Мордовия музыкальная
Беспалова (Еремеева) Раиса Макаровна


21.01.1925, с. Курилово ныне Ромодановского района РМ – 18.12.1993, г. Саранск


Народная артистка РСФСР (1970), МАССР (1964). Заслуженная артистка МАССР (1957). Награждена орденом «Знак Почёта» (1960), медалями.

 

 

 

 

 

 

Мордовская земля дала миру выдающихся мастеров - Эрьзю, Сычкова, Яушева... И Раису Макаровну Беспалову - замечательную певицу, артистку, педагога. В январе ей исполнилось бы 70 лет. И, конечно же, состоялось бы торжественное чествование народной артистки России и Мордовии. Ей сказали бы сотни теплых слов, напомнили о лучших страницах творческой жизни. Но Раиса Макаровна ушла, не дожив года до своего праздника. И сегодня юбилейные торжества заменены памятными. Но никто не может заменить Беспалову в искусстве, в жизни, в истории.

Впервые я услышала это имя еще в юности: блистательное исполнение Р.Беспаловой роли Литовы в музыкальной драме Л.П.Кирюкова сразу же заставило восторженно заговорить о певице всех, кто любил музыку. И хотя к этому времени она была уже признанной певицей, тот спектакль 1959 года вошел в историю мордовской культуры и в творческую биографию Раисы Макаровны как день рождения Артистки. Нет, не примадонны - для этого статуса у Беспаловой так никогда и не накопилось самолюбования, самомнения, самоуспокоенности. Только талант. И только труд. А имя певицы с тех пор навсегда слилось с образом народной героини, а не капризной «оперной дивы». Даже когда она пела Кармен или Сильву...

Чудесный голос - меццо-сопрано, серебристо-светлое звучание которого наполнено теплом и нежностью. Безупречная ровность тембра и звуковедения. Вокальная и сценическая культура. Да разве можно пересказать все то неуловимое, что зовется вокальным искусством? Лучше еще и еще раз послушать этот голос. И публика приходила в театр «на Беспалову» (к сожалению, сегодня услышать голос певицы почти невозможно - ее записи редко покидают фонды республиканского радио...).

Но театр - организм сложный, и артистический мир изнутри предстает не таким сверкающим, как выглядит внешне. Подчас трудно бывает, попав в его «ауру», сохранить цельность характера, объективность взглядов на себя и на других. Те музыканты, которые работали рядом с Беспаловой, запомнили ее как человека, неподдельно преданного делу своей жизни и искренне желающего, чтобы и другие нашли для себя достойное место в искусстве. До сих пор помнит бывшая солистка музыкально-драматического театра А.Земляченко, что Раиса Макаровна сама (!) предложила ей исполнить с нею «в очередь» роль Чипры в «Цыганском бароне» И.Штрауса - после того, как почти случайно услышала ее в этой партии. И артистка хора Государственного музыкального театра имени И.М.Яушева М.Стешина, начинавшая свою сценическую жизнь в начале 60-х и обладающая яркими вокальными данными, стала смелее выступать в небольших оперных партиях, когда услышала строгие, но такие добрые слова признанного мастера: «Голубушка, нечего тебе бояться, надо начинать...» Так юная Стешина стала петь в оперных спектаклях те же партии, что и Раиса Макаровна, - Полину в «Пиковой даме», Зибеля в «Фаусте»...

Но не только театру отдавала Беспалова свое сердце. Ее обширный концертный репертуар включал в себя классику и народную музыку, песни, романсы и арии. В своем камерно-исполнительском творчестве певица была столь же профессиональна, как и в сценическом. Но еще одно качество отличало ее от многих: отсутствие «музыкального снобизма». В чем это проявлялось? Судите сами. В 1963 году студент Горьковской консерватории имени М.И.Глинки, начинающий композитор из Мордовии Г.Вдовин написал свое первое крупное сочинение - вокальный цикл «Песни родного края» на стихи П.Гайни, А.Эскина, народные тексты. Он вложил в эту музыку всю свою любовь к родной земле. И посвятил цикл P.M.Беспаловой - человеку, олицетворяющему для композитора талант и душу мордовского народа. А через год знаменитая певица стала первой исполнительницей сложного, масштабного произведения никому еще не известного автора.

Когда Раиса Макаровна оставила театр и полностью занялась педагогической деятельностью в Саранском музыкальном училище имени Л.П. Кирюкова, свои знания и мастерство, свой профессиональный и человеческий талант стала отдавать ученикам. Наверное, она хорошо представляла на их месте себя - ту девушку из мордовского села Курилова, которая в 1944 году приехала учиться в национальную оперную студию при Саратовской консерватории имени Л.В.Собинова. И уж она-то знала, как необходимы в это время для юной души теплое слово, дружеское участие. Поэтому тайны вокального искусства и художественной интерпретации музыки ее воспитанникам помогала постигать по-настоящему материнская забота Учителя. Конечно же, эти годы помнят десятки учеников Р.М. Беспаловой. А среди них - солисты разных театров и филармоний России - М.Сараева, Г.Кичкаева, заслуженные артисты Мордовии - И.Мякишев, Л.Ганина...

Но и здесь, в Саранском музыкальном, Раиса Макаровна вновь оказалась... в роли оперной звезды. По давно сложившейся в училище традиции, его преподаватели и студенты время от времени устраивали себе и другим замечательный праздник: постановку какой-либо классической оперы. В 1975 году это был спектакль «Евгений Онегин», в котором партию няни спела Беспалова.

- Задумав поставить эту оперу, П.И.Чайковского, я мало надеялась, что Раиса Макаровна согласится принять в ней участие и выступить вместе с почти самодеятельными артистами, - вспоминает сценический руководитель и постановщик спектакля, заслуженный работник культуры России Л.П. Юшкова. - Но она с такой серьезностью отнеслась к моему предложению, с такой ответственностью к работе, что стала примером для всех. Ни тени заносчивости, пренебрежения к своим неопытным партнерам. Полное уважение к мнению и пожеланиям режиссера и дирижера.

А через год «оперная практика» получила продолжение. Композитор Вдовин специально для сложившегося состава написал свою первую оперу «В шесть часов вечера после войны» по пьесе В.Гусева и либретто М.Фроловского. Беспалова вышла на сцену в роли медсестры военного госпиталя Полины Сергеевны. Вот что отмечал журнал «Советская музыка», рассказывая об этом спектакле музыкального училища: «Рядом с молодыми исполнителями выступила замечательная мордовская певица P.M.Беспалова. Ее прекрасный голос и актерское мастерство позволили в небольшой роли Полины Сергеевны воссоздать с покоряющей силой величие материнского сердца русской женщины».

Да, она могла понять и воплотить образы русской матери, цыганки Кармен, японки Сузуки... Потому что была настоящей эрзянской женщиной - упорной в работе, талантливой в творчестве, скромной в жизни. И голос ее, весомый и звонкий - точно такой, какой во все времена ценился у мордовского народа, каким запевались все мордовские песни. Недаром же для такого вот голоса предназначена вокальная партия народной героини Литовы.

 

Ситникова Н.М. Артистка // Известия Мордовии. - 1995. - 28 января.

 

«Театральная» история актрисы Беспаловой

 

Беспалова занимает особое место в ряду наиболее ярких представителей национальной художественной интеллигенции Мордовии 2-ой половины XX столетия. Во многих отношениях она была и остаётся для республики личностью уникальной. Раиса Макаровна первой в Мордовии была удостоена звания народной артистки России (1970), первой среди артистов республики награждена орденом «Знак Почета» (1960), стала первым представителем художественной интеллигенции Мордовии, избранным депутатом Верховного Совета СССР (1962) и депутатом Саранского городского Совета (1957).

< ...>  Её появление осенью 1959 года на сцене только что созданного в республике Государственного музыкально-драматического театра в заглавной роли народной героини Литовы в одноимённой музыкальной драме Л.П.Кирюкова − событие знаковое. Постановка драмы открыла новую главу в биографии музыкального театра на мордовской земле и первую страницу в «театральной» истории профессиональной актрисы-эрзянки. «Успех этого спектакля, − отмечает Н.М.Мирская, во многом принадлежал тогда именно Беспаловой. Её чудный голос, проникающий в душу, тёплый, лиричный, своеобразная манера исполнения покорили всех поклонников оперного искусства сразу и навсегда. Её шли слушать. Её любили слушать. Она сразу приобрела своё имя...» (1, с. 32). Театралы со стажем помнят, что после премьеры спектакля Беспалову стали называть «Литовой», подчеркивая тем самым артистические способности актрисы и её точное попадание в образ.

< ...> В 60-е годы театральное искусство Мордовии переживало необыкновенный подъем. Для постановки оперных спектаклей и оперетт в Саранск приглашались известные режиссеры, театральный коллектив регулярно пополнялся приезжими и местными исполнителями выпускниками музыкального училища, росла посещаемость спектаклей зрителями. Сценическая деятельность Беспаловой была отмечена яркой и большой работой над главными партиями в классическом оперном репертуаре («Кармен», «Русалка», «Чио-Чио-сан», «Травиата», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «В бурю», «Лакме» и др.) и в опереттах («Морской узел», «Севастопольский вальс», «Цыганская любовь», «Цыганский барон», «Веселая вдова», «Сильва», «Марица» «Поцелуй Чаниты» и дp.).

< ...> Почитатели вокального таланта с любовью называли Раису Беспалову не иначе как «мордовский соловей», сравнивая её с птицей, певческие возможности которой стали на Руси предметом поэтизации. Природа наделила певицу уникальными вокальными данными, редко встречающимися даже у исполнителей с мировым именем.

< ...> Беспалова с одинаковой легкостью пела в диапазоне меццо-сопрано (Кармен из одноименной оперы Ж.Бизе), контральто (Княгиня в опере «Русалка» A.Даргомыжского), сопрано (главные роли в опереттах «Веселая вдова» Ф.Легара, «Сильва» и «Марица» И.Кальмана), исполняла русские романсы, песни советских и зарубежных композиторов, мордовские и русские народные песни. Необыкновенно разнообразна тематическая направленность вокальных произведений в её исполнении: «Песня матери» из кантаты А.Новикова, чилийская народная песня «Сердце, не плачь», «Нежность»  А.Пахмутовой, «Я живу у моря» (муз. В.Шеповалова, стихи В.Норкина), колыбельная «Тютю-балю» (муз. Л.Кирюкова, стихи Ф.Атянина) и многие другие.

<...> В 60−80-е годы голос Беспаловой часто звучал по Всесоюзному радио, в рубрике «Песни народов СССР». Визитной карточкой Мордовии в это время являлся вокальный цикл «Песни родного края» (1963) композитора Гавриила Григорьевича Вдовина на поэтические тексты традиционных народных песен и стихи мордовских поэтов. Вдовин специально посвятил свой цикл, рисующий архетипические картины жизни мордовского народа, Раисе Макаровне.

Хорошо знакомые Беспаловой ладовая организация и приёмы вокализации эрзянских музыкально-поэтических текстов помогли ей с высокой эмоциональной отдачей интонационно отобразить образный мир древней мифологии мордвы («Павань толга-мекшава»), передать неприхотливую красоту деревенской жизни («Пастухонь моро») и любовь к родной земле («Родной мастор»). После Беспаловой воспроизвести этот сложнейший в музыкальном отношении национально-вокальный цикл уже никто из мордовских исполнительниц не решился.

Композитор Георгий Сураев-Королев, с которым Беспалову связывало тесное творческое сотрудничество с начала 50-х годов, со времени их совместной работы в ансамбле песни и пляски «Умарина», посвятил ей музыкальную балладу «Говорит Саранск». Именно этими словами открывало свое вещание республиканское радио Мордовии. Подаренный ей лично в июне 1992 года сборник вокальных сочинений Георгий Иванович сопроводил примечательной надписью: «Уважаемая Раиса Макаровна! Ваш дивный голос открывает мою книгу... Сердечно кланяюсь исполнению моих сочинений Вами».

В республиканском музее изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи хранится портрет Беспаловой, написанный Евгением Алексеевичем Ноздриным. Художнику удалось создать величественный торжественный образ актрисы, передав в чертах лица чувство человеческого достоинства, ум, приветливость, скромность.

< ...> Замысел портрета родился у Ноздрина после премьеры музыкальной драмы «Литова» (1959). На протяжении длительного времени художник неоднократно обращался к исполнительнице роли Литовы с просьбой позировать, но Раиса Макаровна неизменно отказывалась.

< ...> Нежелание иметь свой портрет, так же как и отказы от предложений записать концертные выступления на республиканском телевидении, объясняются твердым убеждением Раисы Макаровны, выраженным в ее словах: «Вокалиста не обязательно видеть. Его нужно слушать и слышать». Данное высказывание примечательно тем, что в нем Беспалова явно осознавала себя, в первую очередь, певицей, хотя разделить Беспалову певицу и Беспалову актрису принципиально не представляется возможным.

Путь к вершинам вокального и актерского мастерства Беспалова начала в семье и в школе. Обстановка, в которой прошли детские и юношеские годы Раисы, сыграла решающую роль в формировании мировоззрения будущей актрисы и певицы. Ее отец Макар Фомич, эрзянин по национальности, обладавший красивым, сильным голосом, неплохо играл на балалайке и любил петь мордовские и русские народные песни. Мать – Крестиния Силантьевна Хлопотова, русская женщина, в совершенстве овладевшая эрзянским языком, также любила петь. Особенно часто в ее исполнении звучала песня «Бродяга».

Мордовская и русская разговорная речь, а также народные песни способствовали формированию у Раисы синтетического эрзяно-русского сознания и выработке культуры полиэтнического мышления. Семья Беспаловых слыла в Курилове певческой, поскольку наряду с родителями с удовольствием пели их дети – пять сестер и сын. Для Раисы семья явилась первой школой «эстетического интернационализма», в которой она на практике соприкоснулась с композиционными нормами и стилевыми особенностями народной песни - мордовской и русской. Народная песня стала для Беспаловой базой последующего творческого становления, совершенствования и оттачивания вокального мастерства. Пение не было единственным увлечением девочки. С не меньшим увлечением она постигала основы танцевальной культуры эрзян - изящной и скромной, с плавными, степенными, сдержанными движениями.

< ...> На профессиональной сцене музыкально-драматического театра уроки народной хореографии помогали ей в работе над образами героинь, характер которых намеренно подчеркивался танцевально-телесной пластикой, например, над ролью Кармен в одноименной опере Ж. Бизе.

< ...> В школе Раиса не только прекрасно декламировала стихи, пела под собственный аккомпанемент на гитаре, танцевала, но и активно участвовала в работе драматического кружка. В нем она получила первые уроки актерского мастерства. Нередко школьная самодеятельность выступала перед земляками в сельском клубе. Старожилы села помнят зажигательный танец «Казачок» и песни военных лет в исполнении юной Беспаловой, которые слушали, вытирая слезы.

К 15 годам у нее сформировалось твердое убеждение в том, что она непременно должна связать свою жизнь с профессиональным танцем. Вместе с подругой Антониной Боряевой (в девичестве Гудковой) она поехала в Саранск поступать в балетную студию, существовавшую при театре оперы. Девушек ожидала неудача: приём в студию был завершен, и поэтому им пришлось вернуться обратно. Его величество случай не позволил Раисе стать балериной.

Учеба в старших классах школы пришлась на годы Великой Отечественной войны, тяготы которой семья Беспаловых ощутила в полной мере. В 1943 году умерла старшая сестра Раисы Василина, брат Дмитрий вернулся с фронта инвалидом. В 10-м классе Раиса серьезно увлеклась художественной литературой, а желание стать драматической актрисой превратилось в главную цель её жизни.

В 1944 году, нарушая патриархальные семейные традиции, Раиса предпринимает вторую попытку связать свою судьбу с театральным искусством. Она едет поступать в Московский государственный институт театрального искусства им. А.В.Луначарского по специальности «Драматическая актриса». Судьба приготовила Раисе очередной неожиданный сюрприз. На вступительных экзаменах, по ходу чтения стихов, ей пришлось спеть песню о трех танкистах. Члены приемной, комиссии, услышав поставленный голос абитуриентки − меццо-сопрано, вынесли неожиданный вердикт: «Ваше призвание на сцене оперного театра. Вам нужно учиться в консерватории».

Время учебы в мордовской национальной оперной студии при Саратовской консерватории им.Л.В.Собинова, а затем и в консерватории пришлось на послевоенные годы. Без материальной и моральной поддержки сестер Марии, Анастасии, Анны и брата Дмитрия успешно завершить учебу было бы невозможно. Обучаясь в консерватории, Раиса не забывала своё село и семью. Об этом периоде жизни она написала так: «Когда я училась в консерватории, то каждое лето приезжала работать в свой Куриловский совхоз им. И.В.Мичурина Ромодановского района. Полола там свеклу, просо, делала все, что придется» (Беспалова Р.М. Творчество жизни // Театральная жизнь. 1966. № 7. С. 5).

Кардинально изменить жизнь Беспаловой мог бы утвердительный ответ на заманчивое, даже, фантастическое для дальнейшей карьеры выпускницы консерватории предложение стать солисткой Саратовского театра оперы и балета им. Н.Г.Чернышевского. Но молодая певица решила вернуться в Мордовию, хотя в Саранске на тот момент оперного театра не было. Педагог Раисы Макаровны по вокалу А.Ф.Гюббенет с пониманием отнёсся к желанию воспитанницы. На подаренной ей памятной фотографии он оставил надпись: «Верю в твое будущее. Только работать. Будь смелей...».

С августа 1952 года, работая солисткой ансамбля песни и пляски «Умарина», Раиса Макаровна не оставляла тайную надежду выйти на театральную сцену. Она внимательно следила за репертуаром Мордовского драматического театра, постигая секреты актерского мастерства во время просмотра спектаклей и посещения репетиций. Особенно ее впечатляли игра и сценические образы, созданные Анной Михайловной Бабахан. Давняя мечта Раисы Макаровны осуществилась в 1959 году. Она становится ведущей солисткой Государственного музыкально-драматического театра, созданного на базе реорганизованного драматического. Музыкальная драма «Литова» явилась в начале 60-х годов необходимой основой развития театрально-музыкального искусства Мордовии, шагом на пути к постановке классических опер. Заглавная роль Литовы, в которой имелись монологи, сольное пение и которая изначально предполагала наличие навыков драматической игры, не случайно была отдана Беспаловой. Образ народной героини, прототипом которой послужила участница разинского восстания, разделившая участь великой Жанны д'Арк, по-настоящему увлек Раису Макаровну. Передавая свои ощущения от образа Литовы, Беспалова писала: «Моя героиня очень мне нравится тем, что говорит и поет на родном эрзянском языке» (Беспалова Р.М. Покш сцена лангсо васенце роль // Эрзянь правда. 1959. 20 сент.).

Работа над сценическим воплощением образа Литовы явилась естественным и логичным продолжением прежней деятельности певицы. Стилистика и жанровое разнообразие мордовской песни (игровые, обрядовые, скорбные, величальные), создававшие эмоционально-музыкальный фон спектакля, были хорошо знакомы Беспаловой с детства. К арии Литовы (2 д.) она неоднократно обращалась в прежней концертной деятельности, а над отдельными вокальными номерами много работала дома, аккомпанируя себе на фортепьяно. Беспалова стала самой яркой исполнительницей этой роли на мордовской сцене, психологически точно передав напряженный  трагизм, светлую оптимистичность, величие личности и нравственную ценность бытия. В одной из рецензий на премьеру спектакля отмечалось: «Она (Беспалова − А. Е.) играет и поет с большой выразительностью. Прекрасное пение артистки неоднократно вызывало у зрителей дружные аплодисменты» (Вечканов С. Прекрасная Литова // Советская Мордовия. 1959. 25 сент.). В другом отзыве говорилось: «...Р.М.Беспалова  обладательница большого, красивого голоса, звучащего ровно и наполненно во всех регистрах, сумела отлично передать отважный образ Литовы» (Урицкая Б. В новой редакции… // Сов. Мордовия. 1959. 25 сент.).

< ...> Осенью 1973 года, находясь на пике славы и признания, Раиса Макаровна пишет заявление об уходе из театра. После 14-летнего пребывания в коллективе такое решение далось ей нелегко. С этого момента можно говорить лишь об опосредованной связи Беспаловой с театром музыкальной комедии, в частности, через педагогическую деятельность на вокальном отделении Саранского музыкального училища. Выпускники училища всегда составляли костяк музыкального театрального коллектива, пополняя его ряды. Являясь дипломированным специалистом-педагогом по вокалу с высшим образованием, Беспалова работала в музыкальном училище по совместительству с 1964 года. После ухода из театра творческая деятельность Беспаловой продолжалась в новом, но хорошо знакомом ей коллективе единомышленников до 1989 года. Среди наиболее известных её учеников значатся заслуженные артисты Мордовии Иван Мякишев и Людмила Ганина.

В училище Беспалова не рассталась окончательно со сценой и актёрской профессией. В лирической опере «В шесть часов вечера после войны» Вдовина (либретто М.И.Фроловского) она исполнила специально введенную для неё в спектакль партию Полины Сергеевны. В опере «Евгений Онегин» П.И.Чайковского, в которой прежде Раиса Макаровна исполняла роль Ольги, она сыграла роль няни. Оба спектакля были поставлены силами педагогов и преподавателей училища.

Были афиши, были спектакли, были роли. Была «театральная» история актрисы Беспаловой, о которой с теплотой говорилось со сцены 11 ноября 2005 года на торжественном вечере, посвященном 70-летию музыкального театра. В специально выпущенном в честь этого события номере газеты «Нам − 70» о 60-х годах написано: «В оперных спектаклях пели блестящие вокалисты: Р.Беспалова, Э.Мижигурская, А.Лисовский... А петь вместе с ними и играть рядом с ними на сцене − значит быть счастливым человеком» (Земляченко А.Н. Я счастлива, что жизнь моя протекла в стенах этого театра // Нам – 70. 2005.11 ноября).
   Примечания:
1.Мирская Н.М. Беспалова-Еремеева Раиса Макаровна // Мастера сцены Мордовии. – Саранск, 2005. − С. 31-32.
2.Троицкая Л. Отличный ансамбль, высокое мастерство // Советская Башкирия. 1971. 13 июля.
3.Еремеев Г. Перед прощальным концертом // Ульяновская правда. 1971. 26 августа.
4.Полтавцева Н. Весёлый, жизнеутверждающий юмор // Красный Октябрь. 1973. 13 июля.
5.Беспалова-Еремеева Раиса Макаровна // Искусство Мордовии. Библиографический справочник / сост. О.В.Пашутина. − Саранск, 1975. − С. 123-125.
6.Беспалова Р.М. Творчество жизни // Театральная жизнь. 1966. № 7. С. 5-6.
7.Беспалова Р.М. Покш сцена лангсо васенце роль // Эрзянь правда. 1959. 20 сент.
8.Вечканов С. Прекрасная Литова // Советская Мордовия. 1959. 25 сент.
9.Урицкая Б. В новой редакции... // Советская Мордовия. 1959. 25 сент.
10.Земляченко А.Н. Я счастлива, что жизнь моя протекла в стенах этого театра // Нам − 70. 2005. 11 ноября.

 Еремеев А.Д. Феникс-2006: науч.ежегодник каф.культурологии / гл.ред.Н.И.Воронина. – Саранск, 2006.– С.143-148.

 

Известная и неизвестная Раиса Беспалова

 

<...> Сходство художественного сознания и творческая близость в большой мере прослеживаются по линии сравнения Беспаловой с Эрьзей. Формирование мировоззрения и «картины мира» обоих протекало под влиянием народной культуры, в частности эрзянского языка как системы значимых звуковых единиц, определяющих национальное восприятие действительности. Особое, подчеркнуто уважительное отношение к родному языку Беспалова неоднократно выражала в словах: «В мире существуют два языка, как будто специально созданных для вокального пения, - итальянский и мордовский. В них очень много гласных звуков». Утверждение о певучести названных языков базировалось на прекрасном знании музыкальной культуры различных народов мира, в особенности итальянской и, конечно же, мордовской.

...Р.М.Беспаловой на сцене театра была создана целая галерея ярких женских образов, близких по фактуре к женским образам, созданных Эрьзей: испанка Кармен, японка Сузуки, цыганка Чипра, мадьярка Сильва, мордовка Литова. Мировоззрению и творческим порывам Беспаловой, так же как и Эрьзе, было присуще свойство театральности, то есть восприятие мира через игровое начало, как своеобразной сцены, как театра. Отсюда неожиданные поступки и перевоплощения...

Еремеев А.Д.
Саранск: город и горожане: матер.I и II Воронинских науч.чтен. (Саранск. 15 нояб. 1999 г.; 29-30 окт. 2000 г.) / отв. ред. Н.М.Арсентьев; редкол.: Н.И.Воронина, В.А.Юрченкова и др. – Саранск: изд-во Мордов. ун-та, 2002. - С. 219-226.

 

 


Театральные работы Р.М.Беспаловой

 

Княгиня («Русалка» А.Даргомыжского)

Ольга, Няня («Евгений Онегин» П.Чайковского)

Полина («Пиковая дама» П.Чайковского)

Кармен («Кармен» Ж.Бизе)

Сузуки («Чио-Чио-сан» Дж.Пуччини)

Маллика («Лакме» Л.Делиба)

Сильва («Сильва» И.Кальмана)

Марица («Марица» И.Кальмана)

Ганна («Веселая вдова» Ф.Легара)

Чипра («Цыганский барон» И.Штрауса)

Нина («Севастопольский вальс» К.Листова)

Клементина («Вольный ветер» И.Дунаевского)

Аксинья («В бурю» Т.Хренникова)

Туча («Невеста грома» К.Акимова и Ф.Атянина)

Литова, Варда («Литова» Л.Кирюкова)

Важяй («Нормальня» Л Кирюкова)

Полина Сергеевна («В 6 часов вечера после войны» Г. Вдовина)

 

Литература:

1.Беспалова Р.М. Творчество жизни // Театральная жизнь. – 1966. - № 7. – С.5.

2.Бояркина Л.Б. Хоровая культура Мордовии: фольклор, традиции, современность: энц. справ. / Л.Б.Бояркина. – Саранск, 2006.

3.Доска почета Мордовии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sarfest4.narod.ru/bespalova.html

4.Искусство Мордовии: Библиогр. справ. / сост. О.В.Пашутина. – Саранск, 1973. – С. 123-125.

5.Мирская Н.М. Мастера сцены Мордовии. – Саранск, 2005.

6.Мордовия: энциклопедия. В 2-х т. Т.1. – Саранск, 2003.

7. [дополнить]

 

Наверх