(10.03.1917, г. Саранск – 18.09.2001, г. Саранск)
В 1932-36 гг. – училась в Мордовском музыкально-драматическом техникуме (ныне Саранское музыкальное училище им. Л.П.Кирюкова) по классу сольного пения П.А.Органова, затем на вокальном факультете Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова, в 1942 г. окончила Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского, эвакуированную в Саратов.
В 1942-44 гг. – солистка Мордовского республиканского театра оперы и балета, 1944-46 гг. – артистка Государственного хора русской песни СССР под управлением А.В.Свешникова (г. Москва), 1946-72 гг. – преподаватель вокала Саранского музыкального училища, одновременно в 1940-50 гг. – солистка Мордовского радиокомитета. Много пела с Темниковским оркестром русских народных инструментов, выступала в ансамбле с В.Рупышевой (фортепиано), А.Давидовичем (скрипка), в 1970-е гг. – Л.Кубытевой; нередко пела под собственный аккомпанемент (фортепиано). В 1972-73 гг. – руководила вокальной студией при Дворце культуры профсоюзов, 1986-90 гг. – солистка Хора ветеранов войны и труда (дирижер В.В.Евланова) при Саранском городском отделе культуры.
Судя по сохранившимся на ГТРК «Мордовия» и в частных коллекциях звукозаписям, Ситникова Т.Я. входит в число ярких исполнителей Мордовии. Ее пение высокохудожественно, интонационно безукоризненно, стилистически выверено. Развитый художественный вкус, неординарная творческая индивидуальность позволяли певице глубоко постичь и отразить образно-художественное содержание произведений, не повторяя известных схем и трактовок. Этому способствовали как природа голоса (динамически ровный во всем обширном диапазоне, насыщенный «теплыми» тембрами «внизу» и блестящими «верхами», переходящими в мягкую колоратуру), так и основательная выучка. Вокальная техника Ситниковой разнообразна: она отлично владела различными типами певческого дыхания, дозируемым вибрато в кантилене, филигранной отделкой мелизматических элементов, богатым красочным спектром тембров, логичной тонкой фразировкой, позволявшими убедительно выстраивать музыкальную драматургию произведения.
В обширном концертном репертуаре Ситниковой была представлена западно-европейская и отечественная классика, песни народов СССР, произведения мордовских композиторов (в том числе, арии из опер «Парис и Елена» К.-В.Глюка, «Чио-Чио-сан» Дж.Пуччини, «Дочь мадам Анго» Ш.Лекока, «Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова; романсы и вокальные циклы Ф.Шуберта, Р.Шумана, Ф.Листа, А.Дворжака, П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова, С.В.Рахманинова, Ц.Кюи, А.Алябьева, П.Булахова, В.А.Власова, Н.П.Ракова, И.О.Дунаевского и др.
В мордовском театре Ситникова исполнила главные партии в операх «Евгений Онегин» Чайковского, «Надежда Светлова» А.Г.Новикова. Певица выступала в роли Канёвы в музыкальной драме «Литова» Л.П.Кирюкова, явилась первой исполнительницей партии Васстани в его же опере «Несмеян и Ламзурь», многих его обработок народных песен, а также произведений других композиторов Мордовии – Г.И.Сураева-Королёва, Г.В.Павлова, И.В.Соколовой на слова местных поэтов.
В своей педагогической деятельности Ситникова опиралась на классические традиции отечественной и европейской вокальной школы, принципы Органова, а также разработала собственную методику постановки и развития голоса, в основе которой был индивидуальный, личностный подход к воспитанию певцов с целью раскрытия и развития его природных музыкально-певческих способностей. В вокальной педагогике Ситниковой столь же важное значение имела работа над конструктивным материалом, значительную часть которого певица создавала сама: сочиняла распевки, упражнения на различные виды вокальной техники. В этой части Ситникова проявила яркие способности к музыкальной композиции; ее конструктивный материал обладал высокими художественными достоинствами; отдельные сочиненные ею вокализы в гармонизации Соколовой – самостоятельные музыкальные произведения. Неординарность методики Ситниковой заключается и в таком важном принципе, как связь учебного процесса с широкой концертно-исполнительской практикой обучаемых; подготовленные на занятиях произведения включались в публичные концерты, записывались на радио, причем в исполнении ансамблевых сочинений она пела вместе со своими учениками. Выпускники Ситниковой успешно работают в учебных заведениях и концертных организациях – М.П.Аликин, А.Бычков, Б.А.Тужилкин; в ее классе сольного пения занимались хоровые дирижеры Н.И.Бояркин, М.И.Волков, А.Я.Лёвина и др.
Исполнительское искусство Ситниковой представлено в фондах ГТРК «Мордовия», а также на грампластинках.
Литература:
1) Буянова А., Галкина И., Ситникова Н. Саранское музыкальное училище им. Л.П.Кирюкова: История. Традиции. Жизнь. - Саранск, 2004.
2) Мордовия, ХХ век: культурная элита: энцикл. справ.: в 2-х ч. Ч.2 / ред.совет: В.А.Юрченков (пред.) [и др.]. – Саранск, 2010.
3) Родина Н.Ф. Памяти учителя [Электронный ресурс] // http://kiryukov-smu.ru/news/pamyati-uchitelya/
4) Ситникова Н.М. Страницы вдохновенной жизни: Тамара Ситникова / Н.М.Ситникова. - Саранск, 2024. - 116 с.