(род. 04.02.1947, г. Рубцовск
Алтайского края)
Заслуженный работник культуры Республики Мордовия (1996), Почетный работник общего образования Российской Федерации (2002).
Окончила Новосибирское областное музыкально-педагогическое училище (1966), Новосибирскую государственную консерваторию (1971). В 1971-73 – руководитель детской хоровой студии Дома культуры «Юность» Академического городка в г. Новосибирске, с 1973 – преподаватель Саранского музыкального училища; в 1991-98 – старший преподаватель, 1998-2005 – доцент кафедры народной музыки Мордовского государственного университета. Обладает ярким исполнительским темпераментом. В 1970-80-е гг. в качестве хормейстера участвовала в постановках Саранского музыкального училища: «Евгений Онегин» П.И.Чайковского, «Дубровский» Э.Ф.Направника. С 1995 года – художественный руководитель и дирижёр камерного хора «Гармония» отделения теории музыки Саранского музыкального училища им. Л.П.Кирюкова…
В 1990-е гг. Молина – музыкально-сценический руководитель постановок оперных спектаклей в школе-гимназии №12, создала детскую оперную студию в лицее №4 (Саранск), где кроме классических произведений («Алеко» С.В.Рахманинова, «Демон» А.Г.Рубинштейна) была представлена и театральная музыка композиторов Мордовии: музыкальная драма Г.Г.Вдовина «Ветер с понизовья» (2000), рок-шоу-опера Ген.Сураева-Королёва «Что же счастье?» (2002).
Молина – автор научных, учебно-методических работ и статей по проблемам национальной культуры (свыше 50, в т.ч. «Премьера домельть арсемат» («Мысли о премьере») // Сятко. -1999. - №3; «Асуть макссезе сонь шкайсь» («Талант, данный Богом») // Мокша. -1999. -№6). Составитель, музыкальный редактор и автор вступительных статей сборников: «Девичий венок: Музыка композиторов Мордовии для женского хора без сопровождения» (2004), «Кому поют колокола: Хоровые сочинения Н.Кошелевой» (2007). Записи хора «Гармония» «Современная хоровая музыка композиторов Мордовии (2002) – на аудиодиске.
Молина награждена Почётной грамотой Главы Республики Мордовия, грамотами Министерства культуры Республики Мордовия, грамотами Союза композиторов России и Республики Мордовия, Архиерейской грамотой (Н.М.Ситникова. Из кн.: Мордовия, ХХ век: культурная элита: энцикл. справ.: в 2-х ч. / ред.совет: В.А.Юрченков (пред.) [и др.]. – Саранск, 2010-2013).
Лауреат премии главы РМ в области музыкального искусства, лауреат XVII фестиваля композиторов Поволжья и Приуралья, дипломант республиканских фестивалей «Шумбрат, Мордовия!» и «Студенческая весна» камерный хор «Гармония» теоретического отделения Саранского музыкального училища имени Л.П.Кирюкова под руководством С.С.Молиной вышел за рамки обычного учебного коллектива. Скромный дебютант с годами превратился в коллектив, имеющий свой почерк, у него появилась своя публика, свои поклонники. Хор выступал не только в Саранском музыкальном училище имени Л.П.Кирюкова, в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи (в проекте «Вечера музыки в музее»), в залах Государственного музыкального театра имени И.М.Яушева и Национального драматического театра РМ, Республиканского Дворца культуры, в Детской музыкальной школе №1 и Детской музыкальной школе-интернат, но и за пределами города и республики – Лямбирском Дворце культуры, Чамзинской детской музыкальной школе, Пензенском музыкальном училище.
Ярким событием в творческой жизни коллектива было участие во Всероссийском фестивале «Панорама музыки России»: хоровые произведения композиторов Мордовии звучали в зале Дома композиторов (Москва, 2003). После успешного выступления хор «Гармония» был приглашён для участия в радиожурнале республик Поволжья «Между Волгой и Уралом».
«Гармония» - неоднократный участник традиционных фестивалей музыки композиторов Поволжья и Приуралья, республиканских фестивалей «Музыка композиторов Мордовии», «Шумбрат, Мордовия!». Хор выступал в столице нашей республики на юбилейном съезде Союза композиторов Мордовии (2007), в концертах, посвящённых С.Есенину, А.Полежаеву, Д.Шостаковичу; юбилейных вечерах известных деятелей культуры Мордовии: народного артиста Республики Мордовия С.Плодухина, народного писателя Республики Мордовия К.Смородина; научных конференциях, связанных с именами С.Эрьзи, Г.Вдовина, Г.Сураева-Королёва.
Выполняя свой просветительский долг, хор «Гармония» активно пропагандировал творчество композиторов Мордовии – Г.Вдовина, С.Терханова, Н.Кошелевой, М.Фомина, Н.Бояркина, Д.Буянова, Г.Сураева-Королёва, Ген.Сураева-Королёва, Е.Кузиной, Н.Митина, Д.Скрипкина. Многие из них доверяли хору «Гармония» первое исполнение своих произведений, писали специально для коллектива, посвящали ему свои сочинения (хоровые циклы «Город в тумане» Г.Вдовина, «Мирские молитвы» и «Девичий венок» Н.Кошелевой).
Широкий диапазон творческих интересов С.Молиной побуждал её обращаться к музыке разных стран, стилей и эпох, выстраивая калейдоскопический ряд композиторских имён и музыкальных жанров. В концертных программах хора в разное время были: «Gloria» А.Вивальди, «Короткая месса» Б.Бриттена, «Бастьен и Бастьенна» В.Моцарта, рок-шоу-опера «Что же счастье?» Ген.Сураева-Королёва; совместно с дирижёрами – сцена и хор птиц из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова, «Stabat mater» Д.Перголези, «Немецкая месса» Ф.Шуберта, «Орфей и Эвридика» Х.Глюка. Впервые в республике хор «Гармония» исполнил вокальные циклы «Детская» М.Мусоргского и «Из еврейской народной поэзии» Д.Шостаковича. В репертуарном списке коллектива были также сочинения Д.Бортнянского, А.Гречанинова, А.Даргомыжского, С.Рахманинова, С.Танеева, П.Чеснокова, П.Чайковского и других (все переложения для камерного хора сделаны руководителем коллектива).
Неизменным успехом у слушателей пользовались в исполнении хора «Гармония» литературно-музыкальные композиции, в их числе – «Диалоги о Моцарте», «Шесть хоров для женских голосов» С.Рахманинова, «Венок Победы», «Вечная молодость барокко», «Музыка Рождества».
С хором «Гармония» выступали многие известные артисты – Л.Кожевникова, Л.Кузнецова, И.Пережогина, С.Плодухин, С.Семёнов, Г.Томашова, Н.Чупрова, Е.Япарова.
В разные годы концертмейстерами хора были С.Асанова, Е.Берлизова, В.Демяшкин, Н.Ковешникова, Т.Новоженова, О.Селякина, С.Чиняева, Н.Чекинёва, Е.Ямпольская.
Многогранная концертно-просветительская деятельность хора «Гармония» нашла отражение не только в республиканской прессе, но и в российских изданиях – в авторитетном научно-теоретическом журнале «Музыкальная академия» и «Российской музыкальной газете»,
Камерный хор «Гармония» вписал свою славную страницу в историю Саранского музыкального училища имени Л.П.Кирюкова. По словам заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, главного редактора журнала «Музыкальная академия» Ю.С.Корева, «творчество его художественного руководителя и дирижёра С.С.Молиной являет собой благородный сплав утончённого профессионализма, основанного на „высокопоставленной чистоте“ (П.И.Чайковский) слуховой интерпретации, что поднимает её исполнительскую деятельность на уровень выдающихся достижений России музыкальной».
«Являясь молодым студенческим коллективом, хор „Гармония“ стал неотъемлемой частью культурной жизни не только Мордовии, но и России. Творческий потенциал коллектива, его успехи и достижения неразрывно связаны с именем талантливого дирижёра, руководителя этого хора – заслуженного работника культуры Республики Мордовия Светланы Сергеевны Молиной». (В.Казенин – композитор, народный артист России, лауреат Государственной премии России).
«Камерный хор „Гармония“ - это коллектив подлинных энтузиастов, любителей музыки, руководимый прекрасным музыкантом, знатоком своего дела, заслуженным работником культуры РМ С.С. Молиной. Я счастлив, что этот коллектив исполняет мои пьесы так глубоко и проникновенно» (Г.Вдовин – композитор, заслуженный деятель искусств России и Мордовии, лауреат Государственной премии РМ).
«Камерный хор „Гармония“ - это всегда открытие. Открытие полузабытых страниц старинных мастеров, открытие новых сочинений современных композиторов. А ещё, мне кажется, участницы хора и их удивительный, с тонкой душой, художественный руководитель в каждой своей совершенной работе хоть немного открывают себя в познании музыкального искусства. Пусть лёгкая ладья под названием „Гармония“ бесстрашно и чутко пройдёт свой путь по бесконечному океану музыки». (С.Терханов – композитор, заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель искусств РМ, народный артист РМ, лауреат Государственной премии РМ).
«Лично для меня в С.С.Молиной ценны её высокий профессионализм, незаурядная работоспособность, педагогическое мастерство, „святая к музыке любовь“ и подчёркнуто просветительский характер творческой деятельности. Общение с музыкантами такого ранга всегда интересно и полезно для композитора. Свои сочинения я не боялась отдавать в руки этого замечательного музыканта и руководимого ею коллектива – женского камерного хора „Гармония“. Специально для „Гармонии“ я написала хоровые циклы „Девичий венок“ и „Мирские молитвы“. На трудном и ответственном посту Председателя Союза композиторов Мордовии я нашла в лице С.Молиной неутомимого единомышленника и помощника в издательской и концертно-просветительской деятельности Союза». (Н.Кошелева – композитор, заслуженный деятель искусств России и Мордовии, народный артист РМ, лауреат Государственнол премии РМ).
«Арена смелых творческих экспериментов дирижёра – камерный хор „Гармония“, поющий любую по сложности музыку - от сочинений старых мастеров до современных опусов композиторов Мордовии. И почти всё, что они поют, - премьеры. Мордовские авторы смело отдают свои партитуры в надёжные руки Светланы Молиной». (И.Галкина – музыковед, заслуженный деятель искусств РМ, кандидат искусствоведения).
Хор существовал до 2012 года. В дальнейшем некоторые из его участников, влюблённых в хоровое пение и своего руководителя, стали членами другого коллектива, с которым выступала С.С.Молина - камерного хора «Живая музыка» Дворца культуры городского округа Саранск. В 2015 году он принял участие в музыкальном вечере (Большой концертный зал Саранского музыкального училища имени Л.П.Кирюкова), посвящённом московскому композитору М.И.Душскому, в 1938-1939 годах работавшему в Мордовии и погибшему в годы Великой Отечественной войны в возрасте 27 лет.
Пассионарность Светланы Молиной
Известный ученый, сын поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева, Лев Николаевич Гумилев предложил, как известно, удивительно поэтичный взгляд на метод прочтения мировой истории: «Энергия Космоса, пучки энергии, приходящие из солнечной системы, [...] достигающие дневной поверхности планеты и ударяющие нашу Землю [...] молниеносно производят свое энергетическое воздействие на биосферу» (1). Эта энергия наполняет собой всё и всех и побуждает к деятельности, направленной к какой-либо цели. Соответственно, саму «способность организма абсорбировать энергию внешней среды и выдавать ее в виде работы» Л.Гумилев назвал «пассионарностью» (2) от латинского passio - страсть, а носителей признака - пассионариями. И если бы для подтверждения этой общепризнанной ныне научной теории понадобился бы еще один конкретный пример, то личность Светланы Сергеевны Молиной оказалась бы блестящей иллюстрацией подобного типа людей.
Известно, что первоначальный жизненный импульс - часто важнейший для последующего движения. Первым, кто открыл ей мир музыки (произошло это в городке Рубцовске), был педагог по фортепиано Александр Андреевич Острецов (1903-1964), сосланный в свое время в Рубцовск. Блестяще образованный, очень одаренный и увлеченный человек, видный московский музыковед, автор многих статей в периодике 30-40-х годов (в том числе в «Советской музыке»), он был своеобразным и ярким пианистом. «Вспоминая его игру, постановку рук, осознаю, насколько кисть пианиста похожа на руку Владимира Горовица, с пологими, как бы стесанными пальцами», - рассказывает Светлана Сергеевна. Александру Андреевичу в то время было около шестидесяти, он жил одиноко и все свое время проводил в детской музыкальной школе, занимаясь с учениками, много играл сам: баллады, этюды, скерцо Шопена, почти всего Скрябина. На только что созданном местном телевидении Острецов вел цикл музыкально-публицистических передач и привлекал к участию в них своих учеников. Личность педагога оказалась настолько значимой, что после окончания школы Светлана поступила в городское педагогическое училище на музыкальное отделение только потому, что там класс фортепиано вел Острецов. Его неожиданный уход из жизни (он умер внезапно) изменил многое в ее жизни. Заканчивая музыкально-педагогическое училище уже в Новосибирске, она увлеклась вокальным исполнительством настолько, что при поступлении в Новосибирскую консерваторию выбрала дирижерско-хоровой факультет.
«На факультете, - рассказывает Светлана Сергеевна, - царил культ Владимира Николаевича Минина, который перед моим поступлением уехал в Москву по приглашению Александра Александровича Юрлова в Институт имени Гнесиных. О Минине ходили легенды, с ним сверяли свои достижения и поражения. Хоровой класс вел его ученик Б.Певзнер, тогда молодой хормейстер, полный творческого горения. В памяти остались программы наших хоровых концертов, которые были событием даже для такого музыкального города, как Новосибирск; а ведь туда приезжали и Эстонский государственный мужской хор под управлением Г.Эрнесакса, и юрловская капелла, и хоровые коллективы из Германии, Польши, Чехословакии».
«Второй консерваторией» для Светланы Сергеевны стало общение со студентами и молодыми учеными-физиками, коллегами мужа и обитателями знаменитого Академгородка, в общежитии которого получили комнату молодые Молины (союз лирика и физика). Студентка музыкального вуза была потрясена интеллектуальным уровнем и широтой интересов этих ребят. «Классическую музыку они знали блистательно! - вспоминает она, - Я открывала рот, когда слушала их споры по поводу симфонизма Глазунова или новых записей симфоний Малера и Брукнера под управлением О.Клемперера и В.Фуртвенглера».
В Мордовию, на родину мужа, Молина приехала в 1972-м. Молодому хормейстеру уже через несколько лет доверили возглавить секцию детского и юношеского музыкального воспитания Мордовского отделения Всесоюзного хорового общества. Ее первые шаги на этом поприще отмечены интересными инициативами. Это организованный ею впервые в республике детский хоровой праздник, настоящий праздник без пугающего соперничества, завоевания призовых мест. Его участники до сих пор вспоминают театрализованное представление, на котором хоры с веселыми названиями «Солнышко», «Ручеек», «Мелодия» в концертных костюмах выходили на сцену, а Болван-невежа и Глупый король - артисты драматического театра, ведущие концертную программу, - все время «ошибались и путали слова». А через несколько лет весь город слушал сочинения Чайковского на фестивале хоровой музыки, проведенном опять же по инициативе Молиной в честь 150-летия со дня рождения композитора.
Вызывает восхищение особое свойство ее характера: чем сложнее условия, тем более трудную задачу ставит она перед собой, и, что еще удивительнее, выполняет эту задачу. В 90-е годы, когда целый поток второсортной убогой эстрадной музыки выплеснулся на так называемого массового слушателя, прежде всего - на молодежь, Светлана создала в простой общеобразовательной школе настоящую оперную студию.
Невольно вспоминается исторический факт: смогла же В.Серова (жена русского композитора и критика А.Серова) в селе Судосево Большеберезниковского района Мордовии в конце XIX века создать детскую хоровую капеллу и оперную труппу из крестьян. С операми Глинки, Бородина, Серова они даже гастролировали по Поволжью (3).
Уже десять лет в школе-лицее № 4 города Саранска (директор Б.Иванов, слава ему и почет за содействие всем молинским начинаниям и глубокое понимание их нужности) каждый учебный год проходит под знаком творчества какого-либо поэта и композитора: А.Пушкин - С.Рахманинов, М.Лермонтов - А.Рубинштейн, А.Островский - Н.Римский-Корсаков (4)... Светлана Молина вовлекает в вихрь своих замыслов всю школу: если готовится мюзикл Бернстайна, то преподаватели английского языка курируют произношение юных артистов, за арию Графини из «Пиковой дамы», ту, что из Гретри, отвечает «француженка», консультанты «чистят» итальянское и латинское произношение, современную мордовскую музыкальную драму Г.Вдовина дети исполняют на эрзянском языке. Хореографы ставят балетные номера в оперных спектаклях, работники мастерских и лабораторий готовят декорации, освещение и озвучивание сцены. Все спектакли и концерты записываются на видеокассеты, и исполнители получают их на память, выходя из стен школы.
Понятно, что в силу физиологических профессиональных возможностей детей вся партитура не может быть озвучена и исполнена без потерь (транспонирование, переложение и купюры неизбежны). Но потери гораздо меньшие, чем приобретения. «Так мы прививаем детям хороший музыкальный вкус. Работать очень трудно, сказывается антихудожественный музыкальный фон, но удается найти верное направление, используя разнообразие методик», - говорит виновница оперного бума в лицее. A школьники воспринимают свое участие в создании оперных спектаклей очень серьезно. Они впитывают живительную силу высокой музыки, распространяя свой интерес к ней и среди одноклассников.
Пять лет Светлана Молина руководила академическим хором Мордовского государственного университета имени Н.П.Огарева. В составе хора не было профессиональных певцов, студенты разных специальностей с удовольствием приходили на репетиции и, впервые услышав имена композиторов А.Верстовского, Ж.Депре, О.Векки, навсегда становились поклонниками классической музыки. Сейчас участники хора тех лет - кандидаты, доктора наук, заведующие кафедрами разных факультетов. Они до сих пор любят петь и продолжают выступать в ежегодных концертах «Студенческой весны».
В музыкальном училище имени Л.П.Кирюкова, куда молодой хоровой дирижер пришла сразу по приезде в Саранск, ее встретили удивительные люди, близкие по духу и устремлениям, каждый из которых достоин отдельной большой главы в книге о музыкальных деятелях Мордовии: Л.Юшкова, Н.Рузавина, М.Фроловский... Все они были единомышленниками в творческих поисках. Студенты 70-80-х годов хорошо помнят оперные спектакли «Онегин», «Травиата», «Дубровский», «Русалка», поставленные в музыкальном училище группой неутомимых «пассионариев».
Активно участвуя в начинаниях коллег, Молина тем не менее, всегда хотела руководить своим профессиональным коллективом. В 1991 году по ее инициативе в училище появился хор студентов младших курсов. Его вспомогательная роль как учебного коллектива (а именно такой статус был установлен при создании хора) Светлану Сергеевну никак не устраивает. Азы профессиональных навыков пения ее студенты осваивали одновременно с активной концертной деятельностью, удивляя всех смелыми премьерами (5). При явном доминировании лидерских черт характера, руководитель хора не подавляет тех, кто рядом, легко находит сторонников и увлекает проектами почти фантастическими по возможности воплощения. Для исполнения Stabat mater Д.Перголези, «Орфея и Эвридики» К.Глюка, «Из еврейской народной поэзии» Д.Шостаковича она создавала из преподавателей училища инструментальные ансамбли разных составов. Заметим, что в провинции полеты творческой фантазии и их реализацию не принято оплачивать. Все концертные выступления стали возможными, только благодаря огромной любви их участников к музыке и уважению к личности, сумевшей всех увлечь. Можно себе представить, каким огромным авторитетом, творческим и человеческим, пользуется у коллег Светлана Сергеевна.
Еще пример преодоления инерционности мышления. Издавна считалось, что учащиеся теоретического отделения музыкального училища - это музыканты, которые «не знают сцены». И снова пассионарность Молиной нарушает привычное: благодаря ей при активном содействии заведующей теоретическим отделением А.Макаровой в 1998 году появляется камерный хор «Гармония». Под руководством Молиной теоретики, не обладающие от природы выдающимися вокальными данными, вдруг запели! Для занятий с ними Светлана Сергеевна выбрала оригинальную методику известного санкт-петербургского преподавателя В.Емельянова. Несмотря на яростное неприятие новой школы пения некоторыми коллегами, она, понимая верность направления поисков, пошла «против течения». Гармоничное, слаженное звучание коллектива убедило многих и прежде всего вселило уверенность в самих участников. Особенно лестно им было слушать отзыв высокопрофессионального специалиста, доцента кафедры хорового дирижирования Нижегородской консерватории имени М.И.Глинки Г.Годзевича, который сравнил хор «Гармония» с американским хором под руководством Р.Шоу. Думается, не беда, что по «вине» Молиной высшие музыкальные учебные заведения не досчитались какого-то числа музыковедов из Мордовии, но зато они приобрели прекрасных вокалистов с теоретическим образованием. Арена смелых творческих экспериментов дирижера - женский камерный хор, поющий любую по сложности музыку - от сочинений древних мастеров до современных опусов композиторов Мордовии. И почти всё, что они поют, - премьеры. Мордовские авторы смело отдают свои партитуры в надежные руки Светланы Молиной.
Ее уход в конце 90-х на основную работу в университет на кафедру хорового дирижирования был воспринят по-разному: одни ее осуждали, другие одобряли, пытаясь понять. А это снова взяло верх, говоря словами Л.Гумилева, «характерологическая доминанта, непреодолимое внутреннее стремление к деятельности» (6). Хоровая капелла МГУ, ранее именовавшаяся просто Хор факультета национальной культуры, сегодня действительно достойна своего названия. За короткий период С.Молина смогла изменить и его манеру пения (от полуфольклорной к академической), и состав (к женскому добавилась сильная мужская группа голосов) и репертуар, хорошо продуманный совместно с художественным руководителем хора, заведующим кафедрой народной музыки профессором Н.Бояркиным. Удивляет не только широта репертуара - от обработок народных песен до масштабных циклических полотен (хотя подобный диапазон тоже показателен для дирижерской работы). Каждая встреча с капеллой - это встреча с «новым» хором. Да, да! Он словно «меняет голос», вместе с новой программой появляются новые краски звучания. Обработки мордовских народных песен звучат открыто, ярко, словно рисуемые широкими мазками и несмешанными красками, с динамикой звонкого пения, свойственной традиции. «Божественную песнь» Я.Сибелиуса, исполнение которой стало событием в жизни столицы Мордовии, хор пел в «европейской манере»: эмоционально сдержанно, холодно-прозрачно и отрешенно. Хоровая капелла ФНК сегодня - высоко профессиональный творческий коллектив республики, составляющий здоровую конкуренцию Государственному камерному хору Республики Мордовия, его художественным руководителем и главным дирижером совсем недавно стал выпускник класса С.Молиной - П.Карташов.
К деятельности Молиной относятся и такие слова Л.Гумилева: «пассионарность имеет еще одно качество, которое чрезвычайно важно: она заразительна» (7). Десятки учеников проходят ее школу, школу преданности своему делу, любви к музыке... «Преподаватель должен убеждать своих учеников не только на занятиях по специальности, но и в практической исполнительской деятельности», - считает Светлана Сергеевна. Многие ее ученики выбрали свою профессию под влиянием личности любимого педагога и поступают не в конкретное учебное заведение, а в класс Молиной, переходя из школы в училище и в университет.
Если добавить к уже сказанному еще и научную деятельность Молиной, выступления в прессе с рецензиями и проблемными статьями, работу членом жюри многочисленных конкурсов и фестивалей, вспомнить, что женщина в семье имеет ряд обязанностей, тоже требующих сил и времени, то невольно задумываешься: можно ли столько «объять»? И перефразируя К.Пруткова, возразим сами себе: «Объять необъятное можно, если за это возьмется Светлана Молина».
Жизнь и деятельность музыканта профессионала в провинции подобна подвигу: человеческому и творческому. Отсутствие должной творческой среды многих приводит в отчаяние, побуждает к бездействию. Но, слава Богу, есть люди самоотверженные и бескорыстные, горячо преданные искусству и отдающие себя служению ему. Это люди поистине Космической Энергии, настоящие пассионарии. Им адресованы слова Л.Гумилева, которыми хочется завершить эту статью: «...Без пассионарности ее носителей, вкладывающих свою <...> энергию в культурное и политическое развитие своей системы, никакой культуры и никакой политики просто не существовало бы. Не было бы ни жаждущих знания ученых, <...> ни отважных путешественников. И ни один этнос не вышел бы за рамки гомеостаза, в котором жили бы в полном довольстве собой и окружающими трудолюбивые обыватели» (8).
Примечания:
(1) Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. - Л., 1990. - С. 23.
(2) Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1989. - С.17.
(3) О деятельности В.С.Серовой см.: Ефимова-Симонович Н. «Памяти музыканта общественника В.С.Серовой». // Советская музыка. 1947. № 4.
(4) К примеру, поэзия Пушкина в разные годы сопрягалась с «Алеко» Рахманинова и «Сказкой о царе Салтане» Римского-Корсакова, с «Каменным гостем» Даргомыжского и «Моцартом и Сальери» Римского-Корсакова, с «Пиковой дамой» Чайковского и «Дон Жуаном» Mоцaрта... Даже этот, далеко не полный, список впечатляет.
(5) Вот некоторые произведения, исполненные хором младших курсов за период с 1991 по 1997 годы: Перголези Stabat mater, Глюк «Орфей и Эвридика», Бриттен Короткая месса in d, Шуберт Немецкая месса in F, Римский-Корсаков Сцена и хор птиц из оперы «Снегурочка», Шостакович «Из еврейской народной поэзии», духовная музыка Гречанинова, Чеснокова, Танеева, Даргомыжского, Рахманинова, Чайковского, хоровые сочинения композиторов Мордовии.
(6) Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. – Л., 1990. – С. 31.
(7) Там же. С.33.
(8) Там же. С.123.
«Истинное удовольствие слушать этот коллектив, состав которого год от года меняется..., а образ его остается все таким же целостным и привлекательным.
Ибо поют они не просто слаженно, но «единомысленно», когда все вместе и каждый в отдельности решают одну общую художественную задачу. Отсюда тонкость и точность проработки деталей, без которых не могут решаться собственно эстетические задачи...»
Ю.Корев
(музыковед, заслуженный деятель искусств России)