Мордовия музыкальная
Фроловский Михаил Иванович

(28.09.1934, с. Бычки Сараевского района Рязанской области – 19.03.2009, г. Саранск)

 

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980), Заслуженный деятель искусств МАССР (1970).

Окончил Рязанское музыкальное училище (1953), Саратовскую государственную консерваторию (1958). В 1960-65 гг. – главный хормейстер, 1965-67 гг. главный дирижер, 1967-84 гг. дирижер Мордовского государственного театра музыкальной комедии. В 1975-78 гг. художественный руководитель народного ансамбля песни и танца «Калинка» Саранского механического завода.

Как хормейстер участвовал в постановках национальных спектаклей – музыкальной драмы «Литова» (пьеса П.С.Кириллова), оперы «Нормальня» Л.П.Кирюкова, русских и западноевропейских классических опер «Пиковая дама», «Евгений Онегин» П.И.Чайковского, «Русалка» А.С.Даргомыжского, «Травиата», «Риголетто» Дж.Верди, «Фауст» Ш.Гуно и др.

М.И.Фроловский – музыкальный руководитель и дирижер постановок национальных музыкальных драм «Невеста Грома» К.Д.Акимова (диплом Всероссийского смотра музыкальных и драматических спектаклей, 1967), «Ветер с Понизовья» Г.Г.Вдовина, классических и современных оперетт и музыкальных комедий: «Цыганский барон», «Летучая мышь» И.Штрауса, «Восемнадцать лет» В.П.Соловьева-Седого (диплом 2 степени Всероссийского фестиваля спектаклей музыкальных театров, 1970) и др.

С 1958 г. – педагог Саранского музыкального училища (класс хорового дирижирования). Среди его учеников – Л.Ф.Кильдюшкина, В.А.Кузин, Л.Н.Кузина. В 1988-97 гг. – художественный руководитель и дирижер симфонического оркестра музыкального училища, музыкальный руководитель и дирижер оперных спектаклей, поставленных преподавателями и учащимися: «Евгений Онегин» Чайковского (1975), «В шесть часов вечера после войны» Вдовина (пьеса В.М.Гусева, либретто-Фроловского), 1-я постановка, 1976).

Ситникова Н.М.

Мордовия, ХХ век: культурная элита: энцикл.справ. в 2-х ч. Ч.2 / ред. совет: В.А.Юрченков (пред.) [и др.]; редкол.: Т.М.Гусева, В.А.Юрченков (отв. ред.). – Саранск, 2010. – С.257-258.

 

С хором по жизни

 

Заслуженному деятелю искусств РМ и РСФСР Михаилу Ивановичу Фроловскому 28 сентября 2014 года исполнилось бы 80 лет...

Судьба творческого наследия Михаила Ивановича ещё не определена, она ещё ждёт своих профессиональных исследователей. Не сформирован и не изучен специалистами архив: музыкальные записи, нотные, литературные и фотоматериалы. Современники в большом долгу перед ним, музыкальная общественность должна приложить все усилия, чтобы творческое наследие обрело достойную оценку и понимание значимости этой одарённой многогранной личности в истории музыкальной культуры Мордовии.

Трудовая деятельность Михаила Фроловского, выпускника Рязанского музыкального училища и Саратовской консерватории, началась после распределения в Мордовию. Судьбоносной оказалась его встреча с Людмилой Павловной Юшковой, которая была пламенным инициатором создания оперного театра в Саранске. Она внесла огромный вклад в развитие профессиональной музыкальной культуры Мордовии. Обладая уникальной интуицией, Л.П.Юшкова сумела определить творческую незаурядность молодого специалиста. И с 1958 года М.Фроловский почти пятьдесят лет вёл хоровое дирижирование, чтение партитур, хоровую аранжировку, сольфеджио, гармонию, руководил симфоническим оркестром в Саранском музыкальном училище имени Л.П.Кирюкова. Фроловскому принадлежат либретто к театральным сочинениям выдающегося мордовского композитора Гавриила Вдовина - опере «В шесть часов вечера после войны» и музыкальной драме «Ветер с Понизовья». Но главное - это, конечно же, постоянная работа с хором.

В книге «Леонтий Петрович Кирюков» (авторы-составители А.И.Буянова, И.А.Галкина) приводятся воспоминания Михаила Ивановича о начале творческой деятельности: «После окончания дирижёрско-хорового факультета Саратовской государственной консерватории имени Л.В.Собинова я по распределению приехал на работу в Мордовский государственный ансамбль песни и танца. Однако, как это часто бывает в нашей действительности, место было занято, и я оказался «свободным художником». По предложению заместителя министра культуры я согласился на преподавательскую работу в музыкальном училище.

Получилось так, что большую роль в моей творческой судьбе сыграли Л.П.Юшкова  бывшая тогда в музыкальном училище заместителем директора по учебной части, и выдающийся музыкант, композитор Л.П.Кирюков. Людмила Павловна рекомендовала меня в Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарёва в качестве художественного руководителя академического хора, а затем предложила поработать хормейстером над двумя великими для меня произведениями - оперой «Кармен» Бизе и музыкальной драмой «Литова» Кирюкова. Этими произведениями открывал свой новый сезон (1959-1960) Мордовский музыкально-драматический театр... Будучи хормейстером спектакля «Литова», я почти ежедневно встречался с Кирюковым, автором музыки этого сочинения. Мне кажется, что самая яркая и интересная музыка в «Литове» и других театральных сочинениях Леонтия Петровича - хоровая, своей народностью, песенностью, мелодизмом, индивидуальностью уходящая глубоко в традиционную музыкальную культуру Мордовии. Именно песню, точнее, хоровую песню Кирюков впитал, что называется, с молоком матери... Опера Кирюкова «Нормальня» была поставлена 19 мая 1962 года,.. Я в этой постановке вновь был хормейстером, чему очень рад, так как хоровая музыка в опере снова занимала ведущее место...»

Поняв и полюбив мордовский национальный мелос, Михаил Фроловский удивительно органично и легко вошёл в вербальную сонористику сложных национальных оперных сочинений на эрзянском и мокшанском языках.

Творческая одержимость, жажда новых музыкальных знаний повели молодого музыканта от хормейстерского пульта к симфоническому оркестру. Он самостоятельно изучает симфоническую оркестровку и дирижирует оперными спектаклями текущего репертуара, а в музыкальном училище в работе со студенческим оркестром начинает открывать для себя тайны инструментовки. Ведь только таким образом можно решать проблемы неполного состава ученического оркестра. В библиотеке музыкального училища хранятся многие страницы репертуара симфонического учебного оркестра, написанные им.

Яркими событиями музыкальной жизни Саранска 70-80 годов были оперные спектакли коллектива преподавателей и студентов музыкального училища. Работу всегда инициировала Л.П.Юшкова, она же была режиссёром-постановщиком, дирижировал М.И.Фроловский. Творческими вершинами стали спектакли «Евгений Онегин» П.И.Чайковского, «Травиата» Д.Верди, «В шесть часов вечера после войны» Г..Г..Вдовина.

Слушатели помнят, как роскошно и наполнено звучали в концертах увертюры к «Литове» Л.Кирюкова, «Травиате» Д.Верди, I часть Второго концерта С.Рахманинова для фортепиано с оркестром. Именно в симфонической дирижёрской практике формируется знаменитая великолепная мануальная техника дирижёра Фроловского. Его жест точен, лаконичен, эмоционален, наполнен невероятной энергетикой. Оркестр, хор и солисты всегда уверены в дирижёрских посылах и помощи маэстро. Все помнят его постоянное требование: «Смотрите на меня!».

В это же время выковываются и лидерские авторитарные качества. Репетировать маэстро мог часами, доводя себя и певцов до изнеможения, но результаты всегда были блестящие. Перед концертами он всегда волновался, и плохо было тому, кто попадал «под горячую руку»…

И, тем не менее, Михаил Иванович был очень доброжелателен с молодыми коллегами, делился педагогическими находками, умел корректно подсказать выход из репетиционного тупика, не жалел времени на творческую помощь. Он был «заводным», умел сочинять и режиссировать «капустники», легко писал смешные юбилейные оды коллегам.

Очень показательна история 1975-78 годов, когда Л.С.Ларин (в то время директор Саранского механического завода) пригласил дирижёра-академиста, заслуженного деятеля искусств руководить самодеятельным заводским ансамблем песни и танца «Калинка». И опять сработала жажда нового, открытость к новым трудностям, отсутствие снобизма, демократичность и требовательность в процессе репетиций. Всё это, помноженное на дирижёрский талант, тонкий репертуарный вкус, совершило очередное чудо. Ансамбль «Калинка» под руководством Фроловского стал лауреатом Всесоюзного фестиваля художественной самодеятельности трудящихся и получил звание народного коллектива.

Но самым любимым, изысканным, выразительным инструментом для Фроловского всегда оставался академический хор. Полвека длилось служение хоровому искусству Хоры были и профессиональные театральные, и юношеские ученические, и университетские студенческие, и школьные самодеятельные.

Михаил Фроловский, обученный и воспитанный в лучших традициях русской вокально-хоровой школы, любил сочные, яркие тембры хоровых партий с их характерной окраской, динамические и темповые контрасты звуковой палитры. В работе он всегда добивался полноты звучания на хорошей певческой дыхательной опоре, но никогда не позволял форсировать звучание голоса, следил за свободой вокализации.

В выборе хорового репертуара Михаил Иванович никогда не ошибался. Оценивая возможность данного хорового коллектива, он искал сочинения, которые помогут раскрыть исполнительские возможности и способствовать творческому росту певцов. К сожалению, идеальных составов хора никогда не было, Фроловскому приходилось делать десятки оригинальных, ярких переложений и аранжировок, облегчающих те или иные задачи, преодолевающих определённые технологические проблемы…

Фроловский М.И. Праздник хора [ноты]: Переложения и обработки произведений для смешанного и женского хоров / М.И. Фроловский [сост. В.В.Семелев; ред. О.Е.Симкина; автор статьи С.С.Молина].- Саранск, 2014.- С. 4-6.


Литература:

1.Бояркина Л.Б. Мордовская музыкальная энциклопедия. – Саранск, 2011.

2.Бояркина Л.Б. Хоровая культура Мордовии: фольклор, традиции, современность: энц. справ. – Саранск, 2006.

3.Калитина Н.П. Очерки о мордовском музыкальном театре. – Саранск, 1986.

4.Мирская Н.М. Мастера сцены Мордовии, или Штрихи к портретам. – Саранск, 2005.

5. Праздник хора // Музыка и мы (газета СМУ им. Л.П.Кирюкова). - №5.- 2014 (№25).

6.Ситникова Н.М. В час возмездия // Театральная жизнь. – 1982. – № 4.

7.Ситникова Н.М. Страницы музыкальной истории: статьи, очерки, рецензии / сост. Т.И.Одинокова; ред. И.А.Галкина. – Саранск, 2001.

8.Ситникова Н.М. Музыка сцены: статьи, очерки, рецензии. – Саранск, 2013.

           

Памяти М.И.Фроловского // сайт Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея им. И.Д.Воронина


 

Наверх