(01.06.1927, с.Курилово
ныне Ромодановского района РМ −
07.06.2006, г.Саранск)
Заслуженный артист РСФСР (1958) и МАССР (1954). Народный артист МАССР (1960). Лауреат Государственной премии РМ (2002). Почетный гражданин г.Саранска (1997).
Окончил Mopдовскую национальную оперную студию при Саратовской государственной консерватории (1949), консерваторию (1970). В 1949-64 − солист Мордовского государственного ансамбля песни и пляски; 1959-63 − солист, художественный руководитель, директор Мордовской государственной филармонии; 1963-78 − солист, художественный руководитель концертного отдела Мордовского государственного театра музыкальной комедии; 1978-87 − художественный руководитель Мордовской филармонии; 1987-91 − преподаватель Саранского музыкального училища; в 1991-2002 − доцент, профессор кафедры народной музыки Мордовского государственного университета. В 1978-83 − председатель правления Мордовского отделения ВТО (Всероссийского театрального общества).
Обладал красивым по тембру, широким по диапазону лирико-драматическим тенором. В его репертуаре были арии и романсы русских и зарубежных композиторов, мордовские и русские народные песни, произведения современных авторов. Еремеев выступал в концертах и Москве, С.-Петербурге и других городах, Польше, Финляндии, Германии, Швеции, Венгрии. Дипломант 5-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в г. Варшаве (1955).
<...> В юношестве проявил себя в сельской художественной самодеятельности как исполнитель мордовских и русских народных песен. В 1949 г. окончил Мордовскую национальную оперную студию при Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова (класс сольного пения – В.И.Егоров), в 1970 г. – Саратовскую государственную консерваторию (класс сольного пения – А.И.Быстров). Значительное влияние на формирование исполнительского искусства Еремеева оказала хормейстер Н.С.Рузавина.
В 1949-59 гг. Еремеев – солист Мордовского государственного ансамбля песни и танца «Умарина», в 1959-87 – солист и художественный руководитель, директор Мордовской государственной филармонии, в 1987-91 – преподаватель Саранского музыкального училища им. Л.П.Кирюкова, с 1991 – доцент, в 1996-2002 гг. – профессор кафедры народной музыки Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарёва; 1978-83 – председатель правления Мордовского отделения Всероссийского театрального общества (ныне Союз театральных деятелей РМ); 1948- 88 – Всероссийского хорового общества.
Творчество и организаторская деятельность Еремеева получили широкую известность, сыграли большую роль в развитии мордовской вокальной и хоровой культуры, в пропаганде произведений народной и профессиональной песенной классики. Для его исполнительского стиля характерна опора на распевную природу мордовского народного мелоса, эстетические нормы которого певец воспринял еще в юношестве. Еремеев создал десятки сольных версий многоголосных напевов мордовских народных песен, характерными чертами которых являются глубокое постижение музыкальной образности традиционной культуры, бережное отношение к распевности, поэтике и языковым средствам художественной выразительности. В золотой фонд мордовской классики вошли его сольные интерпретации традиционных хоровых песен: «Якань, якань, ялганякай» («Гуляла, гуляла, подруженька»), «Микитань Куля» («Никитина Акулина»), «Адядо, ялгат, минек масторов» (Пойдемте, друзья, в нашу сторону), «Сенькань Микитань Ульянац» («Сенькина Ульяна Никитична»), «Адя, Оря патяй» («Пойдем, тетя Орина»), «Самсон леляй» («Дядя Самсон») и др.
Еремеев Д.И. исполнял песни Л.П.Кирюкова, И.М.Яушева, Н.Г.Дехтярёва, Г.В.Павлова на сл. Н.Л.Эркая, А.К.Мартынова, А.С.Малькина, П.С.Кириллова, П.У.Гайни и др. На сцене Мордовского музыкально-драматического театра им исполнены партии из опер русских и зарубежных композиторов: Ленский в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин», Князь – А.С.Даргомыжского «Русалка», Пинкертон – Дж.Пуччини «Чио-Чио-сан», в концертах пел арии из опер и оперетт русских и западных классиков, романсы и песни народов России.
Еремеев Д.И. представлял исполнительское искусство Мордовии в республиках Прибалтики, Венгрии, Швеции, ГДР, Польше, выступал в Финской национальной опере. За время преподавательской деятельности Еремеев воспитал значительное число певцов, успешно работающих в концертных организациях республики и за ее пределами, вел класс вокала у многих ныне известных хормейстеров республики.
Публицистическая и организаторская деятельность Еремеева Д.И. связана с вопросами развития хоровой культуры Мордовии: писал обзоры, отзывы на концерты, издания мордовских народных песен; являлся художественным руководителем и составителем концертов.
Мордовская музыкальная энциклопедия / под общ.ред. Н.И.Бояркина. - Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2011. - C.95.
Певец земли мордовской
(К 80-летию Дмитрия Еремеева)
<...> «Кто знал мордовскую песню в сценическом исполнении?» - вопрошает историк музыкальной культуры Мордовии Н.М.Мирская. «Её принёс народу Яушев, а за ним Еремеев. ...он подошёл к мордовской песне ... как специалист, как профессионал-художник, он подружился с ней ...Это было для него правилом: в каждом концерте, в каждом выступлении спеть мордовскую народную песню, будь то гастроли по районам республики, выступления по городам Союза или за рубежом» (Мирская Н. Голос, покоряющий сердца // Саранск зажигает огни: сборник / сост. Житаев В.Л. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. – С. 209).
<...> Песня «Самсон леляй», как и многие другие мордовские народные песни, была некогда подарена Еремееву самим Илларионом Яушевым, которого он небезосновательно считал своим наставником. Высшим проявлением дружбы и творческого союза двух эрзянских певцов можно считать их дуэтное исполнение народных песен в неформальной обстановке в кругу национальной интеллигенции. Именно мордовские песни, в первую очередь принесли Дмитрию Ивановичу в 50-е годы XX века широкую известность в стране и за рубежом. Представляя СССР в Европе, мордовский тенор выступал на концертах вместе с солистами Большого театра СССР Ириной Архиповой, Юрием Гуляевым, Артуром Эйзеном, Аллой Соленковой и другими представителями советской вокальной школы.
Прагматизм сегодняшнего дня не позволяет полностью осознать, что заставило юного Дмитрия связать свою судьбу с артистической профессией. Отец будущего певца Иван Терентьевич, практичный во всех отношениях деревенский мужик, крепкий хозяйственник, приверженец патриархального уклада жизни непременно желал видеть своего младшего сына либо учителем, либо «фершалом».... «пением на жизнь не заработаешь». С подобным твёрдым убеждением Иван Терентьевич не расстался даже тогда, когда к Дмитрию пришли известность и слава в республике...
<...> Ректор саратовской консерватории B.C.Егоров обладатель прекрасного лирико-драматического тенора, нередко брал с собой подопечных из Мордовии на спектакли в оперный театр, где выступал в качестве ведущего солиста. Для будущих певцов пропагандистов мордовской песни, подобная практика стала незаменимым и необходимым способом накопления вокального опыта и артистического мастерства. Особенно это пригодилось молодым исполнителям на начальном этапе их профессиональной творческой деятельности в Мордовском государственном ансамбле песни и пляски «Умарина» на рубеже 40-50-х годов. Оперные арии, услышанные в исполнении своего учителя, Дмитрий с удовольствием включал впоследствии в концертный репертуар.
Сегодня достаточно трудно понять, что двигало молодыми артистами в то тяжелое, голодное, послевоенное время в их стремлении выступать и петь для людей. Но явно это было связано не с большими гонорарами и не с жаждой славы...
В 1980 году в столице СССР состоялось масштабное мероприятие, посвященное 50-летию образования Мордовии Дни литературы и искусства. В нём были задействованы лучшие художественные коллективы и представители творческой интеллигенции республики. Среди них был и Дмитрий Еремеев, встретивший восторженный приём столичной публики. Он исполнял русские и мордовские народные песни: «Коробейники», «Свадебная», «Самсон леляй», «Адядо, ялгат, розь паксяв» («Пойдёмте, друзья, в ржаное поле») и другие. По словам Дмитрия Ивановича за всё время выступлений в концертных залах Москвы по-настоящему сильное волнение он испытал лишь однажды, когда предстал почти перед 5-тысячной зрительской аудиторией на сцене центрального концертного зала «Россия». Волновался, хватит ли голосовых возможностей, чтобы без микрофона наполнить огромный зал привычным сильным звуком. Всё сложилось как нельзя лучше: успех тенора был безоговорочным и очевидным. Особенно приятно, по словам Дмитрия Ивановича, было слышать оценку московских профессионалов, которые сравнивали тембр и фактуру его голоса с итальянскими певцами...
<...> Последнее публичное выступление Дмитрия Еремеева состоялось 10 июля 2004 года в Большеигнатовском районе Мордовии на празднике эрзянской народной культуры «Раськень Озкс» («Родственное общинное моление»), которому указом Главы РМ был придан статус государственного праздника. На огромной поляне, окружённой деревьями и расположенной недалеко от сёл Чукалы и Андреевка, собралась многотысячная масса людей, специально приехавших на праздник со всех уголков России. Когда-то именно здесь располагался древний центр религиозно-общественной жизни мордвы. Визуальным центром праздничного торжества стала огромная 3-х метровая горящая свеча, как символ единства народа, связывающий его настоящее с прошлым. В ритуальном хороводе вокруг свечи приняло участие около 600 человек. Дмитрий Иванович не планировал своё выступление на 35 градусной жаре, но, тем не менее, оно состоялось. Как и в далёком 1980 году в Москве в концертном зале «Россия» он исполнил зажигательные народные песни «Коробейники», «Адядо, ялгат, розь паксяв» и «Самсон леляй». Вместе с ним на празднике пела Мария Антонова, как это бывало сотни раз на концертах ансамбля «Умарина»...
...помимо Еремеева-певца, есть ещё Еремеев-педагог, публицист, общественный и музыкальный деятель. Дмитрий Еремеев стал 1-ым мордовским артистом, оказавшимся в 50-е годы XX века на Западе и познакомившим европейских слушателей с образцами эрзянского песенного искусства. «Вторая» волна вокалистов из Мордовии смогла это сделать лишь в середине 70-х годов, т.е. 20 лет спустя. Его гастрольные поездки в Финляндию и в Венгрию, по существу, явились со стороны мордовской творческой интеллигенции начальным этапом на пути к реальному формированию духовно-культурной общности финно-угорского мира и к установлению регулярных музыкальных контактов. Его оригинальная концертно-исполнительская интерпретация народных мордовских песен, сохраняющая и развивающая этнические элементы певческого стиля народа, широко используется в современном вокальном искусстве республики. Он явился вдохновителем и инициатором создания целого ряда музыкальных коллективов Мордовии, в которых ныне успешно работают бывшие студенты факультета национальной культуры университета по классу вокала. Ему принадлежит идея проведения популярных в среде творческой интеллигенции Мордовии вечеров музыки в музее изобразительных искусств имени С.Д.Эрзи.
За неделю до своей кончины прикованный к постели неизлечимо больной и теряющий голос Дмитрий Иванович негромко произнёс философскую фразу, ставшую своеобразным духовно-смысловым итогом его пребывания на земле: «Слава и само стремление к славе это пустое ...Слава проходит. Должно быть что-то ещё, что-то другое...»...
1-го июля 2007 года, в день 80-летия Дмитрия Ивановича, на доме № 1 по проспекту Ленина, где он проживал с семьёй с 1961 года, в торжественной обстановке была открыта мемориальная доска с его изображением, рядом с мемориальной доской Народной артистки России Раисы Беспаловой - его супруги, единомышленника и друга по жизни.
Литература:
1.Бояркина Л.Б. Хоровая культура Мордовии: фольклор, традиции, современность: энц. справ. / Л.Б.Бояркина. - Саранск, 2006.
2.Еремеев А.Д. Песенная судьба Д. Еремеева // Саранск: История и образ города-провинциала: матер. III Воронинских науч.чтений.- Саранск, 2005.- С.243-247.
3.Еремеев А.Д. Яушев - Еремеев: неоконченный диалог...// Феникс-2003:науч.ежегодник каф.культурологии / гл.ред.Н.И.Воронина. - Саранск, 2003. - С.36-40.
4.Мирская Н.Голос, покоряющий сердца // Саранск зажигает огни: сборник / сост.В.Л.Житаев.- Саранск, 1981.
5.Мирская Н. Мастера сцены Мордовии. - Саранск, 2005.
6.Мордовия: энциклопедия. В 2-х т. Т.1. - Саранск, 2003.
7.[дополнить]