Вдовин Г.Г.

 «В шесть часов вечера после войны»

 

Опера в 2-х действиях, 5 картинах.

Либретто – М.И.Фроловского по киносценарию В.М.Гусева (1975 г.).

 

Действующие лица:

Варя (сопрано)

Феня (меццо-сопрано)

Полина Сергеевна (меццо-сопрано)

Кудряшов (баритон)

Демидов (тенор)

Солдаты-артиллеристы, девушки.

 

Широко известный фильм под тем же названием, вышедший на экраны в 1944 г., до сих пор привлекает нас лирической непосредственностью, оптимизмом, мягким юмором. Немалая заслуга принадлежит замечательной музыке Т.Н.Хренникова, отмеченной Государственной премией СССР. Песни из кинофильма особенно хорошо знакомы людям старшего поколения. Это для них мужественным патриотическим призывом звучала «Песня артиллеристов», их чувства запечатлены в дуэте «Москва, понимаешь, мой город родной», в песне «Живи, наша Родина» и в других прекрасных мелодиях.

В 1975 г. отмечалось 30-летие Победы в Великой Отечественной войне, ее события с новой силой ожили в памяти всего народа. Наиболее  близкими Г.Г.Вдовину оказались герои давнего военного фильма. Их самоотверженность, духовная чистота, обаяние вызвали желание передать языком своей музыки неподдельную любовь к этим людям, раскрыть романтический настрой их характеров, душевную теплоту. Вероятно, те же самые черты героев Гусева в свое время вдохновили и молодого Хренникова. Но, разумеется, насколько отличны друг от друга авторские индивидуальности и жанровые задачи, которые ставил перед собой каждый из композиторов, настолько оригинально и образно-стилистическое решение ими одной и той же темы.

Основную идею оперы наиболее точно можно выразить словами поэта С.Наровчатова:

Где властно правили судьбой

Железо и свинец,

Вы не расстались с чистотой

Простых своих сердец.

 

Авторы оперы не стремились использовать заданную сценарием кинематографичность. Напротив, работа над либретто преследовала цель создать единую линию развития сюжета, концентрирующую внимание лишь на действенно важных событиях. Пять оперных картин повествуют о становлении чувств Вари и Василия Кудряшова: первое знакомство, объяснение в любви, сомнения и тревоги, мечты о свидании – и радостная встреча после победы. Это потребовало сокращения «военных» эпизодов киносценария; в свою очередь, были дописаны и переосмыслены другие сцены. Кроме того, в либретто использованы стихи Гусева из пьесы «Твоя песня», а также стихотворение Н.Рыленкова «Опадает с яблони белый цвет». Но при этом замысле опера перерастает рамки «лирических сцен»; судьбы главных героев показаны в грозной атмосфере тех трудных лет, они олицетворяют решимость и мужество советских людей. В результате свойственная фильму комедийность в значительной степени отошла на второй план.

Своеобразная «поэмность» драматургического решения оперы ощущается во многом: в композиционном построении целого и каждой картины, в приемах характеристик действующих лиц. Традиционные оперные формы – арии, ариозо, песни, ансамбли, хоры, развернутые сольно-хоровые сцены – все это, в основном, достаточно органично вписывается в действие. От первых звуков вступления (6 ударов колокола – символа встречи, надежды) до заключительного «Хора победы» опера звучит цельно, воспринимается, как говорят, «на одном дыхании».

Первая картина знакомит нас почти со всеми персонажами: в осенний день 1941г. молодые лейтенанты Василий Кудряшов и Павел Демидов приходят в детский сад прифронтового города, чтобы разыскать «тетю Варю», приславшую фронтовикам подарки и свою фотографию. Девушки-дружинницы задерживают «подозрительных», но вскоре недоразумение разъясняется, девушки затевают танцы, а потом просят героев-артиллеристов рассказать об их ратных делах. Дуэт лейтенантов прерывается воздушным налетом. Заканчивается картина прощанием с уходящими на фронт воинами.

В картине четко определяется идейно-образный контраст мира и войны. Вначале живая, полная непосредственности и юмора, встреча офицеров и девушек-дружинниц, затем лирический вальс, звучащий светло и очень мирно, - все это как бы заставляет забыть о войне. Но она совсем рядом, ее дыхание ощущается в дуэте Кудряшова и Демидова и, особенно, в сцене воздушного налета, которая, по существу, является единственной прямой характеристикой «железа и свинца». В других картинах батальных эпизодов нет, но отзвуки темы войны, ее тональностей (ми-бемоль минор, си-бемоль минор) проникают в оркестровую ткань (конец первой картины, начало четвертой, антракт к пятой), в вокальные партии Вари и Полины Сергеевны (сцена в госпитале).

Все же основное значение первой картины в драматургии целого заключается не только в этом. Именно здесь ощущаются истоки жизнеутверждающей идеи оперы – сила духа советских людей, уверенность в победе, любовь к Родине. Это выражено и в тексте дуэта Кудряшова и Демидова («…средь гула и пламени боя в сердцах наших вечно живут родные, друзья и все то дорогое, что Родиной люди зовут»), и в его музыке. Текст песни «Но дело не в этом, друзья», написанной Т.Н.Хренниковым в форме лирического вальса, послужил Вдовину основой для дуэтной сцены, которая построена на контрастных образах: смягченная романсовыми интонациями маршевость запева и мужественная, волевая устремленность припева.

Перед дуэтом в оркестре появляется (впервые, если не считать вступления к опере) очень краткий мотив, сначала не имеющий ярко выраженной индивидуальности, но по мере развития музыкальной мысли произведения приобретающий энергию и динамику.

Постепенно он начинает выполнять роль лейтмотива и становится главным (хотя и не единственным) средством выражения стойкости и мужества. На нем основываются многие оркестровые эпизоды; в узловые моменты действия он проникает в вокальные партии героев и, наконец, широко и свободно звучит в финальном хоре.

Кроме этого лейтмотива, в конце первой картины вначале отдаленно, потом все громче звучит суровая и мужественная мелодия хора «На грозную битву вставайте».

Вторая картина двупланова и создает своей жанровой окраской некоторый контраст предыдущей: лирическая хоровая песня девушек «На закате в саду заброшенном», задорные солдатские частушки, веселая кадриль рисуют (правда, несколько романтизировано) прифронтовой быт.

Обаятельны сцены знакомства и прощания девушек, работающих на рытье окопов, с бойцами артиллерийского дивизиона. Кульминацией и лирическим центром этой картины и всего первого действия, несомненно, является заключительная сцена Вари и Кудряшова, их объяснение в любви и дуэт «Ты невеста».

Кульминационные образы войны и любви сталкиваются в третьей картине (второе действие). Особенно это заметно в «портрете» Вари – главной, по замыслу автора, героини оперы. Следуя русским классическим традициям, композитор раскрывает ее образ не «в действии», а «в чувстве», показывая его становление и развитие. В первой картине, в сцене воздушного налета, перед нами – простая девушка, неожиданно столкнувшаяся с войной и испытывающая страх перед ее грозной силой. Но Варя боится не за себя: ее мысли обращены к страданиям всего народа. Поэтому в ее ариозо слышится скорбь и тревога, но одновременно – решимость и гнев. Именно в эти минуты начинает выявляться характер героини, хотя композитор намечает его еще раньше: при первом же появлении Вари в оркестре звучит ее лейтмотив – попевка очень краткая, мягко, женственно звучащая и потому запоминающаяся.

Образ Вари обрисован серией лейтмотивов, органично дополняющих друг друга, и, тем не менее, уже упомянутый лейтмотив остается ведущим. В сцене объяснения с Кудряшовым (вторая картина) он перерастает в новую тему – «тему невесты». Мелодия дуэта льется широко и свободно, перед красотой чувств героев, кажется, отступает война, ее тревоги и беды. Но есть в ней и грусть (снова прощание!), и надежда на встречу «в шесть часов вечера после войны…».

Третья картина («В госпитале») наиболее динамична и действенна. Этому способствуют и композиционная цельность, и образные переклички-ассоциации. Открывается картина задушевной, полной материнской теплоты песней Полины Сергеевны «На вольном, на синем, на тихом Дону», которую она поет раненым бойцам. Образ Полины Сергеевны несет в себе черты ярко выраженной русской эпичности, которые проявляются, прежде всего, в мелодической природе ее песни: спокойно-величавые интонации, метрическая и ладовая переменность. Заключительные фразы песни всякий раз подхватываются хором, что еще более подчеркивает эту эпичность.

С песней образно перекликаются сцена появления и клятва Вари-невесты. Ариозо Вари, звучащее на фоне женского хора, олицетворяет любовь и верность всех, кто ждал возвращения своих любимых, ждал, проявляя силу и мужество. Именно здесь в ее партии объединяются два главных лейтмотива, о которых уже упоминалось. Трогательная чистота и нежность слышаться также в песне Вари «Опадает с яблони белый цвет» из пятой картины. Эта мелодия, проникновенная и глубоко искренняя, заставляет вспомнить лучшие образцы русской народно-песенной лирики.

Музыкальная характеристика Василия Кудряшова несколько менее индивидуальна, она дается в общем русле образов мужества (дуэт с Демидовым, вся четвертая картина). Но чувства Василия как бы озарены душевным светом Вари, поэтому столь возвышенно звучит его ария «Она так чиста, так прекрасна» в третьей картине (реминисценцию ее мы слышим и в дальнейшем).

Финал оперы, пожалуй, несколько более монументален, чем требует лирический строй оперы. Тем не менее, он воспринимается как логический итог и сценической, и  музыкальной драматургии. Радость долгожданной встречи главных персонажей и действующих лиц сливается с праздничным ликованием победившего народа. Следует отметить, что особенности музыкального языка оперы, в частности, простота, демократичность, опора главным образом не традиционные вокальные формы, обусловлены желанием композитора быть доступным не только слушателям. В столице Мордовии нет оперного театра, и произведение предназначалось для исполнения силами преподавателей и студентов Саранского музыкального училища им. Л.П.Кирюкова.

Руководители постановки – директор Саранского музыкального училища Л.П.Юшкова, дирижер М.И.Фроловский, ленинградский режиссер Х.Ф.Школьник – приложили много усилий, чтобы опера увидела свет рампы. Спектакль вызвал у публики живой и горячий отклик. Чувства, мысли и стремления героев оказались очень близкими артистам, поэтому партитура оперы прозвучала так искренне и вдохновенно, что недостаток у них сценического опыта ощущался в весьма незначительной степени. Рядом с начинающими артистами выступала замечательная мордовская певица Р.Беспалова. Ее прекрасный голос, наполненный какой-то особой теплотой, и актерское мастерство позволили в небольшой роли Полины Сергеевны воссоздать с покоряющей силой величие материнского сердца русской женщины. Проникновенной глубиной отличалось исполнение партии Вари педагогом дирижерско-хорового отделения Г.Томашовой. Она обладает не только хорошим голосом, но и музыкальностью, сценическим обаянием. Ей удалось создать именно такой образ, какой был задуман композитором: трогательно чистой сердцем русской девушки, умеющей ждать, умеющей любить преданно и нежно (что-то в ее Варе было от пушкинской Татьяны, партию которой в опере П.И.Чайковского она исполняла в предыдущем спектакле музыкального училища). Партию Кудряшова спел педагог училища В.Кудряшов, создавший образ человека, в котором сочетаются мужественность и нежность. В спектакле участвовали также педагоги Р.Семенов (Павел Демидов), Л.Затыльникова (тетя Катя), студентка М.Сараева (Феня).

С хоровыми сценами, довольно разнообразными, отлично справился хор училища, особенно его женская группа. С настоящим мастерством были сыграны многие оркестровые эпизоды. Дирижер М.И.Фроловский сумел достичь целостного музыкального решения спектакля, образное воздействие которого усиливалось лаконичным, но выразительным оформлением художника Е.Никитиной.

Первая опера Г.Г.Вдовина «состоялась», и нет необходимости делать какие-то скидки на неопытность автора или специфику исполнительского состава.

Ситникова Н.М. // Советская музыка. - 1976. - №12.

 

 

Сайт создан при поддержке РГНФ (грант 14-14-13008) и находится в стадии информационного наполнения.
Наверх