Музыка для театра

 

В начале ХХ в. в Мордовии появилось первое музыкальное произведение для сцены – опера В.С.Серовой «Встрепенулись», в которой автор использовала мелодии записанных ею эрзянских песен, так как сюжет оперы связан  с событиями 1905 г. в мордовском крае.

Активные попытки создания национальной оперы предпринимались в конце 1930-х гг.: «Кузьма Алексеев» (муз. В.К.Александрова, либретто Я.П.Григошина), «Эрьмезь» (муз. Д.М.Мелких, по произведению Я.Я.Кулдуркаева). Но эти сочинения не закончены и не поставлены.

Крупным музыкально-сценическим произведением, ставшим  ступенью на пути к созданию масштабного оперного полотна, стала музыкальная драма Л.П.Кирюкова «Литова» (1943). В 1944 г. им же написана  первая национальная опера «Несмеян и Ламзурь» (либретто А.Д.Куторкина), в 1962 г. – опера «Нормальня» (либретто М.А.Бебана).

Эпическая поэма Кириллова «Литова» получила свое новое музыкальное воплощение в музыкальной драме Г.Г.Вдовина «Ветер с Понизовья» (1981). На фоне давних событий истории развертываются картины жизни мордовского народа и лирические эпизоды в опере М.Н.Фомина «Сияжар» (либретто автора по мотивам поэмы В.К.Радаева,1993); мифологический сюжет запечатлен в музыкально-сценическом представлении К.Д.Акимова «Невеста Грома» (опера-балет, 1990).

В произведениях для сцены  композиторы Мордовии обращались к разным темам, образам и жанрам. Интересен опыт создания оперы для солистов, хора и оркестра русских народных инструментов «Сказка о попе и работнике его Балде» (по произведению А.С.Пушкина) Л.И.Воинова (1924). Г.Г. Вдовин – автор лирической оперы «В шесть часов вечера после войны» (либретто М.И.Фроловского по мотивам киносценария В.М.Гусева, 1975). В камерной опере того же композитора «Пасынок судьбы» (либретто автора по пьесе Я.В.Апушкина, 1986) запечатлён эпизод из жизни русского поэта А.И.Полежаева. Страницы истории российского государства – в центре оперы М.Н.Фомина «Патриарх Никон» (либретто В.В.Долгова по роману М.А. Филиппова, 2002).  Воплощение искренних человеческих эмоций  –  в опере С.Я.Терханова «Он и Она» (по повести А. и К.Смородиных «Страсть в саду любви», 2013).

Музыкальные средства современной эстрадной музыки свойственны зонг-опере «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (по произведению А.С.Пушкина) и мюзиклам, созданным С.Я.Терхановым в Нижнем Новгороде в период 1973 – 1987 гг.; в Мордовии – рок-шоу-опере Г.Г.Сураева-Королёва «Что же счастье?» (либретто Л.М.Талалаевского, 1990). Синтез  национального мелоса и средств рок-музыки характерен для этно-рок-оперы Ю.А.Буянкина «Mordens. Марямс лиякс (Морденс. Понять иначе), или Сказания предков» (2012).

В жанре оперетты созданы произведения Г.В.Павлова («Мокшанские зори», 1974), Г.Г.Вдовина («Главная роль», 1978), В.П.Беренкова («Чародей», 1980). На сцене Государственного музыкального театра имени И.М.Яушева РМ были поставлены музыкальные сказки Н.В.Кошелевой «Серебряное озеро» (1989), Е.В.Кузиной «Жил-был Зайка» (1997).

В отдельных эпизодах сочинений с национальной тематикой  авторы нередко обращались к танцевальным жанрам народного искусства и его самобытной хореографии, истоки которой – в фольклорных  обрядах. Но балет в академических формах стал частью музыкальной культуры Мордовии сравнительно недавно. С.Я.Терханову принадлежат одни из первых произведений такого рода и связаны они с философско-этическими аспектами современного бытия. Это балет «Кто ты... (О вечном)», разноплановые хореографические миниатюры (1994, 1996, 2002). Премьера первого национального балета Н.В.Кошелевой «Алена Арзамасская» состоялась в 2012 г.

Н.М.Ситникова                                                                                       
                                                                                                                                                                          
Литература:
1.Бассаргин Б.А., Пешонова В.Л. Очерки истории Мордовского советского театра: 1930-1960. – Саранск, 1966.
2.Бояркин Н.И. Становление мордовской профессиональной музыки (композитор и фольклор). – Саранск, 1986.
3.Бояркина Л.Б. Театральная музыка // Мордовская музыкальная энциклопедия / под общ.ред.Н.И.Бояркина. – Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2011.
4.Брыжинский В.С. Музыкальный театр // Мордва: очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. – Саранск, 2004.
5.Воронина Н.И. Деревенская опера В.С.Серовой // Лики провинциальной культуры. – Саранск, 2004.
6.Гавриил Вдовин: постижение мастерства (к 65-летию композитора): сборник статей и материалов / автор- сост. и отв. ред. Н.М.Ситникова.  – Саранск, 2006.
7.Калитина Н.П. Очерки о Мордовском музыкальном театре (к 50-летию театра). – Саранск, 1986.
8.Макарова А.И. Страницы разных лет: сборник статей и материалов. – Саранск, 2007.
9.Мирская Н.М. Мастера сцены Мордовии, или Штрихи к портретам. – Саранск, 2005.
10.Народные певцы и композиторы Мордовии: cборник статей / под общ. ред. Я.М.Гиршмана; сост. А.И.Макарова. – Саранск, 1974.
11.Ситникова Н.М. Музыка сцены: статьи, очерки, рецензии. – Саранск, 2013.
12.Ситникова Н.М. Страницы музыкальной истории: статьи, очерки, рецензии / сост. Т.И. Одинокова; ред. И.А. Галкина. – Саранск, 2001.
13.Это волшебное слово – театр /сост. Ю.Ф. Юшкин. – Саранск, 1982.

 

Сайт создан при поддержке РГНФ (грант 14-14-13008) и находится в стадии информационного наполнения.
Наверх