«Келу» - фольклорный ансамбль имени Г.И.Сураева-Королёва Мордовской государственной филармонии. Организован Сураевым-Королёвым в 1979 г. на базе одноименного женского фольклорного хора Мордовского республиканского Дома народного творчества (основан им же в 1963 г.). Именем для коллектива послужило название популярной мокшанской народной эпической песни «Келу» («Береза»). В разные годы филармонии коллектив возглавляли Сураев-Королёв (1979-82), В.А.Белоклоков (1982-83), А.Я.Левина (1984-91), Н.П.Спиркин (1991-2001) с 2002 г. – художественный руководитель B.C Родионов, хормейстер – И.В.Макейкина.
Значительный вклад в исполнительское искусство коллектива внесли балетмейстеры – В.С.Учватов, П.А.Каргин; концертмейстеры – А.Н.Гурьянов, В.П.Кошелев, В.Г.Пелагеин, В.И.Макарычев; певицы А.Атласова, Н.Вдовина, А.Гришаткина, В.Егоркина, Л.Родькина, Н.Спиркина, Г.Макшева и др.
В первоначальный период существования хор состоял из 50 певиц, в его репертуаре были представлены преимущественно протяжные эпические и лирические песни, записанные Сураевым-Королёвым в селах междуречья Мокши и Инсара Мордовии: «Куцькан» («Коршун»), «Мастор» («Родина»), «Шайговонь солдаттне» («Шайговские солдаты»), «Максимонь Варась» («Максимова Варвара»), а также песни из сел левобережья Волги в магнитофонных записях М.И.Чувашёва: «Шенжа» («Утка»), «Сыре башкир» («Старый башкир»), «Иванонь Устя» («Иванова Устинья») и др. Песни исполнялись в традиционных стилях мокшанского и эрзянского многоголосия, в исконной манере народного пения. Коллектив обладал яркой и гибкой динамикой, эмоциональностью и искренностью исполнения, элементами народной импровизации.
Деятельность современного состава ансамбля «Келу» подчинена задачам концертного обслуживания населения республики. Коллектив также часто выезжает в места компактного проживания мордвы за пределами республики, во многие финно-угорские центры и города России, гастролировал в Германии, Венгрии, Финляндии, Польше, Швейцарии. В репертуаре – мордовские, русские народные песни различных жанров и стилей в аутентичной записи и композиторской обработке, авторские песни, вокально-хореографические сюиты, народно-обрядовые сценки и др. Ансамбль – лауреат Государственной премии МАССР (1989), I Всероссийского телерадиоконкурса «Голоса России» (1990), участник Международного фестиваля народного творчества (Швейцария, 1994), Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Москва, 1985), Фестиваля финно-угорских народов (Хельсинки, 1990) и др.
Основан в 1939 г. как Мордовская государственная хоровая капелла, состоявшая из хора, певцов-солистов, баяниста-аккомпаниатора, художественного руководителя (он же – хормейстер и дирижер). С преобразованием хора в 1940 г. в ансамбль в его состав были включены танцевальная группа и балетмейстер, ансамбль народных музыкальных инструментов. Первоначальный состав коллектива был сформирован из выпускников Мордовского музыкально-драматического техникума (ныне Саранское музыкальное училище им. Л.П.Кирюкова), Мордовской музыкально-драматической студии, участниц этнографического хора при Мордовском республиканском Доме мордовки. Первым художественным руководителем и хормейстером «Умарины» был П.П.Емец. В последующие годы коллектив возглавляли Н.С.Рузавина, Н.Г.Дехтярёв, Г.И.Сураев-Королёв, И.Г.Резепов, Г.Г.Вдовин, Т.И.Одинокова, В.Д.Жестков, В.Ф.Ирченко, В.А.Белоклоков, С.В.Балабан; с 1990 г. – В.И.Четыркин. В «Умарине» начинали свою творческую деятельность многие известные певцы: М.Н.Антонова, P.M.Беспалова, Д.И.Еремеев, А.Н.Куликова, В.М.Кудряшов, Н.В.Маркова и др., в концертах ансамбля часто принимали участие И.М.Яушев, B.C.Киушкин, А.В.Яшнов. Значительный вклад в развитие исполнительского искусства «Умарины» внесли и другие артисты: П.Гордеев, Л.Кузьмина, Е.Лимонникова, Д.Шаталов, И.Кильдюшов, В. и М. Грачёвы, Н.Давыдов, В.Исайкина, Л.Кочеткова, Т.Градусова, В.Корюшкина, В.Пчёлкин, В.Каргина, В.Козляков, В.Чирков, С.Полибин, А.Евдаков, Г. и В. Шишлоновы, А.Ласкорунский, И.Батайкин, В.Числяк, Г.Стародубова, И.Калачина, подавляющая часть которых имеет почетные звания заслуженных артистов РМ.
За годы своей деятельности ансамбль стал известным пропагандистом музыкального и хореографического искусства мордовского народа, творчества композиторов республики, русской народной и профессиональной музыки. С именем «Умарина» неразрывно связано становление и развитие мордовской вокально-хоровой музыки, хореографического искусства, приобщение населения республики и мордовской диаспоры к профессиональным формам культуры. «Умарина» много гастролировала по Мордовии и стране; выступала на московских сценах, в Болгарии, Германии, Польше, Чехословакии, Финляндии; записывалась на радио и грампластинки. Коллектив удостоен Государственной премии МАССР (1974), диплома лауреата Всероссийского конкурса государственного ансамбля песни и танца (1978).
Первые программы «Умарины» составлялись из мордовских и русских народных песен в аранжировках и обработках Л.П.Кирюкова, Д.М.Мелких, М.И.Душского, Б.М.Трошина, С.В.Евсеева и др. В дальнейшем репертуар коллектива расширился за счет оригинальных композиторских сочинений разных жанров хоровой музыки – песен, кантат, вокально-хоровых циклов, вокально-хореографических сюит, музыкально-театрализованных сцен из обрядовой и празднично-зрелищной культуры мордовского народа. Ансамбль явился первым исполнителем произведений многих композиторов: Кирюкова (кантаты: «30-летие Октября» на сл. П.Гайни, «Молодая гвардия» С.Пронина и Н.Шибакова, «Течи праздник – юбилей» И.Кривошеева), Л.И.Воинова (кантата «Край родной» на сл. Н.Эркая), Сураева-Королёва (песня-гимн «Край наш, Мордовия» на сл. Гайни, обработки мордовских песен – «Вирь чиресэ» – «На опушке леса», «Аляняце вешенттянза» – «Батюшка тебя ищет»), Г.Г.Вдовина (народно-хоровая сюита «Тейтерень пия кудо» – «Девичий дом пива»), Н.И.Бояркина (вокально-хореографическая сюита «Тундонь вастома» – «Встреча весны» на сл. И.Калинкина), Н.В.Кошелевой (вокально-хореографическое представление «Мордовская свадьба») и многих других авторов. «Умарина» исполняла произведения советских композиторов – В.Г.Захарова («Провожанье», «Черемуха», «Куда б ни шел, ни ехал ты»), Н.В.Кутузова (обработки русских народных песен), К.И.Массалитинова («Край родной», «Слово о песне», «Мамаев курган»), Г.Г.Лобачёва (обработки русских, мордовских, татарских народных песен). В разные годы в репертуар включались и произведения классиков – А.П.Бородина (хор поселян из оперы «Князь Игорь»), М.И.Глинки (хор гребцов из оперы «Иван Сусанин», «Венецианская ночь», «Колыбельная» в переложениях для хора М.А.Балакирева), Г.В.Свиридова («Ты запой мне ту песню», «Вечером синим», «Повстречался сын с отцом») и др.
История «Умарины» была сложной, в ней наблюдались яркие творческие взлеты и периоды застоя, когда исполнительский уровень коллектива, качество его программ переставали отвечать высоким художественным требованиям. В лучшие годы работы искусству «Умарины» были свойственны сценическая яркость, динамичность развертывания программы, чистота хорового строя, естественная манера интонирования.
«Торама» – мужской ансамбль мордовской народной музыки, создан В.И.Ромашкиным в 1990 г. при Мордовском республиканском училище культуры, в последующем функционировал при отделении культуры г. Саранска Мордовской государственной филармонии; с 1998 г. – Муниципальное учреждение культуры фольклорный ансамбль «Торама». С сентября 2002 г. художественный руководитель коллектива – А.В.Ромашкин.
В репертуаре ансамбля представлены произведения мокшанского, эрзянского, шокшанского певческого фольклора, опубликованные преимущественно в 3-томной антологии «Памятники мордовского народного музыкального искусства», а также многочисленные наигрыши (скрипка, кальцаемат, нюди, вешкема, шавома и другие инструменты), записанные в экспедициях НИИЯЛИЭ при Совмине МАССР (руководитель Н.И.Бояркин). Главные задачи «Торамы» – восстановление (реконструкция) традиционного мужского многоголосия мордвы, исполнительских форм, присущих вокально-инструментальному интонированию. Значительное место в деятельности «Торамы» отводилось экспериментам, изучению методов аранжировки мордовских песен в различных стилях современной музыки. В 2001 г. совместно с Саранским городским оркестром русских народных инструментов ансамбль «Торама» исполнил вариации на тему мокшанской народной песни «Сюре кштирди» («Пряха»), выступал с хореографическим ансамблем «Каргонь ки» («Журавлиная дорога») Института национальной культуры Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарёва. В 2002 г. совместно с финским ансамблем народной музыки «MeNaiset» («Мы женщины») «Торама» осуществил запись CD-диска; в 2003 г. совместно с А.Куриным в Эстонской музыкальной академии (Таллин) записан диск этно-футуристической музыки. Последний проект ставил задачи: «Основываясь на ладовой системе древних песен эрзи и мокши, применяя специально разработанную систему гармонических замен, джазовых импровизаций и бурдонного бассо-остинато, получить принципиально новое звучание» (из интервью В.Ромашкина, опубликованного в журнале «Kansanmusiikki» (Finland), 1997. № 3). При содействии Общества М.А.Кастрена, Министерства культуры и образования Финляндии и Академии Сибелиуса ансамблем выпущено несколько аудиокассет и электронных дисков с мордовскими песнями.
За годы своей деятельности коллектив получил широкую известность в России и за рубежом; выступал в Англии, Бельгии, Голландии, Финляндии, Эстонии, Швеции и других странах. Ансамбль – участник многих фестивалей народной музыки, лауреат Государственной премии РМ (1994), II Всероссийского телерадиоконкурса «Голоса России» (1994); IV Международного фестиваля видеофильмов и телепрограмм «Финно-угорский мир» (I приз за фильм «Зов торамы», 1994).
Ансамбль «Торама» оказал влияние на развитие современного исполнительского фольклоризма, по типу «Торамы» начали образовываться мужские хоровые группы в Эстонии (устная информация Индрека Сярга, 2004); в 2000 г. основана детская фольклорная хоровая студия «Торама» при Саранском Дворце детского творчества (руководитель Г.В.Дулкин).
«Mordens» - национальный оркестр. Группа основана в 2005 г. в г.Саранске. Основатель коллектива - заслуженный работник культуры РМ Юрий Буянкин.
Когда-то имя мордовских племен в Европе в VI веке впервые было обозначено как "Mordens" (исторический труд «Getika» готского путешественника Jordanes). Среди множества интерпретаций значения имени этого народа (с древнеперсидского – «мужчина-воин», с латыни – «смерть дарующий» и т.п.), ключевым является его самоопределение. На многих, родственных ему финно-угорских языках, слова схожие фонетически: «Морт», «Мурт», «Мард» переводятся как «человек» и «предок-праотец». На языке самой мордвы «Морот» означает «песни».
Предпочитая и пропагандируя этнорок прогрессив, группа в то же время знакомит слушателя с древним мордовским мелосом. Органично насыщая свои композиции полифонией и многоразмерностью, сохраняет и развивает традицию музыкальной культуры своих предков.
Коллектив вляется обладателем трёх Гран-при Всероссийских общенациональных конкурсов (»Серебряные голоса» Иваново-2007, «Красота спасет мир» Москва-2007, «Морозко» Казань-2008), победителем песенного конкурса миноритарных народов Европы «Laulun laulut» («Песни песен» Швеция-2007), участник многочисленных российских и зарубежных этно и рок фестивалей. В 2010 г. группа обретает профессиональный статус, с 2011 г. документально именуется как «Национальный оркестр Морденс» (базируется в Мордовском государственном национальном драматическом театре).
В 2012 г. за создание музыки этно-рок оперы «Сказания Предков» и ее исполнение Mordens удостоен звания лауреата Государственной премии Республики Мордовия.
<...> На фольклорном материале поставлены вокально-инструментально-хореографические композиции: «Кудонь кирди» (имя мифологической покровительницы домашнего очага), «Тюштязоро» (имя легендарного царя и воина), «Пичень кудня» («Сосновый домик»), «Кува редяви тундонь чись?» («Как узнается весенний день?»), «Арака» (название хмельного напитка у мордвы-каратаев), «Эрямонь парь» («Жизненная кладезь») и др.
«Морденс» – представитель этнофутуризма, сочетает традиционную мордовскую музыку с хард-роком, рэпом, с академическим вокалом (сопрано – солистка Е.В.Алышева).
«Морденс» ведет активную концертную деятельность в России, гастролировал в Финляндии, Швеции, Эстонии, участвовал в международных, всероссийских региональных, республиканских фестивалях и конкурсах, стал обладателем «Гран-при» фестиваля-конкурса “Laulun Laulut” («Песни Песен»; Швеция, 2007), VIII Всероссийского конкурса вокалистов «Серебряные голоса» (г. Иваново, 2007), Международного фестиваля-конкурса национальных искусствв «Красота спасет мир» (г. Москва, 2007), I Всероссийского фестиваля-конкурса юных дарований (г. Казань, 2008) и др. Ансамбль представлен на CD: Минек эрямось кадовсь тевтнесэ = [Наша жизнь осталась в наших делах]: «Трилогия любви». (Саранск: Саунд-Сервис, 2007).
«Разгуляй» - государственный ансамбль казачьей песни и пляски им. С.В.Балабана (Лауреат премии Главы Республики Мордовия).
Коллектив основан в конце 2003 г.; художественный руководитель – С.В.Балабан, с 2009 г. – Т.В.Тюрина. В составе – певцы-солисты, хоровая и танцевальная группы, сформированные преимущественно из числа выпускников и студентов Института национальной культуры МГУ им. Н.П.Огарёва.
В репертуаре: популярные мордовские, украинские, русские народные песни и пляски, вокально-хореографические композиции на мелодии народных песен и инструментальных наигрышей: «Кува чуди Дунай речкась?» («Где течет речка Дунай?»), «Солеталися голубки», «Вольница», «У Сафона в огороде» (обработка рус. нар. песни Г.Г.Вдовина), «Грычаныки», «Чорноморец», «Распрягайте, хлопцы, коней» и др.
Ансамбль ведет успешную концертную деятельность: выступал в Москве, во Франции (2006), в Китае (Лауреат Всемирного фольклорного фестиваля стран Европы, Азии и Океании, 2007).
Бояркина Л.Б. Мордовская музыкальная энциклопедия / под общ.ред.Н.И.Бояркина. – Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2011.
Мордовские казаки воскресли на сцене
Идеей возродить фольклор мордовских казаков Сергей Балабан загорелся без малого двадцать лет назад, когда по предложению всесоюзного культурного ведомства он возглавил Республиканский ансамбль песни и танца «Умарина». И вовсе не только из сугубо личного пристрастия, поскольку в его жилах действительно пульсирует вольная, горячая кровь потомственных казаков. Дед, Федор Георгиевич Балабан, бывший офицер Семеновского полка и за ратного усердия Отчизны удостоенный Георгиевского креста, много рассказывал внуку про героических предков, в частности прапрадеда терского куренного атамана.
В самобытных старинных песнях мокшан и эрзян Сергей Владимирович сразу уловил прямую аналогию с казачьими перепевами: тот же мелос, та же система подголосков, слова только иные. Не иначе, тут прослеживалась общая первооснова. И точно. В библиотеке Саранского НИИ языка, литературы, истории и экономики он обнаружил солидный этнографический труд ученого Инчина, где как раз содержались исследования социально-историко-культурной, в том числе музыкальной генеологии мордовского казачества, позже постепенно мигрировавшего в южном направлении – к Дону и кавказскому Тереку, куда перекочевали и песенные традиции примокшанско-присурских угро-финнов.
Однако в середине 80-х задумка о сценическом воплощении собранного в Инчинской монографии художественного материала, мягко говоря, не нашла одобрения в вышестоящих инстанциях, без чьей визы творческие замыслы практически не имели шанса на существование. Один из тогдашних заместителей местного министра культуры наложил свое вето, прямо заявив, мол, какие еще в Мордовии казаки, он полвека прожил, ничего подобного не слышал…Тогда как окончивший консерваторию Георгий Иванович Сураев-Королев, всю жизнь раскапывавший богатейшие пласты национальной культуры и создавший великолепный ансамбль «Келу», и, надо полагать, не меньше министерского чиновника разбиравшийся в тонкостях музыкального искусства, тоже находил много общих нитей между мокшанским, эрзянским и казацким вокальным строем. Но позитивное мнение в ту пору не возымело силы.
Зато нынешней весной Сергей Владимирович вновь теперь уже директору Мордовской госфилармонии Николаю Серкину высказал предложение – организовать фольклорный коллектив мордовских казаков, Ведь и материал-то самый что ни на есть забойный, и преподнести его можно зрелищно, ярко, на потребу широкой публике. К тому же нашлись свежие исполнители – молодые, колоритные профессионально подготовленные выпускники факультета национальной культуры МГУ имени Н.П.Огарева. А их преподаватель Светлана Колесникова, кстати, свою певческую карьеру начинала под руководством Сергея Балабана, с его же благословения поступила в Гнесинку к Нине Константиновне Мешко.
Ребята бойко принялись осваивать музыкальный материал, назвавшись разудалым именем «Разгуляй». К открытию юбилейного сезона филармонии у новичков-казачков – уже полнометражная самостоятельная, срежиссированная Балабаном, концертная программа. А для полноты зрительского восприятия, убежден Сергей Владимирович, любой, выражаясь рыночным термином, даже исключительно качественный товар, следует продавать в соответствующей упаковке. Посему, кроме всего прочего, немаловажное значение придается сценическим нарядам. Некоторые возникли в связи с отсутствием каких-либо подлинных образцов одежды, какую носили мордовские казаки. Выручила известная саранская модельер Роза Левина, сумевшая реконструировать исторический костюм VI века н.э. За основу взяли варианты солдатской формы русского царского войска 1565-1684 гг. Поскольку костяк опричников при Иване Грозном формировался, как упоминается в трудах Льва Гумилева, из казаков-мокшан.
Ну а первое знакомство фольклорного ансамбля «Разгуляй» и публики ожидается на этой неделе. Мордовским казакам выпала ответственность дебютировать в предваряющем 60-й сезон нашей филармонии гала-концерте.