Народная инструментальная музыка (жанровая система) представляет собой множество видов наигрышей, находящихся в исторически сложившихся отношениях и связях друг с другом и образующих динамическую целостность. В мордовской культуре, как и в культуре многих финно-угорских и других народов, жанровая система простирается «от извлечения неупорядоченных домузыкальных шумов через реализацию отдельных музыкальных феноменов, например, ритмических фигур без фиксированной звуковысотности, до полностью сформировавшейся инструментальной музыки» (Штокман Э. Изображение труда в инструментальной музыке пастухов как художественное отражение действительности // Теоретические проблемы народной инструментальной музыки. – М., 1974. – С.64).

Для мордовской инструментальной музыки характерны: взаимопроникаемость жанров и стилевых видов, моно- и полифункциональность, полисемантичность значительной части наигрышей; сохранение элементов древнего синкретического искусства; отчетливо прослеживаемые связи с мифологией, трудовыми процессами, архаичными обрядами и ритуалами.

Жанры устойчиво коррелируются с тембрами отдельных инструментов, их составов и исполнительскими формами. Наиболее излюбленными были: одиночная (сольная) игра на инструменте, дуэты, трио, квартеты однородных и неоднородных инструментов. Встречались ансамбли из двух нюди, нюди и вешкема, фам и разнообразных идиофонов. Типы инструментов и исполнительская специфика способствовали разделению инструментальных партий во время ансамблевой игры на ведущие и аккомпанирующие. Ансамблевые наигрыши отличаются от одиночных наигрышей бóльшим амбитусом используемых звукорядов, богатством высотно-регистровых и темброво-динамических оттенков. Вокально-инструментальные ансамбли также имеют многовековые традиции. В протяжных песнях мелодические линии инструментов либо дублируют в унисон или октаву вокальные партии, либо дополняют хоровую фактуру новыми голосами.

Основным признаком для определения жанра является «типизация структуры под воздействием общественной функции и содержания» (Гиппиус Е. Программно-изобразительный комплекс в ритуальной инструментальной музыке «Медвежьего праздника» у манси // Там же. С.73); признак, позволяющий очертить группы и границы жанров, их взаимосвязи (в т.ч. диффузионные их пространства). Рассмотрение инструментальных произведений под этим углом зрения позволяет весь имеющийся музыкальный материал четко отнести к двум оппозиционным классам:

1) наигрыши, интонируемые при определенных обстоятельствах (приуроченные);

2) наигрыши, интонируемые при любых обстоятельствах (неприуроченные).    

Принципы оппозиции разделов лежит и в основе последующих уровней систематики. Так, приуроченные наигрыши четко подразделяются по характеру их связи с трудовой деятельностью; при этом образуются следующие разделы:

1) наигрыши, непосредственно связанные с трудом;

2) наигрыши, опосредованно связанные с трудом.

Связь с трудом наигрышей второго раздела обнаруживается через различные социальные институты: обряды, ритуалы, театральные формы, игры. 

Далее, спускаясь  ниже по иерархическим уровням, отчетливо прослеживаются следующие пары оппозиций: обрядовые – необрядовые; программные – непрограммные и т.д. (см.ниже классификационную схему: Жанровая система мордовской народной инструментальной музыки).

Из наигрышей, связанных с трудовой деятельностью, хорошо известны следующие: 

• р а б о ч и е  р и т м ы – лаконичные устойчивые формулы, исполняемые на ударных инструментах (идиофонах), иногда сопровождаемые пением; 

• о х о т н и ч ь и  ш у м о в ы е  р и т м и ч е с к и  н е  у п о р я д о ч е н н ы е    с и г н а л ы, производимые соударяемыми, ударяемыми и скребковыми идиофонами с целью выгона дичи на охотников; 

• о х о т н и ч ь и   м е л о д и ч е с к и е  с и г н а л ы, интонируемые на натуральных трубах (дорама / торама) перед началом и в конце охоты.

Наибольшее развитие у мордвы получила обрядовая инструментальная музыка, в которой различаются два основных класса наигрышей: непрограммные и программ-ные. К первым относятся широко распространенные в недавнем прошлом п о л и т е м б р о в ы е   ш у м о в ы е   н а и г р ы ш и, сопровождавшие эпизоды семейных и календарных озкс'ов (от "озномс" – поклоняться, молиться), карнавальных шествий, издаваемые на деревянных и металлических идиофонах, тембру и динамике которых придавалось семантическое значение. Наигрыши подразделялись на п а н е м а т (от "панемс" – отогнать) и   в е ш е м а т (от "вешемс" – просить).

Для программных наигрышей характерно многообразие жанровых видов. Их корни уходят в древнейшие культы, сохранившиеся у финно-угров до наших дней в мифологии, песенной поэзии и прозе, хореографическом и прикладном искусстве, обрядово-зрелищных формах народного театра. Они имеют устойчивые программные названия, связанные с названиями культовых животных, птиц и священных деревьев, которые часто заменяются метафорами (медведь – старик, лебедь – сереброкрылый и т.д.). По характеру и тембрам звучания, образно-тематическому содержанию, музыкально-стилевым особенностям и формам взаимодействия с традиционной песенностью эти наигрыши образуют несколько жанровых подгрупп: символическо-программного, программно-изобразительного и звукоподражательного характера. Они интонировались в прошлом на волынке и нюди, в наши дни – на скрипке и гармонике; нередко сопровождались встряхиваемыми металлическими и деревянными ударяемыми идиофонами, а также ступой с пестом (символ плодородия). Эти произведения исполнялись на свадьбе и в Рождественском доме, отличались значительной мелодической импровизационностью.

Орнитоморфные наигрыши – г у в а н ь  у н а м а т (воркование голубей), в которых символически отражались древние формы мышления, н а р м о н ь  с е е р е м а т (закликание птиц) – масленичные зовы перелетных птиц, интонируемые на флейтах-окаринах; н а р м о н ь   к и ш т е м а т (пляски птиц) – наиболее развитый вид орнитоморфных пьес, исполняемых в прошлом на нюди, гарзе и гайга, а ныне на скрипке, балалайке и гармонике. Структурообразующую функцию в них несут мелодико-ритмические компоненты.

Среди других жанровых видов обрядовой инструментальной музыки, наиболее сохранившихся у мордвы-мокши и эрзи, – наигрыши символически программного характера  п а з м о р о т (от "паз" – покровитель, "моро" – песня, наигрыш), бытовавшие на озкс'ах. Они посвящались анимистическим культам священных деревьев и воды; имеют названия «Келу» («Береза»), «Пяше» («Липа»), «Ведява» (имя мифологической покровительницы воды) и т.д. Последним, наряду с основной функцией – умилостивление Ведявы, присущи также другие элементы магии (например, очищение невесты после брачной ночи). 

Из необрядовой инструментальной музыки более всего распространены произведения двух жанровых видов. В а н ы ц я н ь  м о р о т (песни пастуха) – вид музыкально-философской инструментальной лирики. Интонируются они на нюди и по музыкальному складу представляют собой импровизации на основе напевов протяжных и плясовых песен и мелодики сигналов. О д о н ь  м о р о т (песни молодежи) исполняются на круговых играх, посиделках и осенних праздниках молодежи на нюди, гарзе, гайга. Их программные названия сходны с названиями инструментальных пьес финно-угорских и тюркских народов и связаны с именами девушек и парней, с видовыми названиями животных и птиц, а также с бытовыми явлениями.

По сравнению с приуроченными пьесами, н е п р и у р о ч е н н ы е  виды инструментальной музыки, интонируемые при любых обстоятельствах, занимали у мордвы скромное место. Это объясняется главным образом тем, что весьма строго регламентированный в прошлом земледельческий быт села оставлял мало времени для свободного музицирования на инструментах. Неприуроченные наигрыши заметно малочисленнее и неприуроченных песен, поскольку игра на инструментах не была столь массовым явлением, как пение. 

Наигрыши, интонируемые при любых обстоятельствах, представлены двумя видами: традиционными (мордовскими) и нетрадиционными, появившимися в результате активного культурного обмена между народами.

 

Бояркина Л.Б. Мордовская музыкальная энциклопедия / под общ.ред.Н.И.Бояркина.– Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2011.- С.106-109.

 

Народные музыкальные инструменты и звуковые орудия (систематика) – материальные и духовные памятники прошлого, памятники традиционной музыкальной культуры этноса. Они оказали влияние на зарождение и развитие многих форм народной музыки, на стилистику композиторского творчества и исполнительского искусства.

В последние десятилетия, период интенсивного изучения народных инструментов и включения их в художественную практику, сложилась традиция их упорядочивания по универсальной структурной классификации немецких ученых Эриха М. фон Хорбостеля и Курта Закса, получившей широкое распространение, в т.ч. и при систематике инструментов финно-угорских народов (В.Sarosi – венгерских народных инструментов, Н.Tampere – эстонских, T.Leisio – финских, П.И.Чисталёв – коми, О.М.Герасимов – марийских, Н.И.Бояркин – мордовских).

Основные признаки классификации Хорнбостеля – Закса: источник звука, способ звукоизвлечения, конструкция инструментов. По первому признаку – источника звука  – инструменты подразделяются на следующие классы:  
• и д и о ф о н ы  (от греч. – свой, своеобразный, особый; звук) – самозвучащие музыкальные инструменты; 
• м е м б р а н о ф о н ы  (от лат. – перепонка; греч. – звук) – перепончатые;  
• х о р д о ф о н ы  (от греч. – струна; звук) – струнные; 
• а э р о ф о н ы  (от греч.– воздух; звук) – воздушные (духовые). 

Для последующего этапа (иерархического уровня) систематики для разных классов  присущи свои признаки: идиофоны и мембранофоны упорядочиваются по способу звукоизвлечения (удар, защипывание и т.д.), хордофоны – по конструкции (простые хордофоны, составные), аэрофоны – по признаку ограничения колеблещегося воздуха корпусом инструмента или его отсутствием. Для обозначения иерархических уровней применяются цифровые коды по распространенной в библиографии десятичной системе Мелвиля Дьюи, благодаря которой можно учесть и вводить в систему новую информацию о классах, подклассах, видах и типах инструментов, подвергать сравнительным исследованиям большие объемы материалов по различным этносам, а кроме того упрощается межъязыковое общение инструментоведов (Международным советом по традиционной музыке ЮНЕСКО классификация Хорнбостеля – Закса рекомендована для использования в справочных и учебных изданиях).

Идиофоны. Источником звука инструментов класса идиофонов является упругий твердый материал. По способу извлечения звука различались ударяемые, потряхиваемые, скребковые и фрикционные (звук извлекается за счет трения) идиофоны. В качестве идиофонов у мордвы использовались также всевозможные предметы труда и домашней утвари. В быту народа идиофоны применялись преимущественно для отбивания ритма плясок в ансамбле с другими видами традиционных инструментов, а также в обрядовой практике для создания ритуального тембро-шума. Идиофоны наряду с другими инструментами сопровождали обрядовые программные наигрыши, применялись в вокальных и вокально-инструментальных ансамблях.

У д а р я е м ы е  и д и о ф о н ы – по инструменту ударяют палкой, молоточком или другим незвучащим орудием.

Кальхциямат, Кальцаемат (от мокш. кальхциямс, эрз. кальцаемс – ударять) – набор ударяемых стержней. Инструмент состоит из пяти-шести пластинок из ясеня разной длины и толщины, скрепленных лыком или ремешком из кожи; самая большая пластинка длиной около 450 мм, самая маленькая – 150 мм. Исполнитель ударял по деревянным пластинкам специальными деревянными молоточками или обычными деревянными ложками. По тембру инструмент напоминал ксилофон.

Пила. На обычной двуручной пиле – предмете труда, используемом в качестве музыкального инструмента, играли либо посредством гвоздя (ударяемый идиофон), выстукивая ритм плясовых наигрышей в инструментальных ансамблях, либо посредством смычка из ивового прута с натянутыми на нем конским волосом или жильными струнами, натиравшимися сосновой смолой (фрикционный идиофон); в последнем случае играли мелодии протяжных песен. Исполнитель ставил конец пилы между ног, наступив ногой на ручку, а левой рукой то сжимал, то разжимал пилу, меняя высоту, извлекал ударами гвоздем или смычком глиссандирующие звуки. Инструмент был распространен преимущественно среди людей пожилого возраста, которые нередко под свою игру одновременно и пели. 

Чавома, Шавома (от эрз. чавомс, мокш. шавомс – бить) – тип ударяемых пластин, инструмент, употреблявшийся для исполнения сторожевых сигналов, а в ансамбле с другими музыкальными инструментами – для выбивания ритма плясок. Звучащим телом шавомы была гладко выструганная и пропитанная специальным составом из смолы и конопляного масла доска из березового дерева длиной около 450-500 мм, шириной 250-300 мм. К краям доски крепились два конца ремня, за который она подвешивалась либо на шею, либо на локоть левой руки исполнителя – «шавиця» («бьющий»). При выбивании ритма пляски во время ансамблевого исполнения плясовых наигрышей музыкант ударял по доске специальными небольшими деревянными молоточками или деревянными ложками – куцюфт (м.), пенчть (э.), употреблявшимися не только для игры нa шавома, но и в качестве самостоятельных инструментов. При одиночном исполнении сигналов исполнитель ударял по доске деревянным молоточком. 

Чувтонь баяга (э.), Шуфтонь пайге (м.) (от «чувто», «шуфта» – дерево; «бай», «пай» – звукоподражательные – гул, звон) – деревянное било, в прошлом конец бревна (клен, береза, дуб, ель) или широкая, толстая доска длиной около 1500 мм (ныне нередко – кусок металла – рельс, обод от колеса автомашины), подвешенные на воротца, дерево или столб. По нему били тяжелой колотушкой, палкой. Инструмент употреблялся для подачи информационных сигналов (сбор сельского схода, бедствие и т.п.).

Кшнинь баяга (э.), Кшнинь пайге (м.) – (от «кшни» – железо; баяга, пайге – от звукоподражательных: бай, пай и т.п.) – висячий металлический колокол без языка, по корпусу которого били тяжелой колотушкой, палкой; с языком – «баягань ботол» – русский православный вариант (в отличие от католических и протестантских, в которых язык крепится неподвижно, здесь он внутри корпуса подвешивается свободно). Получил распространение в  связи с  христианизацией мордвы, заменил во многих эрзянских и мокшанских селах архаичный деревянный идиофон – чувтонь баяга.

В с т р я х и в а е м ы е  и д и о ф о н ы – исполнитель потряхивает инструментом.

Баягинеть (э.), Пайгонят (м.) – шнуровые, стержневые, скользящие погремушки; колокольчики разных размеров подвешивались, наряду с монетами и звенящими металлическими пластинками, к традиционному женскому костюму. На ритуальных свадебных плясках звон колокольчиков, монет и металлических пластинок образовывал своеобразную тембро-динамическую полифонию из двух противостоящих друг другу ритмов пляски, каждый из которых имел свой особый строй и тембровый оттенок, определяемый резкой силой звука украшений свахи и мягкой силой звука украшений женщин, приплясывающих в кругу. В качестве ритуальных музыкальных инструментов баягинеть применялись также в свадебном обряде вызывания из печки пирога.

Байдяма (м.) – палка, Люляма (м., э.) (от несмыслонесущих припевных слов типа «лю-лю-лю», «ля-ля-ля» и т.п.) – тип рамных стержневых подвесок–погремушек, в форме искривленной или прямой палки (посоха) с подвешенными на нее колокольчиками и погремушками. Обрядовый инструмент, играли на нем преимущественно женщины.

С к р е б к о в ы е  и д и о ф о н ы – исполнитель гибкой пластинкой производит непосредственно или косвенно скребковые движения по зубчатому телу.

Лапама (м., э.) – предмет труда (валик для выколачивания белья) или специальное орудие, изготовленное по его типу для музыкальных целей; зубчатый стержень без резонатора. Употреблялся в ансамбле музыкальных инструментов при исполнении плясовых наигрышей.

Калдоргофнема (м.), Кальдердема (э.) – (от калдоргофнемс, кальдердемс – трещать) – трещотка, зубчатый идиофон. Инструмент представлял собой гладко выструганный деревянный брус цилиндрической формы длиной 100 – 150 мм, шириной 70 – 80 мм, с выточенной у нижнего края ручкой и вырезанными по краям цилиндра зубьями, с прикрепленной к верхнему краю цилиндра и его ручке деревянной или металлической скобой, в середине которой туго укреплялась гибкая деревянная пластинка – вибратор («кель» – «язык»). При вращении бруса пластинка перескакивала с одного ряда зубов на другой, издавая сухой звук (треск). Как одиночный инструмент кальдердема использовалась в прошлом пастухами для отпугивания волков от стада и стариками на молянах для ритуального отпугивания злых духов, а в наши дни распространена в качестве детской игрушки. При исполнении традиционных плясовых инструментальных наигрышей ансамблем из пувамы, фама, нюди или вешкемы, а позднее скрипки и гармони, на кальдердеме исполнялась партия трещотки.

В а р г а н ы – язычок-вибратор находится внутри рамки, рот музыканта служит резонатором.

Кубыс (к.), Цингоряма (э.) – одиночный гетероглотический варган – металлическая подковка, в центре которой припаян стальной язычок (вибратор). Во время игры инструмент берут в левую руку, подносят ко рту, а язычок защипывают пальцем правой руки; полостью рта пользуются как резонатором и путем ее изменения выделяют обертоны.

Ф р и к ц и о н н ы е  и д и о ф о н ы – инструмент приводится в колебание трением.

Пила обычная, используемая в качестве фрикционного идиофона (см. выше).

Мембранофоны. Источником звука у мембранофонов служит натянутая перепонка из кожи или бумаги.

Б а р а б а н ы – исполнитель производит непосредственные удары по туго натянутой перепонке.

Морама(о) парь, Торама(о) парь (м., э.) (от морамс – петь, торамс – греметь; парь – кадушка) – открытый цилиндрической формы деревянный барабан. Инструмент изучен недостаточно, вышел из употребления на рубеже XIX-XX вв., хотя в некоторых мокшанских и эрзянских селах северо-восточной, юго-западной частях Мордовии, примыкающих к ним районов Пензенской, Нижегородской областях, а также Черемшанского района Татарстана встречался и позднее; его помнили старожилы (информация по материалам фольклорно-музыкальных экспедиций МНИИЯЛИЭ, а также В.С.Брыжинского, В.И.Данилова, Л.С.Кавтоськина, А.Д.Шуляева и др.). Судя по сообщениям, морама парь представлял собой выдолбленный из массивного конца бревна липы сосуд длиной около 1 метра шириной – 60-70 см, для крепости по краям и в середине стягивался металлическим обручем; сверху туго натягивалась перепонка из обработанной свиной или воловьей кожи (противоположная – нижняя сторона кадушки оставалась открытой). При игре инструмент ставился на деревянные бруски или специальную четырехугольную деревянную рамку. По перепонке ударяли деревянными колотушками (иногда место удара на колотушке также стягивалось кожей). Инструмент применялся обычно в ансамблевой игре при исполнении плясовых наигрышей (свадьба, Вель озкс и другие обряды). Реконструированием морама парь занимался в 1980-90 гг. В.И.Ромашкин.

С в о б о д н ы е  м и р л и т о н ы – перепонка подвергается непосредственному воздействию воздушной струи.

Сурсеме (э.), Сюрьхцем (м.), Сравтома пелькс (э.) – напеваемый барабан; гребенка для расчесывания шерсти или волос, на которую накладывалась тонкая береста или папиросная бумага, служащие перепонкой. Во время игры сурсеме подносился ко рту. При напевании мелодии или речи вибрирование бересты или бумаги придает звучанию голоса специфический тембровый колорит. Инструментом пользовались преимущественно прядильщицы; в перерыве от работы напевали с сюрьхцем мелодии неприуроченных долгих песен иногда одиночно, иногда совместно. Ныне встречается в качестве детской музыкальной игрушки.

Хордофоны. Источником звука хордофонов являются одна или несколько струн, натянутых между двумя неподвижными точками и приводимых в колебание путем защипывания или трения.

П р о с т ы е  х о р д о ф о н ы – жесткий струноноситель в виде стержня, органически не связанный с резонатором.

Гайдя, Гайдяма(о) (м., э.) – смычковый стержень. Прямая или несколько согнутая, расширяющаяся к одному концу березовая, кленовая доска длиной 800 – 1000 мм, шириной 120 – 150 мм с нижнего конца и 30 – 50 мм с верхнего; с натянутой на ней обычно одной струной из суровой просмоленной нитки или бечевки, овечьей кишки или жилы. Между доской и струной на расстоянии 200 – 250 см от нижнего конца вставляли надутый пузырь. При игре инструмент упирался в пол. Лукообразным смычком из ивового или черемухового прута (без механизма растяжки с натянутой просмоленной суровой ниткой) извлекали гудящие звуки. Инструмент применялся преимущественно для интонирования нижнего басового бурдона в ансамбле.

Д о щ е ч н ы е  ц и т р ы – термин «цитра» по отношению к народным  инструментам условный (так обозначалась древнегреческая кифара); главный признак, по И.В.Мациевскому, «струны идут параллельно корпусу инструмента, их набор определяет возможный звукоряд» (Народное музыкальное творчество: Учебник. – СПб., 2005. – С. 309-310).

Гусли. Традиционное мордовское их название точно не установлено. По наблюдениям К.С.Мильковича, гусли у мордвы бытовали в конце XVIII в. Ссылаясь на Мильковича, о распространении гуслей в мордовских селах сообщает и В.Н.Майнов. Никаких других конкретных свидетельств очевидцев о распространении гуслей у мордвы не обнаружено.

Ш е й к о в ы е  л ю т н и – шейка – гриф вмонтирована в резонатор; термин «лютня» – условный (ведет свое происхождение из древнеарабских языков); главный признак по Мациевскому – «струны расположены узко, вдоль шейки, могут прижиматься к грифу и менять высоту» (Там же. – С. 310).

Балалайка (у мордвы повсеместно называется по-русски) – 3-струнная чашечно-шейковая лютня с треугольным корпусом. Заимствована от русских. 

Гайга, Кайга (э.), Гарзе (м.) – смычковая коробчато-шейковая лютня – род скрипки. В прошлом изготовлялись из березового дерева с плоскими деками: для взрослых обычного размера, детские скрипки (жабань кайга – две третьих обычной) – малого размера. Гайга обычного размера имел три струны из конского волоса, настраиваемые по квинтам или в квинто-октаву, и смычок из ивового прута с натянутым на него конским волосом, который натирался сосновой смолой или особым составом, приготовлявшимся из сосновой смолы и березового сока. Длина смычка обычно равнялась длине скрипки. Детская скрипка с такой же плоской декой и таким же смычком имела две струны из конского волоса, настраиваемые в квинту.

Аэрофоны. Колеблющимся телом у аэрофонов служит столб воздуха. Различались аэрофоны с прерывателем, у которых воздушная струя периодически прерывалась; прямые продольные и сосудные флейты, шалмеи – инструменты типа гобоев, кларнетов, натуральные трубы.

А э р о ф о н ы  с  п р е р ы в а т е л ем – воздушная струя приводит в колебание язычок – вибратор, который периодически прерывает струю или прерыватель приводится в движение, вращаясь вокруг своей оси.

Акациянь видьмекс (э.), Акациянь кувтол (м.) – тип соударяемых язычков; стручок акации, срезанный наполовину и расщепленный. Исполнитель зажимает его губами и, с силой вдувая в него воздух, извлекает глиссандирующий звук. Детская музыкальная игрушка.

Гармония (м., э. и другие этнографические группы) – гармошка имеет западно-европейское происхождение, мордвой заимствовано у русских; тип проскакивающих язычков. Инструмент сложного устройства (сотни деталей); основные части: звукопроизводящая механика, корпус, мех (воздушный резервуар). Мордовские музыканты пользовались гармониками русских мастеров, иногда переделывали под «мордовский лад». 

Гивгор (м.) – кора, Килей цёков (э.) – дословно: березовый соловей; пищик из березовой коры и пленочки; тип ленточных язычков. На нем интонировались звукоподражательные (орнитоморфные) наигрыши, в ансамбле с другими типами инструментов – плясовые мелодии.

Лопа (м., э.), Биштактак (к.) – лист (дерева); тип ленточных язычков. При игре исполнитель прикладывает к губам и направляет воздушную струю на краешек листа, получая богатый по тембру и диапазону звукоряд.

Увама, Увнома (м., э.) (названия, производные от глаголов «ворковать», «выть») – архаичный, вихревой аэрофон; небольшая овечья, куриная косточка или тяжелая деревянная палочка с двумя отверстиями посередине, сквозь которые пропущена прочная нитка. Посредством нитки производится быстрое вращение косточки, вследствие чего возникает жужжащее (воющее) звучание. Инструмент использовался в обрядовой практике, в наши дни встречается как детская музыкальная игрушка.

Ф л е й т ы – воздушная струя попадает на острие, в результате рассечения струи возникает звук.

Вешкема, Вяшкома (от эрз. - вешкемс, от мокш. вяшкомс – свистеть) – продольная, открытая флейта. Число голосовых отверстий – до шести. Инструмент отличался богатыми исполнительскими возможностями: разнообразием штрихов, динамических оттенков и технической подвижностью. На нем исполнялись плясовые наигрыши и напевы долгих песен, нередко в ансамбле с нюди или волынкой. 

Кевень тутушка, Кевень дудушка (от эрз. кев – камень, тутушка – по-видимому, от рус. «дудеть»), Сёвонень вяшкома (от мокш. сёвонь – глина, вяшкомс – свистеть) – сосудная флейта. Пустотелая свистулька из обожженной глины в форме птиц или животных с двумя игровыми отверстиями по бокам и одним отверстием снизу.

Ш а л м е и – воздушная струя, благодаря колеблющимся язычкам подводится к воздушному столбу, приводимому в колебание, в результате чего возникает звук.

Зундерь (м., э.) (название происходит от тембровой характеристики звучания), Тувонь манямо (э.) (от туво – свинья, манямс – приманить), Тувонь торама(о) (м.,э.) (торамс – кричать, греметь) – одиночный гобой с низким регистром звучания с грифными отверстиями и без них.

Олгонь  морамо (э.), Шужерь морама (м.) (от сущ. олго, шужерь – солома, морамс – петь, играть) – одиночный кларнет. Инструмент изготовлялся из толстой соломинки ржи, ячменя, пшеницы длиной 10 – 15 мм, диаметром 3 – 4 мм. У одного конца надрезали язычок, с другого конца на этой же стороне – два-три грифных (пальцевых) отверстия.

Нудей, Нюди (от мордов. нудей, нюди – тростник) – двойной кларнет из скрепленных полых тростниковых трубок длиной от 170 до 200 мм. На одной трубке три, на другой – шесть игровых отверстий, на конце трубок делался надрез примерно в 20 мм – язычок (кель, морамо кель), который служил вибратором – источником звука. Неигровые концы трубок монтировались либо в свернутую конусообразно бересту, либо в коровий рог, который иногда обматывался берестой. В прошлом на нюди исполнялись одиночно или в ансамбле с пувамой, фамом, вешкемой и различными видами идиофонов ритуальные плясовые наигрыши и инструментальные сопровождения к ритуальным песням на озкс'ах, празднике Рождественского дома и на свадьбе. Наряду с ритуальными наигрышами и инструментальным сопровождением к песням, на нюди как одиночно, так и в ансамбле с названными инструментами исполнялись также пастушьи песни (ваныцянь морот), вариации на напевы долгих и частых песен и их сочетания, сопровождение к долгим и частым песням и бытовые плясовые наигрыши. Голосовая партия каждой трубки нюди имела свое традиционное наименование. Партия трубки, на которой исполнялся мелодический голос (напев песни или мелодия инструментального наигрыша), именовалась «морамо вайгель» (дословно – «голос для пения») и «мора вайгяль» (дословно – «голос песни»), а также «вяри вайгель» («верхний голос»). Партия трубки, на которой исполнялся нижний бурдонирующий голос, именовалась «алу вайгяль» («нижний голос»). Характерно, что все эти наименования голосов относятся не только к голосовым партиям на нюди и волынке, но и к вокальным голосовым партиям традиционного стиля мордовской трехголосной полифонии. Для нюдийных наигрышей характерны развитость, дифференцированность обеих мелодических линий.

Пувама (от эрз. пувамс – дуть), Фам, Уфам (от мокш. уфамс – дуть, распирать) – набор кларнетов, волынка двух видов, различавшихся по материалу, из которого они изготовлялись, и количеству трубок.

Воздушный резервуар  п е р в о г о  вида волынок изготовлялся из шкуры теленка. В него вставлялись три-четыре голосовые трубки. Первые два из них были из липового или березового дерева, не имели отверстий, но имели язычки кларнетного типа. Они издавала только по одному тянущемуся  н е и з м е н я е м о м у  звуку – б у р д о н у. Другие – третья и четвертая голосовые трубки изготовлялись из тростника, каждая имела по три голосовых отверстия и язычок того же типа, что и нюди. На одной из них (так же, как на одной из голосовых трубок нюди) звучала мелодия – «морама вайгяль», на другой (так же, как и на второй трубке нюди) звучал  и з м е н я е м ы й  звук  б у р д о н  – «алу вайгяль». Обе эти трубки иногда вынимались из воздушного резервуара и, будучи вынутыми из него, превращались в инструмент нюди и по названию, и по способу игры на нем. Помимо описанных голосовых трубок, первый вид мордовской волынки имел особую трубку для вдувания воздуха. Изготовлялась она также из липового или березового дерева. Наигрыши на волынке этого первого вида отличались от наигрышей на нюди добавлением к двум голосовым партиям нюди (партии мелодии и партии изменяемого бурдона) третьей и четвертой голосовых партий – неизменяемых бурдонов – и непрерывностью звучания, прерываемого при игре на нюди.

Волынка в т о р о г о вида отличалась от волынки первого вида по своей архаичной конструкции, материалу, из которого она изготовлялась, а также по способу игры на ней. Ее воздушный резервуар изготовлялся из бычьего, коровьего или свиного пузыря, нередко жертвенных животных. В воздушный резервуар вставлялись две голосовые трубки из тростника с тремя голосовыми отверстиями на каждой трубке, аналогичные двум голосовым трубкам нюди. Трубка для вдувания воздуха у этого вида волынки иногда отсутствовала. Играли на ней следующим образом: перед началом игры исполнитель вынимал из воздушного резервуара обе голосовые трубки, надувал пузырь воздухом как можно больше, затем зажимал отверстие надутого пузыря, вставлял в него две голосовые трубки и играл, придавливая обе стороны воздушного резервуара локтями до тех пор, пока в нем оставался запас воздуха. После этого обе голосовые трубки снова вынимались из воздушного резервуара и исполнитель надувал его снова. Играли на этом виде волынки преимущественно ритуальные наигрыши, причем в их исполнении участвовали обычно два (а иногда и более) волынщика. В то время как один из них играл, другой надувал воздушный резервуар, готовя инструмент для игры.

Т р у б ы – благодаря амбушюру – положения губных и лицевых мышц музыканта, воздушная струя толчкообразно подводится к воздушному столбу, приводимому в колебание.

Дорама, Торама (от эрз. и мокш. торамс, дорамс – греметь) – натуральная труба двух видов: без мундштука и с мундштуком. Дорама п е р в о г о вида обычно изготовлялась из ветви березы или клена, которая продольно раскалывалась пополам, сердцевина каждой половины выдалбливалась, после чего обе половины ветви обматывались берестой. При обмотке двух половин берестой одну сторону трубки делали шире, другую уже. Длина инструмента колебалась от 800 до 1000 мм.

Дорама  в т о р о г о  вида изготовлялась из колец липовой коры, вставленных друг в друга и заклеенных столярным клеем в форме расширяющейся трубки. Длина инструмента колебалась от 500 до 800 мм. Оба вида дорамы не имели пальцевых отверстий. На них извлекались звуки обертонного ряда.

Сюра(о) (м., э.) (рог животного) – натуральная труба из бычьего или коровьего (реже козьего) рога. Мундштук либо вырезался в форме небольшого углубления, либо делался из катушки для ниток. В последнем случае одна сторона катушки стачивалась и вставлялась в отверстие рога, на другой делалось углубление для губ.

Бояркина Л.Б. Мордовская музыкальная энциклопедия / под общ.ред. Н.И.Бояркина. – Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2011. – С.110–114.

Литература:

1.Бояркин Н.И. Древние звуковые комплексы восточных финнов (по археологическим материалам // Финно-угорские музыкальные традиции в контексте межэтнических отношений: сборник научных трудов. – Саранск, 2008.

2.Бояркин Н.И. Инструментальная музыка мокша-мордовского праздника «Кштимань куд» // Семейные обряды мордвы / Труды НИИЯЛИЭ. Вып.76. – Саранск, 1981. 

3.Бояркин Н.И. К вопросу о традиционной мордовской скрипичной музыке // Фольклор в творчестве мордовских писателей и композиторов / Труды НИИЯЛИЭ. Вып.86. – Саранск, 1986.

4.Бояркин Н.И. Мордовская народная инструментальная сигнальная музыка // Музыка в обрядах и трудовой деятельности финно-угров. – Таллин, 1986.

5.Бояркин Н.И. Мордовская народная музыка: Многоголосные инструментальные традиции: учебное пособие. Ч. 1. - Саранск, 2004.

6.Бояркин Н.И. Мордовская народная музыка: Многоголосные инструментальные традиции: музыкальная хрестоматия. Ч.2. - Саранск, 2006.

7.Бояркин Н.И. Мордовские обрядовые программные наигрыши, связанные с культами деревьев и воды // Регионология. - 2013.- № 4.

8.Бояркин Н.И. Феномен традиционного инструментального многоголосия. – СПб., 1995.

9.Галкина И.А. Роль инструментальной музыки в крестьянском быту мордвы [Электронный ресурс] // Эрзянь вайгель. - Режим доступа: http://www.goloserzi.ru/ru/tvorchestvo/muzyika/novyij-resurs16.html.

10.[дополнить]

Сайт создан при поддержке РГНФ (грант 14-14-13008) и находится в стадии информационного наполнения.
Наверх