Мордовия музыкальная
Одинокова (Лукина) Тамара Ивановна

 

              (23.01.1938, г. Смоленск -

               05.11.2013, г. Саранск)

 

 

Кандидат искусствоведения (Мордовские народные эпические песни и их музыкальный склад: дис... канд. искусствоведения. - Москва, 1978), заслуженный работник культуры РМ (1990), Лауреат премии Главы РМ (2005).

 

 

 

 

 

Т.И.Одинокова - грани творчества

 

... Тамара Ивановна Одинокова. Ее деятельность многогранна. Она являлась автором научных статей, научно-методических и учебных пособий, нотных изданий и авторских программ в области хорового искусства, музыковедения и фольклористики, музыкального образования и педагогики. Ее имя вошло в историю развития музыкальной культуры Мордовии как руководителя профессиональных и любительских хоровых коллективов, инициатора открытия музыкально-педагогического факультета в Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е.Евсевьева и основателя высшего музыкального образования в Мордовии, как первой заведующей кафедрой хорового дирижирования, пения и методики музыкального воспитания, автора инновационной концепции поликультурного этномузыкального образования младших школьников и его научно-методического обеспечения.

Родилась Т.И.Одинокова 23 января 1938 г. в г. Смоленске в семье военнослужащего. С первых дней войны ее отец – кадровый офицер ушел на фронт, а мать с маленькой дочерью эвакуировались в Саранск, где Александра Яковлевна стала работать врачом в военном госпитале.

Незабываемые впечатления детства связаны с музыкальной атмосферой в бабушкином доме на улице Московской, где жили и работали замечательные музыканты и педагоги – Тамара Яковлевна Ситникова (вокал) и Нина Семеновна Рузавина (дирижирование), а по соседству Нина Константиновна Прелатова (фортепиано).

Тамара Одинокова участвовала в школьной художественной самодеятельности, окончила музыкальную школу как виолончелистка, а в 1953 г. поступила в Саранское музыкальное училище на струнное и дирижерско-хоровое отделения. Она училась у замечательных преподавателей – Л.П.Кирюкова, Б.С.Урицкой, Т.А.Лебедевой, Д.И.Загорулько, Л.П.Юшковой. После двухлетнего обучения в Саранске Тамара перевелась в музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского.

1957-1962 гг. – учеба в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, куда ее приняли по результатам конкурсного отбора из пяти человек на место, а затем – в Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова у выдающегося музыканта и педагога, автора учебных пособий и нотных хрестоматий по дирижированию, профессора Л.С.Заливухиной. В ее классе Тамара продирижировала (сверх программы) многие оперы русских и западноевропейских композиторов XIX в.

Дипломной работой студентки стала «Патетическая оратория» Г.В.Свиридова, исполненная хором и симфоническим оркестром Саратовской консерватории при участии солистов из филармонии и оперного театра. В филармонических концертах 1962-1963 гг. «Патетическая оратория» звучала под управлением выдающегося дирижера, заслуженного деятеля искусств РСФСР Н.Г.Факторовича, хормейстер – Т.И.Одинокова.

По окончании консерватории Т.И.Одинокова возвращается в Саранск и работает преподавателем хоровых дисциплин, а затем и заведующей дирижерско-хоровым отделением музыкального училища. Ей доверяют руководство академическим смешанным хором, подготовку дипломных программ выпускников и концертного репертуара. В деятельность хора, известного в республике высоким профессионализмом и активным участием в музыкальной жизни, она старается внести и свою лепту. В ряде концертов 1962-1964 гг. под ее управлением прозвучали хоровые произведения русской, зарубежной и советской классики, а также сочинения композиторов Мордовии («Соловушка» П.Чайковского; «На десятой версте от столицы» А.Давиденко; «Море» К.Проснака; «Город-сад», «Солнце и поэт» Г.Свиридова из «Патетической оратории»; «Никифоронь Алдась» Л.Кирюкова и другие).

Некоторое время Тамара Ивановна совмещала работу в училище с обязанностями художественного руководителя и главного дирижера Мордовского государственного ансамбля песни и танца «Умарина», далее работала только с этим коллективом (1963-1965 гг.). Наряду с хоровым репертуаром, подготовленным И.Г.Резеповым, в концертах по Мордовии исполнялись и вновь разученные Т.И.Одиноковой произведения. К гастрольному сезону 1964 г. была подготовлена новая программа с участием хора, солистов и танцевальной группы ансамбля.

Работа в этом коллективе вывела Тамару Ивановну на один из главных путей ее творчества – путь познания и художественного претворения мордовской народной (вокальной, инструментальной) музыки в концертно-исполнительской и научно-исследовательской деятельности.

Но это будет потом, в начале 70-х гг. А в середине 60-х гг. она уезжает в Таганрог, выходит замуж, работает в качестве старшего преподавателя, заведующей кафедрой пения и хорового дирижирования на музыкально-педагогическом факультете Таганрогского педагогического института, руководит смешанным хором факультета, выпускает дипломников, выступает в городе с концертами.

В конце 60-х гг. определяется круг интересующих ее научных проблем: народная музыка Мордовии, хоровое искусство. Т.И.Одинокова поступает в аспирантуру МНИИЯЛИЭ при Совете Министров МАССР (по специальности «Фольклористика») и определяется с темой диссертации «Мордовские народные эпические песни и их музыкальный склад». Она ведет систематический, целенаправленный сбор музыкального материала в мокшанских, эрзянских районах Мордовии и других местах этнического расселения мордвы в Самарской, Пензенской, Ульяновской, Саратовской, Нижегородской областях; в Татарии, Башкирии и Чувашии.

Достигнутые результаты – магнитофонные записи более 500 напевов и текстов эпических и лирико-эпических песен, часть из которых в нотированном виде вошла в диссертацию.

В июне 1975 г. диссертация «Мордовские народные эпические песни и их музыкальный склад» была принята к защите во Всесоюзном НИИ искусствознания МК СССР. Однако в связи с ожидаемой реорганизацией ВАК все процедуры по защите диссертаций была отложены на неопределенный срок.

В Саранске Т.И.Одинокова работает в научно-исследовательском институте языка, литературы, истории и экономики при Совете министров МАССР в должности научного сотрудника сектора фольклора. Она занимается подготовкой музыкальных приложений (вступительных статей, нотных материалов, комментариев к напевам) к изданиям мокшанских, эрзянских исторических песен и детского музыкального фольклора в серии «Устно-поэтическое творчество мордовского народа».

В эти годы Тамара Ивановна создает хоровую капеллу в Республиканском дворце культуры профсоюзов, готовит концертные программы, выступает на предприятиях и в учреждениях города. С 1977 г. она снова работает в Саранском музыкальном училище в качестве преподавателя, руководителя смешанного хора и заведующей хоровым отделением. Наряду с педагогической и творческой деятельностью Тамара Ивановна ведет радио-и телепередачи о мордовской музыке, публикуется в газетах и журналах, записывает и нотирует мокшанские, эрзянские народные песни.

Защита ее диссертации «Мордовские народные эпические песни и их музыкальный склад» (научный руководитель кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки ГМПИ им. Гнесиных Т.В.Попова) состоялась в январе 1978 г. и была воспринята как значительный вклад в отечественную музыкальную фольклористику: «Это глубокое и разностороннее исследование мокшанской, эрзянской народно-песенной эпики, ее образно-тематического содержания и выразительных средств (типов ладообразований, мелодики, музыкальной и стиховой ритмики, мелострофики многоголосия), региональных и местных песенных стилей, интонационных параллелей в героическом эпосе мордовского и других финно-угорских народов» (Н.М.Бачинская).

После защиты кандидатской диссертации (первой музыковедческой диссертации в Мордовии) появилась возможность реализации ее давнего предложения об открытии в Мордовском государственном педагогическом институте музыкально-педагогического факультета, нацеленного на подготовку учителей музыки для общеобразовательных школ республики (в середине 70-х гг. Т.И.Одинокова обращалась по этому вопросу к Председателю Совета министров МАССР А.О.Пиксаеву, поддержавшему, как и присутствующие на встрече министр культуры Н.Я.Наумкин и министр просвещения В.В.Кирдяшкин, инициативу известного хорового дирижера, этномузыколога, исследователя мордовской народной музыки). Названный факультет был открыт в 1983-1984 учебном году. Тамара Ивановна являлась первой заведующей сформированной ею кафедры музыки, затем кафедры хорового дирижирования, пения и методики музыкального воспитания.

Для преподавания дисциплин теоретического, методического, исполнительского циклов были приглашены лучшие выпускники Горьковской (Нижегородской), Саратовской, Казанской консерваторий (В.Желудкова, Н.Миловидова, Е.Назарова, А.Наумов, А.Полушкин, О.Седых, Н.Евстифеева, О.Мизерская, Л.Муромцева, Н.Шестакова, И.Кобозева, В.Хвастунова; Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (ныне Музыкальная академия) (С.Асанова, Т.Нестерова) и выпускники музыкально-педагогических факультетов Чебоксарского, Воронежского, Костромского педагогических институтов (Г.Петякшева, Т.Додина, Н.Сорокина, М.Гавин, Г.Колмаков, О.Асатрян), Дальневосточного Государственного института искусств (К.Игнатьев), Саранского музыкального училища (Н.Самаркина, Т.Решетникова).

Основные задачи кафедры в начале пути – создание учебно-материальной базы и организация менеджмента образовательной, концертно-исполнительской и культурно-просветительской деятельности, научно-исследовательской работы студентов.

В содержании научной и учебно-методической работы кафедры хорового дирижирования, пения и методики музыкального воспитания была выделена общекафедральная тема «Музыкальное образование в Мордовии: региональный аспект», проблематика которой связана с исследованием мокшанской, эрзянской, русской народной и профессиональной музыки в контексте межкультурных взаимосвязей разных и этнически родственных народов России, введением национально-регионального компонента в общеобразовательный процесс, концертно-исполнительскую и художественно-педагогическую практику, созданием инновационной концепции высшего и начального музыкального, этномузыкального, поликультурного образования. Активизации национально-ориентированной концертно-исполнительской деятельности кафедры во многом способствовали преподаватели-вокалисты (Г.В.Конурина, М.С.Гавин, Г.Ф.Колмаков, Е.И.Назарова) и руководители курсовых хоров очного и заочного отделений (О.Л.Седых, В.И.Желудкова, К.А.Игнатьев, Т.А.Нестерова, В.И.Хвастунова, Н.И.Шестакова), а также руководитель факультетского смешанного хора и фольклорного ансамбля «Лейне» (Т.И.Одинокова).

В 1960-1990 гг. Т.И.Одинокова – дирижер, хормейстер академических и народных хоров в Саранского музыкального училища им. Л.П.Кирюкова, Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарёва, Мордовского государственного педагогического института им. М.Е.Евсевьева. Руководимые ею коллективы ежегодно участвовали в городских, республиканских, региональных, всероссийских, международных фестивалях и конкурсах, становились их лауреатами и дипломантами (в их числе женский хор музыкально-педагогического факультета Мордовского государственного педагогического института им. М.Е.Евсевьева – участник Всероссийских фестивалей хорового искусства «Молодые голоса» (г. Горький, 1983 г., 1985 г.), награжденный Почетной грамотой Всероссийского хорового общества и памятными подарками, а также фольклорный ансамбль «Лейне», дипломант фольклорного фестиваля финно-угорских народов (г. Йошкар-Ола, 1993 г.).

За многолетнюю концертно-исполнительскую деятельность и большой вклад в развитие профессионального и любительского хорового искусства, культурно-просветительскую работу и подготовку кадров для культуры и искусства Мордовии Т.И.Одиноковой присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры МАССР» (1990 г.).

В 1980-1990-е гг. Т.И.Одинокова создает первые музыкально-образовательные проекты для изучения мокшанской, эрзянской народной и профессиональной музыки в содержании программы Д.Б.Кабалевского. В их числе – «Мордовское народное музыкальное искусство на уроках музыки в начальной школе: часть 1, 2» (Саранск, 1989), «Мордовская музыка в начальной школе» (Саранск, 1994) – научно-методические издания, востребованные и в настоящее время в общеобразовательных и музыкальных школах Мордовии. Высокохудожественный материал фольклорных и композиторских произведений, соответствующий тематике программы и логике развертывания учебного процесса, нацелен на приобщение учащихся к традиционному и профессиональному музыкальному искусству Мордовии, расширение культурообразующих ресурсов музыкального образования. В этот период издана первая авторская программа Т.И.Одиноковой «Мордовский музыкальный фольклор в начальной школе» (Саранск, 1994). В ее основе – концепция поликультурного этномузыкального образования младших школьников в контексте межкультурных взаимосвязей финно-угорских, славянских, тюркских этносов России и зарубежья, диалога их культур и художественных сознаний.

С 1996 г. Т.И.Одинокова – доцент кафедры народный музыки Института национальной культуры Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарёва. Она ведет дисциплины теоретического, исполнительского, методического циклов, инновационные курсы – «Народно-песенные стили», «Профессиональная музыка Мордовии», «Методика изучения мордовского фольклора в школе». Ее лекциям, практическим и индивидуальным занятиям свойственны высокая культура педагогического труда в опоре на научные достижения отечественного и зарубежного музыковедения, музыкальной педагогики и фольклористики; эрудиция и артистизм, инновационные подходы и технологии.

В период работы в университете изданы многочисленные статьи, программы, учебные пособия и методические разработки Т.И.Одиноковой, в числе которых фундаментальный труд «Мордовский музыкальный фольклор в школе» (60,75 п.л.), представляющий мордовскую народную (вокальную, инструментальную) и профессиональную музыку в условиях поликультурного музыкального пространства России и зарубежья, получивший высокую оценку выдающихся деятелей культуры и искусства России в местной и российской печати, успешно апробированный (наряду с ее ранее изданным по рекомендации Министерства образования РМ учебным пособием «Мордовская музыка в начальной школе») в художественно-педагогической и концертно-исполнительской практике.

Названная работа – первое в Мордовии научно-методическое пособие, предназначенное для планомерного, систематического изучения национального (мордовского) музыкального искусства на протяжении четырехлетнего периода обучения младших школьников в общеобразовательных учреждениях всех типов. В пособии претворены концептуальные положения одноименной авторской программы, изданной по рекомендации Министерства образования РМ в вариантных разновидностях для национальных, смешанных и русскоязычных школ в 1997-2000 гг. Его теоретической и методологической основой стали труды Б.В.Асафьева, Е.В.Гиппиуса, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, Л.В.Шаминой, М.В.Медведевой, Л.Л.Куприяновой, Л.В.Бражник, Т.И.Одиноковой; фактологической и искусствоведческой – материалы Л.П.Кирюкова, А.О.Вяйсянена, Г.И.Сураева-Королёва, М.И.Чувашёва, Г.Г.Вдовина, Н.И.Бояркина, Л.Б.Бояркиной и других. Инновационная часть хрестоматии представлена впервые публикуемыми нотациями мордовских народных песен, записанных автором данной работы, инструментальными наигрышами в записи Н.И.Бояркина.

Новизна и актуальность этой работы обусловлена задачами регионализации образования и учебно-методического обеспечения образовательных учреждений нашей республики и мордовской диаспоры Волго-Уралья. Хрестоматийный материал, выстроенный в соответствии с концептуальными принципами одноименной авторской программы, нацелен на формирование национальной музыкальной культуры школьников как части общей культуры и разностороннее художественно-эстетическое развитие учащихся, их нравственное, патриотическое воспитание, сохранение и развитие родных языков, преемственности традиций и поколений. Комплекс обучающих и развивающих задач воплощен в содержании образования в соответствии с целями, задачами, принципами и методами одноименной авторской программы, направлен на постижение основ национальной духовности и художественной образности, своеобразия национально-музыкального языка и культуры традиционного исполнительства.

В издании предусмотрены педагогические условия для естественного и органичного введения учащихся в мир народного творчества и профессионального искусства, применения инновационных технологий в разносторонней музыкально-творческой деятельности. Особое внимание уделяется освоению закономерностей самобытного мокшанского, эрзянского многоголосия. В связи с этим методически оправданной и увлекательной воспринимается предложенная автором система творческих заданий для развития интонационного слуха учащихся и формирования на этой основе умений и навыков импровизационно-инвариантного преобразования напева, а также сочинения мелодий на фольклорные тексты и их «распевания» в стиле национально характерной бурдонной полифонии.

Существенным достоинством хрестоматийного материала является его «выход» в интеграционное поликультурное пространство. В данной работе впервые поставлена и методически претворена проблема диалогичности культур и художественных сознаний в процессе сравнительно-сопоставительного образа произведений народного и профессионального искусства этнически разных и родственных народов. Раздел хрестоматии, освещающий эти вопросы, особенно ценен для приобщения учащихся к явлениям межкультурных взаимообогащений, осознания места и роли культуры своего народа в ряду других музыкальных культур, развития межнациональных отношений.

Названная хрестоматия – уникальный труд, не имеющий в настоящее время аналогов на региональном и межрегиональном уровнях, получивший высокую оценку специалистов и широкое общественное признание, апробированный в практике общих и музыкальных школ, средних специальных и высших образовательных учреждений Мордовии и мордовской диаспоры Приволжского федерального округа, известный ученым и педагогам Финляндии, Эстонии.

Многогранная научная, концертно-исполнительская, педагогическая, культурно-просветительская деятельность Т.И.Одиноковой получила широкое общественное признание. Ее творчество вызывает значительный интерес у специалистов и многочисленных любителей музыки. Научные труды Т.И.Одиноковой изучаются, цитируются, занимают видное место в ряду изданий о музыкальном искусстве, образовании и культуре Мордовии.

Желудкова В.И.
Музыкальная культура финно-угорских народов: проблемы изучения, сохранения и преемственности: матер II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар.участием. Саранск, 23 сентября 2015 г. - С.54-61.

 

Из списка трудов Т.И. Одиноковой:

1). О ритмике мордовских народных эпических песен // Вопросы финно-угорского фольклора (Труды НИИЯЛИЭ. Вып. 50).- Саранск,1974.

2). Мордовские народные эпические песни // Музыкальный фольклор финно-угорских народов: архаика и современность. - Таллин,1979.

3). Некоторые черты национального стиля мордовской народной песни. - Саранск, 1989.

4). Мордовская музыка в начальной школе: учебное пособие.- Саранск,1994.

5). Бояркин Николай Иванович. Грани творчества. - Саранск, 2002.

6). Мордовский музыкальный фольклор в школе: Хрестоматия к программе по музыке (1-4 классы): учебное пособие.- Саранск, 2004.

7). Мордовский музыкальный фольклор в школе: теория, методика, практика. - Саранск, 2008.

8). О стилистике хоровых обработок Г.Вдовина народных песен // Из репертуара Народно-хоровой капеллы Мордовского университета. Вып.3 / под ред. Т.И.Одиноковой. - Саранск, 2008.

9). Диалог культур мордовского и русского народов в содержании этнорегионального образования школьников // Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования: традиции, перспективы, поиски: межвуз. сб. науч. трудов. Вып.7. - Саранск, 2009 и др.

 

Литература:

1. Бояркина Л.Б. Мордовская музыкальная энциклопедия. - Саранск, 2011.

2. История Мордовии в лицах.Кн.2. - Саранск, 1992.

3. Мордовия: энциклопедия.Т.2. - Саранск, 2004.

4. Решетникова Т.К. Культурологические подходы в музыкальном образовании на материале народной музыки // Музыка композиторов Поволжья и Приуралья: наука, творчество, образование: матер.Всерос. науч.-практ. конф.- Саранск, 2004.

5. Юдина Е.А. Программы Т.И. Одиноковой как средство изучения ценностей музыкальной культуры в начальной школе  // Международный студенческий научный вестник. - 2013.
 

Наверх