых направлений и сложности. В репертуаре руководимого им коллектива (в значительной части инструментованного самим дирижером) была представлена музыка У.Хенди («Сент Луи Блюз»), Ф.Лоу (композиция на темы мюзикла «Моя прекрасная леди»), Д.Хиггинса (композиция на темы из его сочинений), Р.Гарланда, Э.Уоррена (композиция из кинофильма «Серенада солнечной долины» в инструментовке О.Лундстрема), Н.Римского-Корсакова («Полет шмеля» в современной аранжировке Батенкова; солист Трунин – кларнет), Д.Шостаковича (I сюита для джазового оркестра), А.Цфасмана («Миниатюры»), З.Бинкина (пьеса для альт-саксофона с оркестром «Раздумье», солист – В.Бородин). Оркестр также выступал с певцами (В.Горбунова, М.Серикова, Е.Покорева, А.Лутов, С.Семёнов), исполнявшими музыку Ф.Томпсона, К.Веласкеса, Гершвина, Уоррена, И.Абеза, Д.Кандера, А.Бабаджаняна; с хореографическим коллективом «Мираж» (рук. Т. и В.Косовы).
Со временем по инициативе Батенкова, Паутова, директора Студенческого клуба МГУ им. Н.П.Огарёва В.И.Кудрявцева, при поддержке заведующего городским отделом культуры П.Н.Тултаева администрация города начала выделять средства на приобретение музыкальных инструментов для полностью укомплектованного состава большого биг-бэнда. Этот процесс завершился к 2000г., когда в лидеры джаза выходит А.В.Курин – джазовый пианист, композитор, руководитель нескольких коллективов. В 1996 г. им был организован квинтет «Ковчег-Мейнстрим», который принимал участие во многих российских джазовых фестивалях. Услышав ансамбль в 1998 г. на фестивале в Саратове, Г.Гаранян – главный джазист России, заинтересовался саранским коллективом, согласился на сотрудничество: в 1999 г. он впервые выступил в Саранске с ансамблем Курина, в 2001 г. дал концерт, посвященный 70-летию Мордовского университета.
В начале 2000-х гг. Куриным был организован биг-бэнд «Саранск», куда вошли ведущие музыканты-духовики Саранска.
В 2002 г. состоялось знаменательное событие: стараниями Курина при активном участии Советника Главы республики Т.Лыткиной и поддержке Правительства республики был проведен Первый международный фестиваль джазовой музыки в Саранске «Вейсэ-Jazz» (от эрз.-мордов. «вейсэ» − вместе, совместно; усл. – ансамблевый, совместный джаз). Участники фестиваля: Г.Гаранян, А.Бутурлина, «Супер-трио», квинтет В.Епанешникова (Москва), Д.Голощёкин, Г.Багиров (Петербург), квартет Г.Брезовчика (Будапешт), ансамбли «Петропавловский и Кº», «Комбо джаз-бэнд», биг-бэнд «Ритм» Л.Бекасова, квинтет Б.Комарова (Поволжье). Ведущий фестиваля – Ю.Трифонов. Мордовию представил биг-бэнд «Саранск» (это было его первое публичное выступление) в составе: П.Ламков, А.Костин (саксафон-альт), А.Белянушкин, Д.Семёнов (тенор-сакс), Ю.Барсуков (баритон-сакс), С.Васильев, А.Князькин, Р.Юсупов, С.Каштанов, Д.Кузьмин (трубы), А.Лутов, Н.Симонов (тромбоны), В.Паутов (бас-тромбон), М.Щеголев, А.Перунков (валторны), А.Курин, С.Свистов (ф-но, синтезатор), П.Сураев-Королёв (гитара), С.Гулый (контрабас), А.Князьков (ударные). Вместе с оркестром выступили Г.Гаранян, Д.Голощёкин, Г.Багиров, А.Бутурлина. Оркестр исполнил классические произведения для большого состава и оригинальные композиции своего руководителя (в частности, «Мегаполис»). Впоследствии аранжировки для «Саранска» писал и Г.Гаранян, продолживший свое сотрудничество с этим коллективом и руководивший несколькими аналогичными оркестрами в стране. Кроме биг-бэнда на фестивале выступил и «Ковчег-Мейнстрим», исполнив часть программы совместно с фольклорным ансамблем «Торама».
Успех 1-го фестиваля и поддержка со стороны Правительства РМ определили дальнейшую благополучную судьбу фестиваля «Вейсэ-Jazz»: он стал ежегодным. На концертах фестиваля выступали джаз-бэнды из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Самары и других городов России, а также из Венгрии, Германии, США, Эстонии, Украины, Израиля, Китая, Финляндии; многие известные исполнители: Г.Гаранян, С.Манукян, Д.Енгибарян, Ф.Корженевич, М.Джонс, П. фон Вроблевски, Г.Брезовчик, Г.Лукач, Г.Молнар, И.Гренчо, Р.Бенко, Т.Унт, Б.Мелвин, В.Тот и др. Из местных джазовых музыкантов, кроме биг-бэнда «Саранск» и квинтета Курина, на концертах успешно выступали Г.Г.Сураев-Королёв (ф-но), вокалисты О.Глебова, С.Семёнов. В оргкомитет фестиваля входили В.Ф.Цилин, В.Н.Григорьев (дир. фест.), Г.А.Гаранян и Курин (художественные руководители), Князьков, Гулый, А.Д.Прокин, Д.А.Власов, В.Б.Махаев (пресс-секретарь).
Курин и его «Ковчег-Мейнстрим» в круг своих творческих интересов включают и работу с мордовскими музыкальными традициями; совместно с ансамблем «Торама» под руководством В.И.Ромашкина велась работа над проектом «Torama-jazz», задачей которого, по словам Ромашкина, было: «Основываясь на ладовой системе древних песен эрзи и мокши, применяя специально разработанную систему гармонических замен, джазовых импровизаций и бурдонного бассо-остинато, получить новое звучание (Из его интервью, опубликованного в журнале «Kansanmusiikki» [Finland]. 1997. №3). Интерес к творческой разработке мордовского мелоса в стиле джазовой музыки был присущ композитору Г.Г.Сураеву-Королёву, яркому импровизатору и участнику фестиваля «Вейсэ-Jazz». Синтез выразительных средств мордовской и джазовой музыки проявился в ряде его сочинений: «Соната для фортепиано» (1986), «Концерт для фортепиано с оркестром» (1988), «Брасс-квинтет для духовых инструментов» (1994), вокальный цикл на слова Л.Губайдуллиной «Три монолога» (1991) и др.
Литература:
1.Махаев В.Б. Лисенок на клавишах: записки архивариуса Саранского джаз-клуба. - Саранск, 2006.
2.Махаев В.Б. Венгерский джаз в Саранске // Финно-угорский мир. - 2009 - №1.
3.Махаев В.Б., Ситникова Н.М. Джаз // Мордовия: энциклопедия [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.mordovia.info/wiki/Джаз
4. [дополнить]