…Мордовский народ всегда имел талантливых творцов и исполнителей песен, сказов, причетов, искусство которых отличалось высоким мастерством поэтической импровизации. Но имена многих из них бесследно затерялись в далеком прошлом…

Большая работа по собиранию, изучению и публикации фольклора… помогла выявить плеяду талантливых сказителей, исполнителей народной песни. Некоторые из них – Е.П.Кривошеева и Ф.И.Беззубова – стали известны всей стране.

 

Е. П. КРИВОШЕЕВА
(1865-1936)

 

Ефимия Петровна Кривошеева явилась первой мордовской сказительницей советской эпохи. Она родилась 1 июня 1865 года в семье крестьянипа-эрзя П.Ф.Адамова в деревне Тарасовка, ныне Камешкирского района Пензенской области.
Ефимия Петровна испытала все тяготы крестьянской жизни. Оставшись неграмотной, она разделила горькую участь всей мордвы, населявшей царскую Россию.

Очень рано перед крестьянской девушкой открылся богатейший мир национального народного творчества. Вот что узнаем мы из воспоминаний ее сына И.П.Кривошеева: «Моя мать очень хорошо знала жизнь народа, его быт, родной язык. Была любознательной и наблюдательной. Хорошо пела, слагала песни, причитания, сказы, плачи. Была запевалой в хороводах. Принадлежала она к типу песнеслагателей-импровизаторов» (Кривошеев И.П. Народная поэтесса // Советская Мордовия. – 1967. – 14 июня).

В заученные тексты Ефимия Петровна вносила свои дополнения, изменения, восполняла их злободневными фактами. Это повышало интерес односельчан к ее репертуару, но он оставался известен лишь узкому кругу слушателей. Первые записи (только текстов), сделанные ее сыном, относятся к 1922 году.

В начале 30-х годов Е.Кривошеева вместе с сыном переезжает в Саранск. В ее лучших произведениях этих лет («Плач о Кирове», «Помните о прошлом», «Завещание матери») нашли отражение две эпохи в истории родного народа – дореволюционная и послеоктябрьская.

Кривошеева  умерла 24 июня 1936 года, за несколько месяцев до появления в печати «Плача о Кирове», опубликованного в «Правде» (1 декабря 1936 года) в русском переводе Демьяна Бедного. Вскоре после появления «Плача» народная артистка СССР Е.П.Корчагина-Александровская проникновенно заметила: «Что можно прибавить к этим чудесным словам народной сказительницы? В них смысл и мудрость нашей эпохи» (Корчагина-Александровская Е.П. Русская женщина // Известия. – 1937. – 30 сентября).

После смерти сказительницы был выпущен в 1937 году сборник ее «Причитаний и песен», затем в 1940  году – сборник «Голос матери» (на русском языке), а в 1950 году эта книга вышла на мордовском-эрзя языке («Авань вайгель»)…

<…>

Если до революции плач, старинный жанр народного причитания ограничивался выражением личного горя, семейно-бытовых отношений, то плачи Е.П.Кривошеевой, а затем Ф.И.Беззубовой наполнены высоким гражданским пафосом, отражают общенародные чувства и мысли…Новая идейно-художественная направленность коренным образом изменила жанр плача, приблизив его к поэме эпического плана.

<…>

Большой интерес представляет последнее произведение, лебединая песнь Кривошеевой — «Завещание матери» (1934), синтез сказа и поэмы.

Просто и естественно рассказано в «Завещании» о пережитом за долгую жизнь. О многолетних раздумьях, о том сокровенном, что должна оставить мать своим детям.

Сказительница рисует один образ за другим, подчеркивая значительность преобразований, происшедших за годы Советской власти.

Символическое значение имеет образ солнца, олицетворяющего счастливую жизнь советских людей.

Сказительница скорбит о своем близком конце. Последние ее слова полны материнского пожелания счастья молодым поколениям:

Пусть же то солнышко,

Что озарило

Дни предзакатные

Жизни моей,

 

Светом  не меркнущим,

Неугасающим

Вас озаряет

Всю вашу жизнь!

Значение творчества Е.Кривошеевой в развитии мордовского сказительства очень велико. Ее традиции в развитии жанров плача и сказа, обогащенных новым идейно-художественным содержанием, нашли дальнейшее развитие в творчестве Ф.И.Беззубовой.

 

Буянова Т.В. Народные сказители и певцы Мордовии // Народные певцы и композиторы Мордовии: сб. статей / под общ. ред. Я.М.Гиршмана; сост. А.И.Макарова. – Саранск, 1974. – С.23-38.

Литература:

  1. Матвеева Л.А., Самаркина Г.С. Сказители родного края. Ефимия Кривошеева.
  2. [дополнить]

 

Ф.И.БЕЗЗУБОВА
    (1880-1966)

 

Словно откликаясь на «Завещание» Кривошеевой, Фекла Игнатьевна Беззубова создает большое количество произведений различных жанров: лирические песни, сказы, сатиры, плачи, а также новые по жанровым признакам сказы-обращения и сказы-гимны. Высоко оценивая творчество Ф.И.Беззубовой, М.И.Калинин поставил ее имя в один ряд с Джамбулом Джабаевым, Сулеймапом Стальским, Марфой Крюковой.

Родилась Ф.И.Беззубова 14 (26) сентября 1880 года в глухой мордовской деревне Новые Турдаки Кочкуровского района Мордовской АССР.

Первый, кто приобщил Беззубову к богатствам народного искусства, была ее бабушка Евдокия Ивановна Зверкова, поведавшая внучке множество мордовских сказок, преданий, песен. Очень рано пробудился ее собственный талант увлекательной рассказчицы и песенницы.

В биографическом очерке, написанном по материалам личных воспоминаний сказительницы, Н.Чертова отмечает: «Всякое дело спорилось у нее в руках, и что, собственно, нравилось людям, всякий труд сопровождала она песней. Неграмотная, «темная» крестьянская девушка из большой, вечно голодной семьи, она с удивительной радостной жадностью тянулась к песне» (Чертова Н. Золотая глыба  // Дружба народов. 1971. №2. С. 277).

Новая счастливая жизнь для нее, как и для всего мордовского народа, пришла вместе с победой Советской власти. Огромные изменения в жизни родного народа нашли отражение в новых песнях Беззубовой. «... Теперь у меня одна радостная забота – как можно лучше песни мои складывать. День и ночь думаю про свои песни. И что за удивление? Стала я словно бы моложе и сердцем и телом...» (Литературная Мордовия.  Саранск, 1941. № 1. С. 40) – вспоминала сказительница свое второе творческое рождение.

Первые оригинальные сказы, доставившие ей народное признание, были сложены в 1936 году («Плач об Алексее Максимовиче Горьком», «Колхозная песнь», «Послание Джамбулу»).

На мордовском языке в периодических республиканских изданиях сочинения Беззубовой начали систематически печататься с 1938 года. В 1939 году был издан на мордовском-эрзя языке и затем в русском переводе первый ее сборник «Народные сказы». В 1940 году появляется второй сборник на русском языке «Большой праздник». В состав этих довоенных сборников вошли 26 сказов («Цветущая страна», «Идите в Совет выбирать», «Плач о Н.Крупской», «Колхозный праздник» и др.).

Большое значение для развития таланта сказительницы имело ее общение с известным советским писателем А.Я.Дорогойченко (1894-1947). В конце 30-х и середине 40-х годов А.Дорогойченко жил в Саранске и возглавлял Союз писателей МАССР (создан в 1934 году). Он уделял большое внимание мастерам народного творчества, переводил их произведения на русский язык.

По рекомендации А.Дорогойченко Ф.И.Беззубова была принята в члены Союза советских писателей. Уже в преклонные годы Ф.Беззубова, человек большой воли, обратилась к изучению грамоты и в короткое время овладела ею.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1939 года Фекла Игнатьевна была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Это было признание Ф.Беззубовой как народного поэта-сказителя.

В 1940 году Беззубова приняла участие в работе Всесоюзного совещания по фольклору.

Сказительница мужественно встретила суровый день 22 июня 1941 года. Она складывает новые песни и сказы о справедливой борьбе советского народа. («Поднялась страна величавая», «Партизаны», «Москва», «Мое сердце в городе Ленина», «Не плачь, родная Украина» и др.). Старая сказительница не ограничилась созданием сказов-призывов. В составе одной из бригад мастеров народного творчества Ф.И.Беззубова выезжала в части действующей армии (Красная Звезда. 1943. 10 апреля).

В 1943 году сказительница вступила в члены КПСС. Правительство по достоинству оценило деятельность Беззубовой в 'годы войны. Она была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Закончилась война. Страна начала залечивать раны. Над полями зазвенели мирные песни, хотя еще долго в этих песнях был приметен глубокий след горестных, незабываемых утрат.

Новые произведения создает и Ф.Беззубова: сказ «Победителям», гимн «День Победы», «Сказ о Великом празднике», «Сказ о Москве», «Сегодня снова родилась земля», «Плач о М.И.Калинине» и др.

…В январе 1950 года Указом Президиума Верховного Совета Союза СССР в связи с 20-летием Мордовской АССР Ф.И.Беззубова была награждена орденом «Знак Почета». В сентябре этого же года общественность МАССР тепло отметила юбилей старейшей сказительницы – 70-летие со дня рождения (Красная Мордовия. 1950. 30 сентября, «Литературная газета», 1958, 28 сентября).

В произведениях 50-х годов Беззубова подчеркивает авангардную роль советского народа в борьбе за укрепление мира. Этой теме она посвящает ряд песен и сказов: «Голубь мира», «На борьбу за мир» и др.

В 1952 году Беззубова создает один из лучших своих сказов-призывов «Материнский мой голос слушайте»:

 

Призываю я певцов-сказителей,

Дорогих моих друзей-товарищей,

Что поют народу песни звонкие,

Да сердечные сказы сказывают.

Запоем, друзья, песни жгучие,

Сложем сказы вдохновенные,

Скажем слово свое разящее

Против войн, кровавых поджигателей!

Станем грудью все на борьбу за мир!

 

За активное участие в борьбе за сохранение и упрочение мира во всем мире, укрепление дружбы между народами Всесоюзный комитет защиты мира наградил Феклу Игнатьевну Почетной грамотой (1965).

За двенадцать лет (1939-1950) вышло восемь сборников Ф.Беззубовой на мордовском-эрзя и русском языках: «Народной морот» («Народные песни», 1938), «Покш праздник» («Большой праздник», 1939), «Народные сказы» (1939), «Большой праздник» (1940), «А мадиця теште» («Немеркнущая звезда» – поэма к 125-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова, 1941), «Авань вал»  («Голос матери», 1944), «Откстомтозь мастор» («Обыкновенная земля», 1947), «Од пингень морот» («Песни новой эпохи», 1950).

Своей творческой деятельностью Беззубова завоевала любовь и доверие родного народа, который неоднократно избирал ее депутатом Верховного Совета Мордовской АССР.

Но неумолимо надвигалась старость, она лишилась своего сильного голоса и уже не пела, а только сказывала.

Последние годы жизни Беззубова провела в творческом безмолвии. 12 мая 1966 года ее не стало.

Ф.И.Беззубова была известна не только как сказительница, но и замечательная исполнительница народных песен, причитаний.

Она обладала сильным альтовым голосом. Ее манера пения – открытым звуком – типична для народных певцов. Репертуар Ф.И.Беззубовой складывался в период до 1936 года, так как позднее она занималась в основном сказительством. И только в 1954 году пела для фольклорной экспедиции в составе Г.И.Сураева-Крролева, Л.С.Кавтаськина и других. Расшифровки некоторых песен вошли в сборник «Мордовские народные песни» (М., Mузгиз, 1957).

<…>

Таким образом, Ф.И.Беззубова, являясь хранительницей традиционной песни в самой «чистой» ее форме, в то же время обогатила песенный фольклор новым содержанием и исполнительскими красками.

 

Буянова Т.В. Народные сказители и певцы Мордовии // Народные певцы и композиторы Мордовии: сб. статей / под общ. ред. Я.М.Гиршмана; сост. А.И.Макарова. – Саранск, 1974. – С.23-38.

 

Литература:

1. Фекла Игнатьевна Беззубова // Финно-угорские библиотеки России

2.  [дополнить]

 

С.М.ЛЮЛЯКИНА

 

(27.07.1922, с. Подбельск, ныне Похвистневского района Самарской области –     17.01.1993, г. Саранск)

Народная  поэтесса, исполнительница традиционных, современных эрзянских и ею же сочиненных песен.

Заслуженный работник культуры МАССР (1990), лауреат премии комсомола Мордовии (1992), Государственной премии МССР (1992), дипломант Всесоюзных фестивалей народного творчества (I–III-го), Всесоюзного смотра самодеятельности художественного творчества. Удостоена медали «Отличник культурного шефства над селом» (1985).

Окончила Подбельскую начальную школу. Работала в колхозе. Склонность к пению, поэтическим импровизациям на темы народных песен, сочинительству обнаружились еще в детстве. Большая роль в этом принадлежала ее бабушке – Анисье Ефимовне, знатоку местного фольклора, традиционной певице и вопленице.

Серафима Марковна обладала незаурядной музыкальностью, динамически гибким и сильным, широкого диапазона и красивого тембра, от природы поставленным голосом, владела мастерством запевалы. В конце  50-х гг. XX столетия организовала в родном селе женский народный хор, в 1973 г. стала руководителем хора Нижнеягодинского Дома культуры. Хоровые  коллективы Люлякиной внесли значительный вклад в пропаганду мордовской песни в Самарской области, с успехом выступали на всесоюзных и всероссийских смотрах народного самодеятельного творчества, записывались на Самарское и Всесоюзное радио.

Широкую известность исполнительское и поэтическое творчество Люлякиной получило после ее переезда в 1980-е гг. в Саранск. Большую помощь ей оказывал литературовед И.К.Инжеватов, который записывал от нее тексты песен, сказов, организовывал творческие встречи, концерты. Люлякина часто выступала в составе певческих коллективов с. Напольная Тавла, Мурань Кочкуровского района РМ, женского фольклорного ансамбля «Келу» Мордовской государственной филармонии.

Используя традиционные поэтические мотивы, образы, Люлякина создала большое количество разнообразных по тематике песен, сказов, стихотворений, частушек, произведений для детей, среди них – «Иля пува, варма» («Не дуй, ветер»), «Ливтить письмарт» («Летят скворцы»), «Семиричка  карть» («Семилыковые лапти»), «Монь мором» («Мои песни») и др., получившие популярность в современной сельской художественной самодеятельности. Мелодии многих песен в нотациях Г.И. Сураева-Королёва опубликованы в сборнике «Тонеть, Мордовиям, моран» («Тебе, Мордовия, пою». - Саранск, 1990).

С.М.Люлякина – автор поэтических сборников «Моронь гайть» («Песенный звон», 1982), удостоенного диплома I-й степени на Международной  книжной выставке (1983), «Расскажу тебе: стихотворения, песни, сказы» в переводе с мордовского-эрзя языка А.Пудина (1986), «Кодамо вараканть видечизэ?» («Какая правда у сороки?», 1991), «Сказки, стихи, басни» (1993).

 

Бояркина Л.Б. Мордовская музыкальная энциклопедия / под общ.ред. Н.И.Бояркина. – Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2011. - С.167.

 

Литература

1. Серафима Марковна Люлякина // материал из Википедии - Свободной энциклопедии

2. [дополнить]

 Видео: Матря патяй, ков молят (автор песни С. Люлякина). Исп. Т.Сидоркина.
 Видео: «Жемчужина в ожерелье эрзянского фольклора» (памяти Серафимы Марковны Люлякиной посвящается)
Сайт создан при поддержке РГНФ (грант 14-14-13008) и находится в стадии информационного наполнения.
Наверх