сольная, ансамблевая, оркестровая – составная и заметная часть музыкального искусства Мордовии. В традиционном быту мордовского народа инструменты, заимствованные от русских – балалайка и гармоника, повсеместно распространились в последней четверти XIX в. В деревни они были завезены отходниками и бурлаками, бывшими солдатами, бродячими торговцами, скупщиками сельхозпродукции и т.п. В 20-30-е гг. XX в. значительную роль в распространении балалайки и гармоники сыграли сельские базары, где наряду с инструментами, привезенными из русских областей, продавались инструменты, сработанные местными русскими и мордовскими мастерами. В сельскую и городскую мордовскую среду инструменты входили со своим репертуаром, представлявшим преимущественно наигрыши под пляску («Барыня», «Камаринская», «Цыганочка», «Сормача»), аккомпанементы частушек и припевок («Самара городок», «Семёновна», «Саратовские припевки»), поздних русских романсов («Когда б имел златые горы», «Хаз-булат удалой», «Лет семнадцати мальчишка») и песен литературного происхождения («Среди долины ровныя» на сл. А.Мерзлякова, «Смерть Ермака» – К.Рылеева, «Тройка» – Ф.Глинки, «Выхожу один я на дорогу» – М.Лермонтова). В последующие годы в быт мордвы (преимущественно в самодеятельность) вошли и другие инструменты – мандолина, гитара, усовершенствованные виды гармоник (баяны).
В числе факторов, способствующих возникновению взаимодействий русской и мордовской инструментальной музыки, было и то, что еще до распространения заимствованных инструментов, в т.ч. и гармоник, завезенных во время I мировой войны с фронта – «немецень гармония» («немецкая гармоника»), «гармонька немецень коряс» («гармоника по немцу», т.е. гармоника с немецким строем – хромка), многие традиционные русские и мордовские инструменты обнаруживали типологическую общность: русская жалейка – мордовские нюди (двойной кларнет), волынка – фам, деревянная барабанка – шавома и т.д. Игра на русских народных инструментах (или инструментах, заимствованных от русских) к 30-м гг. XX в. в мордовской среде стала естественной и повсеместной, чему способствовало и их использование в ансамблях, в т.ч. одновременно с мордовскими инструментами. Важным условием возникновения ансамблевой игры в Мордовии на заимствованных инструментах явилось и то, что ансамблевый (совместный) способ пения и игры на инструментах – один из типологических признаков мордовской народной музыкальной традиции. Сложный характер взаимосвязей самобытной мордовской и заимствованной русской народной инструментальной музыки отразился и в стилистике сочинений композиторов Мордовии, созданных для русских народных инструментов. В их мелодическом и многоголосном строе проявляется различная степень опоры на эти две этнические традиции. В зависимости от органологического типа инструментов, их выразительных средств, художественных задач, стилистика в произведениях в большей или меньшей степени отражает мордовскую национальную специфику.
По признаку числа исполнителей в музыке композиторов Мордовии для русских народных инструментов безотносительно к ее жанрам (миниатюра, соната, концерт и т.д.) и образному содержанию можно выделить три группы:
1)произведения для одного инструмента (одноголосного или многоголосного);
2)произведения для ансамблевого исполнения на русских народных и классических инструментах (например, фортепиано);
3)произведения для оркестра русских народных инструментов (с возможным добавлением мордовских и других этнических инструментов, а также классических инструментов).
Основоположником музыки для русских народных инструментов в Мордовии явился Л.И.Воинов. Композиторскому творчеству и исполнительскому искусству (дирижер, виртуоз-балалаечник), организационной и музыкально-педагогической работе он посвятил более полувека. В его деятельности определились главные направления, заложившие основы многообразной по жанрам музыки для русских народных инструментов. Заслугой Воинова является то, что он ввел мордовский народный мелос в музыку для оркестра русских народных инструментов. Значительная часть из большого числа созданных им произведений была исполнена не только в его родном городе - Темникове, Саранске, но и в Москве, Ленинграде, Казани, Пензе и Тамбове, а после того, как его сочинения были изданы центральным музыкальным издательством – Музгизом – вошли в репертуар многих оркестров России. Тем самым творчество Воинова оказало влияние на развитие музыки для русских народных инструментов в стране в целом. Подавляющее число сочинений Воинова создано для оркестра. Это обработки мордовских и русских народных песен (жанр, которым, начиная с 1918 г., композитор занимался на протяжении всей своей творческой жизни), «Сюита» в 5-ти частях (1926), «Фантазия на мордовские темы» (1940), два концерта для балалайки с оркестром (1945, 1951; второй концерт исполнен автором с оркестром русских народных инструментов им. В.В.Андреева в 1956 г. в Ленинграде), «Мордовская сюита» в 3-х частях (1950), «Мордовская рапсодия» (1953), «Мордовский марш» (1964), увертюра «1917 год», концертные пьесы «Полька», «Танго» (1961) и др. Им созданы ансамбли для балалайки с фортепиано: «Фантазия на две мордовские темы» (1948), «Мордовская плясовая» (1948), импровизация «Вальс» (1959), «Концертные вариации» (1961).
Воинов стремился расширить привычные в первой половине XX в. рамки использования оркестра русских народных инструментов в музыкально-исполнительской практике: в 1924 г. создал полнометражную оперу в 4-х картинах «Сказка о попе и работнике его Балде» (либретто Хомякова) с оркестром русских народных инструментов, которую после показов переработал в 1926 г. в 5-частную сюиту; в 1932 г. сочиняет музыкальную комедию «Сахарок» (по произведениям В.Я.Шишкова) также с оркестром народных инструментов, содержащую вокальные, инструментальные номера (с пляской) и прозаический текст в форме диалогов. С оркестром народных инструментов исполнялись и крупные хоровые сочинения композитора: кантаты «Сказ о Мордовии» (1947), «Край родной» (1955) на слова Н.Эркая. Последняя была переоркестрована для симфонического оркестра Мордовского театра музыкальной комедии и исполнена в 1957 г. совместно с хором Государственного ансамбля песни и танца Мордовии «Умарина». Работа с оркестром требовала постоянного пополнения репертуара, и Воинов инструментовал для своего состава многие произведения отечественной и зарубежной классики: «Вальс-фантазию» М.И.Глинки, «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского, увертюру к опере «Кармен» Ж.Бизе, музыку к пьесе «Пер Гюнт», фортепианные сочинения «Кобольд», «Шествие гномов» Э.Грига и др. Композитор обрабатывал и инструментовал для своего оркестра аккомпанементы песен и романсов, которые исполнялись под его управлением певцами.
В предвоенные – 20-40-е гг. мелодии мордовских и русских народных песен исполнялись спорадически возникавшими при избах-читальнях, сельских и городских клубах ансамблями из балалаек, домр и гармоник. В архивах и местной периодической печати сохранились сведения, что в 20-е гг. под руководством музыковеда И.Д.Тулупникова в Саратовском «Клубе нацменьшинств организован национальный мордовский хор, которому задорно аккомпанирует оркестр балалаечников и гармонистов». Мордовские хоровые и танцевальные группы в сопровождении ансамблей русских народных инструментов существовали в Моршанске, Наровчате, при Мордовском культурно-просветительном обществе Казани, а несколько позднее – при Мордовском клубе в Москве (Марьина роща).
Интерес к развитию мордовской инструментальной музыки был достаточно велик у участников многочисленных фольклорно-музыкальных экспедиций 30-х гг. (М.И.Душский, Б.М.Трошин, И.М.Яушев и др.). Наряду с песнями они записывали и инструментальные мелодии, которые впоследствии часто исполнялись на концертах небольшими ансамблями русских народных инструментов. Зачастую музыканты в подобного рода ансамблях играли на слух, поэтому нотные материалы раннего периода развития музыки для русских народных инструментов крайне малочисленны: иногда их можно обнаружить в местных краеведческих музеях, обычно в персональных фондах работников образования и культуры. Характерной чертой инструментальной музыки раннего периода является соединение тембров инструментов различной этнической принадлежности, что обуславливалось практикой народного музицирования. Ансамбли составлялись по принципу наличия инструментов и исполнителей, играющих на них. Повсеместное распространение у мордвы балалаек (обычно с квартовым строем, что позволяло имитировать типы мордовского народного многоголосия), гармоник, а позднее домр (мандолин) и гитар (в т.ч. сработанных местными мастерами) создавало условия для их совместного использования в ансамблях с традиционным мордовским инструментарием (скрипка, вешкема, кевень тутушка, шавома, гайдяма, изредка – нюди и др.). Нередко заимствованный инструмент – обычно балалайка, становился мелодическим (т.е. на нем исполнялась тема). Подобные ансамбли дошли до наших дней, в свое время они оказали значительное влияние на формирование зарождавшейся мордовской профессиональной музыки для русских народных инструментов.
Развитая бытовая традиция игры на мордовских и русских народных инструментах, а также многообразный опыт Воинова, А.А.Тряпкина и других музыкантов в области организации, сочинения и исполнения музыки явились основой для последующих этапов развития в Мордовии музыки для народных инструментов. Качественно новый период в ее истории начинается в 50-60-е гг. с открытием в 1951 г. отделения народных инструментов в Саранском музыкальном училище (организатор и первый дирижер – домрист П.К.Малов), послужившего основой для создания Оркестра русских народных инструментов, превратившегося за годы своего существования в интересный коллектив для исполнения музыки для оркестра народных инструментов композиторов Мордовии. Значительный вклад в его развитие внесли педагоги В.В.Инсаров, Е.З.Кулагин, И.Т.Маскаев, Г.В.Павлов, А.П.Путушкин, Ю.И.Калентьев, домрист М.С.Иванков, балалаечник и дирижер А.Г.Соколов и др. Павлов и Путушкин педагогическую деятельность совмещали с активной работой по созданию литературы для народных инструментов. Павлов, наиболее плодотворный период творчества которого приходится на вторую половину 50-х-нач.70-х гг., впервые обратился к созданию музыки крупной формы для баяна: в 1964 – сочинил 3-частную «Фантазию для баяна на мордовские темы», в 1972 – Концерт для баяна с оркестром русских народных музыкальных инструментов, в последующие годы – пьесы для балалайки, домры и баяна (1974); скрипки, домры и баяна (1977). Путушкиным в эти годы на мелодии мордовских народных песен впервые было создано около 20 концертных пьес для баяна, с успехом исполнявшихся вначале им на многих концертах, а затем и другими известными музыкантами, преимущественно его учениками – И.В.Бегаевым, А.П.Генераловым, В.П.Кошелевым. Впоследствии изданные (Пьесы и обработки мордовских народных песен: сборник произведений мордовской музыки для баяна. - Саранск, 1993), эти пьесы в инструментовках разных дирижеров (В.М.Кисляков, В.М.Криворотова, Ю.Н.Тараканов) вошли также в репертуар руководимых ими оркестров.
Значительное развитие музыка для народных инструментов получила в последние три десятилетия; расширился жанровый состав, повысился профессионализм композиторов, заметное место в их творчестве начинают занимать цикличные формы и разнообразные по характеру сюиты для ансамблей и оркестров. Ярким представителем авторов этого периода является Г.Г.Вдовин, до консерватории получивший среднеспециальное образование в классе баяна Путушкина. Сочинение произведений для отдельных народных инструментов, различного состава ансамблей, оркестра проходит сквозь всю его творческую жизнь. Им созданы для баяна: «Две прелюдии» (1961), «Музыкальный момент» (1970), «Пять мимолетностей» (1972), «Элегия» (1996), 4-частная «Соната» (1974), вариации для балалайки на тему эрзянской народной песни «Садсо касы лаймарь чувто» («В саду растет черемуха», 1999), «Две пьесы» для квинтета русских народных инструментов (1979); для полного (современного) состава русского народного оркестра (с использованием всех групп: балалаек, домр, баянов, духовых, ударных, клавишных инструментов) сочинены сюита «Напевы» (1975), «Две пьесы» (1981), «Симфониетта» (1988). Композитор сочетал тембры народных инструментов с певческим голосом: вокальный цикл «Из мордовской народной поэзии» для контральто и баяна (1970), песня «Переглядушки» для женского дуэта с баяном (1964) и др. Вдовин одним из первых композиторов начал соединять звучание мордовских народных инструментов (ансамбли из нюди, скрипок, ударных – типа шавома, кальцаемат, кальдердемат и т.д.) с тембрами женского и смешанного народного хора: вокально-хореографическое театрализованное представление «Тейтерень пия кудо» («Дом девичьего пива», 1985). В музыке Вдовина для народных инструментов и оркестра обнаруживаются стилевые особенности, присущие в целом его инструментальным произведениям: распевность и гармония, основанные на претворении типических элементов мелодического и полифонического стиля мордовской песенности (ангемитоника, аккорды нетерцового строения; гармонические педали; изменяемые бурдоны народной полифонии, квинтовые рамки и т.п.) в органичном сочетании с выразительностью имитационной гетерофонии русской народной песенной мелодики и «островками» контрапункта, напоминающими привычные для западной музыки композиционные приемы. Для выявления функциональной самостоятельности мелодико-гармонических пластов композитор широко пользуется гармоническими фигурациями в различных ритмических комбинациях, спецификой штриховой техники, тембродинамических особенностей оркестровых групп и отдельных инструментов.
К сочинению музыки для руских народных инструментов, использованию их тембров с певческим голосом обращаются и другие современные композиторы Мордовии. Н.В.Кошелевой созданы «Пьесы» для ансамбля скрипачей и оркестра народных инструментов (1980), «Сюита» (1981); Н.Н.Митиным – 4-частная сюита «Темниковская» (1994), посвященная Темниковскому оркестру русских народных инструментов, отдельные части которой (I – «В монастыре», II – «Рождественский вальс», III – «Песнь вечерняя») исполнены Академическим оркестром русских народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевидения (дирижер Н.Некрасов), а также Оркестром народных инструментов им. Осипова (дирижер В.Понькин); вокально-хореографическая сюита на народные слова и стихи А.Пудина «Мордовия моя» (1988); Г.Г.Сураевым-Королевым – 3-частная «Сюита для готово-выборного баяна» (1999); С.Я.Терхановым – «Поэма о Мордовии» для народного хора и ансамбля народных инструментов на слова автора (1987).
В современном репертуаре оркестров русских народных инструментов Мордовии значительное место занимают переложения произведений, первоначально созданных для фортепиано, баяна и других инструментов, а также переинструментовки партитур для симфонического оркестра русских, советских и зарубежных композиторов. Эту работу обычно выполняли и выполняют дирижеры оркестров и руководители инструментальных ансамблей: Л.И.Воинов, П.К.Малов, А.Г.Соколов, М.Т.Хачатуров, Г.Ф.Лукьянов, Ю.Н.Тараканов, В.М.Криворотова, В.Д.Гладков, В.М.Кисляков, Н.В.Чекинёв, В.С.Родионов, П.С.Еськин, Г.В.Сараева и др.
У истоков музыкальных традиций Мордовии
(Темниковский оркестр русских народных инструментов)
Темников – старейший город Мордовии, ставший центром современной культуры в северо-западной части Мордовии. Жители города связаны между собой не только экономическими и социальными, но и духовными узами. Именно духовное наследие и традиции становятся со временем, пожалуй, наиболее ценным потенциалом развития города. В традицию переходит все то, что имеет непреходящую ценность.
Темниковцы хранят память о своих земляках, прославивших свой край и мордовскую землю. Это великий русский флотоводец Федор Федорович Ушаков, декабристы братья Аполлон и Алексей Веденяпины, первый поэт из мордвы Захар Федорович Дорофеев, композитор Леонид Иванович Воинов, врач-хирург, общественный деятель Алексей Иванович Рудявский, чьим именем названа районная больница, и многие другие.
Значительным явлением в культуре Мордовии и ярким феноменом жизни провинциального города, ставшим ярчайшим примером сохранения духовных традиций и преемственности, является Темниковский оркестр русских народных инструментов. 20 марта 1918 года в зале мужской гимназии города Темникова состоялся первый концерт оркестра. Концерт прошел с огромным успехом и явился началом интересного творческого пути.
Организатором, художественным руководителем и дирижером оркестра стал двадцатилетний талантливый музыкант и педагог Леонид Иванович Воинов. Еще до революции, будучи гимназистом, он организовал ученический оркестр из любителей народной музыки. Оркестр просуществовал недолго, он распался в 1917 году. А через год после революции Воинов с группой молодых энтузиастов организовал уже городской оркестр русских народных инструментов.
Были и успехи, и трудности. Молодые исполнители, не жалея сил и времени, искренне служили музыкальному искусству. Были поездки с концертами по городам республики и соседних областей. В 1934 году оркестр впервые выступил в Саранске перед делегатами 1-го съезда Советов только что образованной Мордовской Автономной республики.
Во время Великой Отечественной войны музыкальный коллектив выступал в госпиталях республики на призывных пунктах перед уходившими на фронт бойцами. С платных концертов сборы шли в фонд обороны страны. Один за другим уходили на фронт музыканты оркестра, на их место приходила молодежь, младшие братья и сестры.
Росла популярность оркестра, его концерты проходят в городах республики и Поволжья. В 1958 году оркестр с коллективом художественной самодеятельности района побывал в Москве. Концерты прошли в парках, дворцах, на ВДНХ, на Манежной площади. Репертуар оркестра расширялся год от года. В нем находят свое место обработки русских народных песен и произведения как русской, так и зарубежной классики.В репертуаре появились произведения композиторов-классиков Глинки, Мусоргского, Шуберта, Гуно, Грига, Бизе и др.
С Темниковским оркестром русских народных инструментов сотрудничали профессор Московской консерватории А.Б.Гольденвейзер, основоположник мордовского профессионального музыкального искусства Л.П.Кирюков, известный виртуоз-балалаечник из оркестра В.В.Андреева Б.С.Трояновский. С оркестром выступали солисты из разных театров нашей страны – солисты Большого театра СССР И.Скобцов и Е.Грибова, народный артист РСФСР и МАССР И.Яушев, народные артистки РСФСР и МАССР М.Антонова и Е.Охотина, солист Ленинградского Малого оперного театра А.Рыбаков, солисты Горьковской филармонии.
В 1943 году, в год своего 25-летия, оркестр становится Государственным. В этом же году за большие заслуги в развитии музыкальной культуры республики композитору Л.И.Воинову присваивается звание «Заслуженный артист Мордовской АССР». Следующее звание – «Народный артист МАССР» – композитору присвоено в 1947 году, а в 1960 году – «Заслуженный деятель искусства РСФСР». В конце октября 1967 года Леонида Ивановича Воинова не стало. Он не дожил до 50-летия своего детища – оркестра несколько месяцев. Все, кто его знал, хранят память о нем как о человеке высокой культуры, талантливом и беспредельно преданным искусству. В музыкальном мире композитор Воинов явление редкое. Он внес значительную лепту в золотой фонд музыкальной культуры мордовского народа.
В 1965 году за дирижерский пульт оркестра становится Ю.Н. Тараканов – ученик и последователь Л.И.Воинова, воспитанник оркестра, заслуженный работник культуры МАССР. В оркестре он с 1949 года. Юрий Николаевич играл в оркестре на балалайке-приме, балалайке-секунде, домре-альт, домре-малой. Почти четыре десятка лет он был руководителем и дирижером оркестра, воспитал не одно поколение исполнителей-виртуозов игры на русских народных инструментах. С оркестром связали свою судьбу целые семейные династии: Исаевых – братья Николай, Константин и Василий, сестра Надежда и дочь Наталья; Дворниковых – отец Иван Михайлович и дети Вера, Геннадий, Зоя и Серафим; Зараевых – братья Борис и Николай, жена Николая – Валентина и ее брат Борис; Бабинковых – братья Алексей и Александр, сын Александра Александр, который вот уже почти сорок лет отменно играет на альтовой домре. Столько же в оркестре и заслуженный работник культуры РМ, директор музыкальной школы Шибанова Г.А. Более пятидесяти лет в оркестре мастера игры на балалайке Г.И.Козлов, М.М.Бабинков, педагог, энтузиаст и великолепный исполнитель на клавишных гуслях А.И.Холопова.
Оркестр в городе Темникове и в Республике Мордовия сумел создать своеобразную творческую атмосферу, которую можно охарактеризовать как своеобразную ауру, как некое культурное пространство, в котором формировалась как слушательская, так и профессиональная музыкальная культура.
Традиции не умирают. В оркестр приходят новые исполнители. Духовная ценность темниковцев поддерживается и передается новому поколению. Рядом с ветеранами молодая смена. Сейчас в коллективе 28 человек. Руководит оркестром молодой, одаренный дирижер Е.Н.Устинова. В оркестре выпускники и учащиеся музыкальной школы. Многие из них являются детьми и внуками оркестрантов предыдущих поколений.
Так, провинциальный оркестр, созданный «творческим горением» энтузиастов, на протяжении более восьмидесяти лет является устойчивым текстом культуры, хранителем высокой духовности и традиций. Он интегрирует творческие потенции жителей города и района, транслирует высокую исполнительскую культуру, а также создает непреходящую эстетическую ценность.
Саранский городской оркестр русских народных инструментов создан в 1972 г. и с 1976 г. носит звание «народный». У истоков образования оркестра стоит Г.Ф.Лукьянов.
В настоящее время руководитель и дирижер оркестра И.Шутов. В репертуаре Народного оркестра народных инструментов - оригинальные оркестровые сочинения В.В.Андреева, Л.И.Воинова, классическая и современная музыка в переложении для оркестра, обработки национального песенно-танцевального фольклора, произведения Н.В.Кошелевой, В.И.Строкина, Г.И.Сураева-Королёва, А.Е.Пивкина, Н.Н.Митина.
В составе оркестра выступают преподаватели Саранского музыкального училища и детских музыкальных школ, а также c коллективом работают солисты Мордовской государственной филармонии и Государственного музыкального театра РМ, в том числе А.Н.Куликова, Л.А.Кузнецова, Н.В.Маркова, С.А.Плодухин и др.
Видео: в апреле 2017 г. состоялся Юбилейный концерт Народного оркестра народных инструментов «Наполним музыкой сердца» (1 часть); «Наполним музыкой сердца» (2 часть)
Литература:
1. Бояркин Н.И. Становление мордовской профессиональной музыки (композитор и фольклор). - Саранск, 1986.
2. Кильдюшкина А.Ю. Академизация инструментального искусства в контексте формирования в Мордовии оркестрового народного инструментализма // Вестник НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. – 2015. – № 1 (33). – С. 141–149.
3. Кильдюшкина А.Ю. Воссоздание ретроспективной панорамы развития коллективного исполнительства на народных инструментах в Мордовии // Вестник НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. – 2013. – № 4 (28). – С. 187–197.
4. Кильдюшкина А.Ю., Кильдюшкина И.Г. Профессионализация жанра оркестрового народного инструментализма в системе развития музыкальной культуры Мордовии // Вестник НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. – 2015. – № 1 (33). – С. 150–161.
5. Леонид Иванович Воинов (1898-1967): жизнь и творчество в материалах и документах /авт.-сост.:А.И.Макарова, И.Е.Молоствова; ред.Н.М.Ситникова. – Саранск, 2008.
6. Ревизов Н.Е. Темниковский оркестр русских народных инструментов. - Темников, 1978.
7. [дополнить]