(20.01.1927 г.,
с. Ичалки Ичалковского района РМ)
Заслуженный учитель школы МАССР (1960). Заслуженный работник культуры РСФСР (1974). Почетный член Всероссийского хорового общества (ВХО) (1983).
Окончила Саранское музыкальное училище им. Л.П. Кирюкова (1946), дирижерско-хоровой факультет Казанской государственной консерватории (1951 – дирижирование, класс С.А.Казачкова). В 1943-46 гг. – артистка хора Мордовского государственного театра оперы и балета, 1951-86 гг. – преподаватель хоровых дисциплин Саранского музыкального училища, одновременно в 1953-70 гг. – заместитель директора по учебной части, 1970-82 – директор Саранского музыкального училища им. Л.П.Кирюкова. Ряд лет являлась председателем Мордовского отделения ВХО, комиссии по культуре Саранского городского Совета народных депутатов.
Заметной частью деятельности Юшковой Л.П. была работа по воспитанию детей и юношества: вела уроки пения в общеобразовательных школах Саранска, готовила хоры и ансамбли к выступлениям на олимпиадах, смотрах и фестивалях детского художественного творчества, ставила школьные музыкальные спектакли («Белоснежка», муз. Э.С.Колмановского; «Стойкий оловянный солдатик» С.П.Баневича; «Мадемуазель Нитуш» Ф.Эрве и др.); в музыкальном училище руководила постановками опер П.И.Чайковского «Евгений Онегин», Э.Ф.Направника «Дубровский», А.С.Даргомыжского «Русалка», Д.Верди «Травиата», Г.Доницетти «Лючия ди Ламмермур», К.В.Молчанова «Улица дель Карно», Г.Г.Вдовина «В шесть часов вечера после войны» и др.
Вклад Л.П.Юшковой в развитие музыкальной культуры Мордовии
Известная истина о том, что историю создают незаурядные личности, относится и к истории профессиональной музыкальной культуры нашей республики. Становление и развитие музыкального искусства Мордовии трудно представить без неустанного, бескорыстного служения ему талантливых энтузиастов, понимавших, что необходимо сохранить для будущего богатейшее народное творчество, создать современные художественные образцы, отображающие национальную самобытность мордвы, дать возможность одаренной мордовской молодежи приобщиться к сокровищам мировой музыки. Среди основоположников профессиональной музыкальной культуры имена Л.П.Кирюкова, Л.И.Воинова и тех, кто стоял у истоков музыкального образования в Мордовии – это певцы и общественные деятели П.А.Органов и З.А.Зайчиков. Они были организаторами и первыми педагогами Мордовского музыкально-драматического техникума (ныне Саранского музыкального училища им. Л.П.Кирюкова).
Одним из ярких деятелей мордовской музыкальной культуры стала Людмила Павловна Юшкова – педагог, хоровой дирижер, музыкально-общественный деятель; заслуженный учитель школы Республики Мордовия и заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Юшкова родилась в 1927 г. в с. Ичалки Мордовской АССР. Музыкальное образование получила в Саранском музыкально-драматическом техникуме и в Казанской государственной консерватории. В формировании ее профессионализма, художественно-эстетических взглядов значительную роль сыграли известные педагоги П.А.Органов и профессор С.А.Казачков. От них музыкант унаследовала страстную любовь к хоровому пению как великому искусству, многомерное понимание профессии дирижера, ее огромной значимости в воспитании подлинной духовности в обществе.
Родители Юшковой были учителями, мама играла на фортепиано и пела в хоре Республиканского театра оперы и балета, дядя был певчим, тетя неплохо пела, работала регентом в одном из храмов г. Саранска. С детских лет будущий хормейстер воспитывалась на высоких образцах классической и церковной музыки. В г. Саранске Юшкова училась игре на фортепиано в кружке, организованном при Доме учителя. Кроме того она участвовала в мимансе оперных сцен («Пиковая дама» П.И.Чайковского) и пела в хоре Мордовского оперного театра. Другом семьи был мордовский певец И.М.Яушев, сыгравший важную роль в становлении будущего музыканта-хормейстера и в разные годы помогавший Юшковой.
Творческая личность Юшковой взрастала и развивалась на благодатной почве, в условиях родной культурной среды. Совершенно очевидно, что опыт детства сформировал в ней устойчивый интерес к музыке, литературе, театру, музыкальным традициям мордовского народа.
В 1943-1946 гг. параллельно с учебой по классу вокала в Саранском музыкально-драматическом техникуме Юшкова работала артисткой хора Республиканского театра оперы и балета. С первых же дней учебы студентку окружали мудрые наставники: П.А. Органов (вокал), Д.Д. Загорулько (хормейстер театрального хора), а мордовский композитор Л.П. Кирюков был педагогом по теоретическим предметам.
Профессиональную деятельность Юшкова начала в Саранском музыкальном училище в 1951 г. после окончания дирижерско-хорового факультета Казанской государственной консерватории. В саранском «храме музыки» она работала в качестве преподавателя хоровых дисциплин (1951-1953), где заведующим дирижерско-хоровым отделением тогда был Кирюков. Позже она стала заместителем директора по учебно-воспитательной работе (1953-1970) и директором (1970-1982) Саранского музыкального училища.
Педагогическая деятельность – неотъемлемая часть работы руководителя хора. Она обусловливается самой спецификой его существования как творческого коллектива, необходимостью объединять усилия участников для исполнения произведения, направить их в одно русло, воспитать у них верные художественные ориентиры и эстетический вкус, многообразные певческие навыки и умения. Поэтому требования к руководителю певческого коллектива необычайно высоки. Один из крупнейших дирижеров, преподаватель Юшковой по Казанской консерватории, профессор С.А.Казачков, в монографии «Дирижер хора – артист и педагог» писал: «Чтобы иметь право встать во главе хора, превратить его в многоголосного солиста, надо быть личностью, которую отличает:
- наличие интересной жизненной темы-идеи или «сверх-сверх задачи» (по терминологии К.С.Станиславского);
- наличие выработанного в опыте собственного, оригинального музыкально-исполнительского стиля;
- способность рождать все новые и новые интересные художественные идеи, непреодолимое стремление множить свое мастерство и эрудицию;
- внутренний этический закон, подтвержденный жизнью и делами, без чего дирижеру трудно добраться до глубины художественной истины и повести за собой руководимых им музыкантов» [1, с. 42-43].
Этим высоким принципам своего учителя-наставника старалась следовать Юшкова. Причем это повлияло не только на работу с хором, но и на всю многогранную организационную, преподавательскую и методическую деятельность в Саранском музыкальном училище. С ее именем связано становление и формирование указанного учебного заведения.
В г. Саранске при Комитете по радиовещанию существовал хоровой коллектив, организованный еще Л.П.Кирюковым и руководимый П.Ф.Песельниковым. Его главной целью была пропаганда лучших образцов мордовской музыки, многонационального советского искусства, русской и зарубежной классики. В этом коллективе также пела молодой специалист Юшкова.
Но к моменту возвращения Юшковой из Казани по окончании учебы Мордовский театр оперы и балета уже был расформирован. Испытывая нехватку в такого рода заведении и следуя классическим традициям музыкального искусства Юшкова решается на постановку опер силами студентов и преподавателей Саранского музыкального училища. Работа Юшковой со студенческим коллективом не была случайной. Молодость участников – важное условие творческой деятельности, условие воспитания в хоре подлинной любви к совместному пению на основе единых художественно-эстетических принципов. Тщательный отбор участников коллектива предполагал хорошее знание певческих традиций народа, владение мокшанским и эрзянским языками. Кроме того, при работе с хоровым коллективом Юшковой помог личный певческий опыт участия в школьной художественной самодеятельности.
Работа с хором училища строилась на профессиональной основе. В роли солистов выступали опытные педагоги Саранского музыкального училища. Подвижническая деятельность руководителя, педагогов, певческого коллектива, его кураторов способствовала интенсивному творческому росту его участников. Юшкова и ее верные помощники (студенты и педагоги) в разные годы кропотливо работали над постановкой опер: «В шесть часов вечера после войны» Г.Вдовина, «Дубровский» Э.Направника, «Евгений Онегин» П.Чайковского, «Кармен» Ж.Бизе, «Корневильские колокола» Р.Планкетта, «Лючия ди Ламмермур» Г.Доницетти, «Русалка» А.Даргомыжского, «Травиата» Дж.Верди, «Улица дель Корно» К.Молчанова, «Фауст» Ш.Гуно.
Юшкова не требовала материального вознаграждения и надеялась лишь найти единомышленников и снискать помощь коллег, а также отклик в сердцах слушателей. Таким «методом» за годы работы ею были созданы постановки названных выше спектаклей, наличие которых в репертуаре может сделать честь любому оперному театру. И это не считая оперных премьер, подготовленных в организованных детских оперно-хоровых студиях при общеобразовательных школах г. Саранска (№ 10, 12, 14, 16, 39), а также фрагментов из опер, исполняемых в концертах. Каждая новая постановка – огромное событие и для ее участников, о котором помнят всегда. Ведь для многих студентов, да и преподавателей Саранского музыкального училища, выступление в спектакле становится единственной возможностью попробовать свои силы на оперной сцене. И ради этого одного выступления работа над спектаклем продолжается целый учебный год, отнимая силы от досуга. Ну а для некоторых певцов она становится началом большого профессионального пути.
Хотелось бы остановиться на некоторых творческих работах Юшковой. Так в 1975 г. под ее руководством, силами студентов и преподавателей Саранского музыкального училища был поставлен оперный спектакль «Евгений Онегин» П.Чайковского, в котором партию няни спела заслуженная артистка России Р.М.Беспалова. Через год «оперная практика» получила продолжение. Композитор Г. Вдовин специально для сложившегося состава написал свою первую оперу «В шесть часов вечера после войны» по пьесе В.Гусева (либретто М.Фроловского), где Беспалова спела роль медсестры военного госпиталя Полины Сергеевны. Руководителями постановки являлись Л.П.Юшкова (директор училища), М.И.Фроловский (дирижер), Е.Школьник (режиссер из г. Ленинграда). Они приложили много усилий, чтобы опера состоялась, а спектакль вызвал у публики живой и горячий отклик. По мнению музыковеда Н.М.Ситниковой, «Чувства, мысли и стремления героев оказались очень близкими артистам, поэтому партитура оперы прозвучала так искренне и вдохновенно, что недостаток у них сценического опыта ощущался в весьма незначительной степени» [2, с. 96]. Последней постановкой Юшковой (до ухода на заслуженный отдых) стала опера «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти. Это сложное произведение очень редко можно встретить в репертуаре театров.
Преодолевая препятствия и сложности при работе с многосоставными коллективами, Юшкову всегда отличают доброжелательность и мудрость. Главными чертами ее характера являются: строгость и организованность, скрупулезная точность во всем и предельная скромность. У Людмилы Павловны есть редкий дар создавать вокруг себя атмосферу нравственной чистоты и человечности.
Именно вокально-хоровая музыка явилась своеобразной лабораторией творчества Юшковой. Постановки опер удачны по своей художественной значимости и представляют яркие страницы музыкальной культуры Республики Мордовия. Это обусловлено не только тем, что вокально-хоровое исполнительство – самый массовый вид музыкального искусства, но и тем, что традиционная мордовская музыка в основном характеризуется своей полифоничностью развития, исполнительскими формами совместного, коллективного творчества.
«Творческая полифония» существенная черта индивидуальности Юшковой: наряду с административной и творческой работой в музыкальном училище она также активно участвовала в работе Всероссийского хорового общества, воспитала много ярких музыкантов. И жизнь ее продолжается в учениках: И.Андреева (окончила вокальный факультет Казанской консерватории), Н.Караваева (солистка в хоре Казанской консерватории), Е.Таркаева (выпускница Саранского музыкального училища), С.Плодухин (выпускник Московского института культуры, ныне заслуженный артист РМ). Перечислить всех, кто учился у Юшковой, просто невозможно. Выпускники работали и работают во многих театрах и филармониях России и Мордовии.
Юшкова стремилась прививать и музыкальную, и общую культуру, это педагог, что называется, от Бога. Она обладает не только талантом в этой области, но и подлинной любовью к педагогике. Это значит, что такой человек рассматривает свою деятельность как смысл жизни, знает и любит свой предмет, жаждет новых знаний и не прекращает совершенствоваться, а главное – умеет расположить к себе ученика. В XVIII в. французский композитор А.Гретри утверждал: «Без дара снискать любовь ученика все остальные таланты учителя окажутся бесполезными» [цит. по: 3, с. 25]. Этот дар – отдавать ученикам не только свое мастерство, но и душу – у Юшковой безграничен, а жизнь, отданная ученикам, продолжается и многократно умножается в них.
Богатейшие традиции композиторов-классиков, опиравшихся в своем творчестве на русскую православную церковно-певческую культуру в ее фольклорных взаимосвязях, претворены в творчестве Юшковой. Ее постановки отличаются безупречным чувством стиля, художественного вкуса и меры воздействия. Она – музыкант и человек, полностью отдающийся своей стихии – музыке. Юшкова всегда находится в творческом поиске. По высказыванию английского художника и теоретика искусства XVIII в. У.Хогарта, «искания – дело всей нашей жизни. Даже независимо от их цели они доставляют нам удовольствие» [цит. по: 4, с. 178].
Музыка для Юшковой – это жизнь. Ее творческое кредо можно описать словами композитора И.Ф.Стравинского: «Музыка – единственная область, в которой человек реализует настоящее. Несовершенство природы его таково, что он обречен испытывать на себе текучесть времени, воспринимая его в категориях прошедшего и будущего и не будучи никогда в состоянии ощутить как нечто реальное, а, следовательно, и устойчивое, настоящее. Феномен музыки дан нам единственно для того, чтобы внести порядок во все существующее, включая сюда, прежде всего, отношение между человеком и временем» [5, с. 99].
Феномен творческой индивидуальности Юшковой заключается в постоянном творческом поиске и способности к художественным преобразованиям. Ее деятельность внесла весомый вклад в становление и развитие культуры Мордовии, расширив сферу традиционной современной проблематики, художественной образности и жанровости.
Библиографический список:
1. Казачков С.А. Дирижер – артист и педагог. - Казань: Казанская гос. консерватория, 1998. – 308 с.
2. Ситникова Н.М. Чистота простых сердец // Советская музыка. - 1976. - № 12. - С. 95-100.
3. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я – детский педагог. - СПб.: Союз художников, 2002. – 112 с.
4. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки: сб. статей / ред.-сост. В.Н.Максимов. - М.: Музыка, 1980. - С.178-194.
5. Стравинский И.Ф. Хроника моей жизни. – М.: Композитор, 2005. – 464 с.
Литература:
1. Бояркина Л.Б. Хоровая культура Мордовии: фольклор, традиции, современность: энцикл.справ. / под ред.Н.И.Бояркина. – Саранск, 2006.
2. Голубчикова М.В. Юбилею Людмилы Павловны Юшковой посвящается // Музыка и мы.- №1(47). - 2017.
3. История Мордовии в лицах. Кн.2. - Саранск, 1997.
4.[добавить]