(20.10.1933, с.Старые Селищи Больше-
игнатовского р-на РМ – 20.04.1995,
г. Саранск)
Заслуженный учитель школы МАССР (1971).
В традиционном сельском быту освоил игру на гармонике-хромке. В 1953 г. окончил Саранское музыкальное училище по классу баяна, в 1966 г. – заочно факультет народных инструментов Горьковской государственной консерватории имени М.И.Глинки по классу баяна (преп. Н.Я.Чайкин), 1953-55 гг. – баянист, руководитель инструментальной группы Государственного ансамбля песни и танца «Умарина», 1955-62 гг. – преподаватель, 1962-89 гг. – заведующий отделением народных инструментов Саранского музыкального училища, 1989-95 гг. – художественный руководитель Мордовской государственной филармонии.
С именем Путушкина связано становление концертного исполнительства на баяне в Мордовии, планомерной подготовки специалистов для концертных организаций и музыкально-учебных заведений, создание педагогического и концертного репертуара из произведений на мордовскую тематику. Помимо преподавательской работы (ученики - А.С.Агаджанов, И.В.Бегаев, Г.Г.Вдовин, А.П.Генералов, В.П.Кошелев, П.В.Криворотов, Н.П.Спиркин, В.И.Строкин, В.И.Цветков и др.) значительное время отдавал активной концертной деятельности в качестве солиста-исполнителя сочинений Н.П.Будашкина, Чайкина, А.И.Полетаева и др. В репертуаре Путушкина широко была представлена мордовская народная музыка в его обработках и авторских сочинениях: «Мордовский танец», «Од Кочкур велесь» («Село Новое Кочкурово») – вариации на тему эрзянской народной песни, «Эрзянь Полюнясь» («Эрзянская Поленька») – фантазия на тему мокшанской народной песни, «Скерцо»; произведения композиторов Мордовии в его авторских переложениях для баяна: Л.П.Кирюков – «Баюшки-баю» («Тютю-балю»), «Мордовский танец», Л.И.Воинов – «Мордовский марш», И.В.Соколовой – «Старуха Сюмерьге». В свои концертные программы Путушкин включал и пьесы, созданные им на темы русских народных песен: «Белолица, круглолица», «По Муромской дорожке». Для сочинений Путушкина характерна стилистика, основанная на выразительных средствах поздней русской мелодики (диатоника, терцовые ряды) и подголосочной полифонии, взаимодействующих с европейской гомофонией (терцовые сопоставления тональностей, главным образом по принципу минор – мажор).
Путушкин аккомпанировал многим выдающимся певцам Мордовии – И.М.Яушеву, В.С.Киушкину, Р.М.Беспаловой, Д.И.Еремееву, А.В.Яшнову. В 1957 г. в Москве выступил в качестве концертмейстера на Всемирном фестивале-конкурсе молодежи и студентов совместно с певицей М.Н.Антоновой (диплом I степени, золотая медаль). Путушкин обладал виртуозной техникой, тонкой нюансировкой, естественным ансамблем. Исполнительское искусство Путушкина отражено в записи на грампластинке (Мелодии Мордовии. – М.: Мелодия, 1968 – 33Д 032405 – 06), представлено в фондах звукозаписей ГТРК «Мордовия». Выступал в местной печати по проблемам развития музыкального искусства Мордовии, в том числе и по вопросам методики подготовки музыкантов на материале мордовской музыки (Путушкин А.П., Бояркин Н.И. Ценное пособие // Сов. Мордовия, 1979. 3 апр. – Рецензия на неизданное учебное пособие Г.И.Сураева-Королёва «Мордовская народная музыка на уроках сольфеджио»); часть своих музыкальных сочинений издал в сборнике: Пьесы и обработки мордовских народных песен (Саранск, 1993). В 2000 г. состоялся республиканский конкурс исполнителей на русских народных инструментах, посвященный памяти А.П.Путушкина.
Литература:
1. Буянова А.И. Саранское музыкальное училище им. Л.П.Кирюкова. - Саранск, 2004.
2. Мордовия: энциклопедия. Т.2. - Саранск, 2004.