Мордовия музыкальная
Кузина Лариса Николаевна

(род. 04.03.1942, г. Шадринск Курганской области  - 7.12.2018, г. Саранск)

 

 

Заслуженный работник культуры РМ (1996).

 

 

В 1964 г. окончила дирижерско-хоровое отделение Саранского музыкального училища им. Л.П.Кирюкова (дирижирование – М.И.Фроловский), 1969 – заочное отделение Казанской государственной консерватории им. Н.Г.Жиганова (дирижирование – В.Г.Лукьянов).

С 1970 г. работает преподавателем хоровых дисциплин Саранского музыкального училища, 1980-2009 гг. – заведующий дирижерско-хоровым отделением, одновременно – художественный руководитель и дирижер смешанного хора Саранского музыкального училища; 1965-77 гг. являлась концертмейстером хора Мордовского государственного театра музыкальной комедии, 1975-86 гг. – Детской хоровой студии Саранского городского Дворца пионеров и школьников.

Под управлением Кузиной Л.Н. прозвучали многие сочинения русских, зарубежных и мордовских композиторов.

 

Бояркина Л.Б. Мордовская музыкальная энциклопедия / под общ.ред. Н.И.Бояркина. – Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2011. – С. 151.

 

У музыки в плену

<…>

Первое музыкальное впечатление – пение мамы, Анны Федосеевны. У нее хороший слух, голос, и она очень любила петь. Все семейные праздники сопровождались ее пением любимых песен. Летом через распахнутые окна, выходившие на городской парк, врывались звуки духового оркестра: «В городском саду играет…». Маленькая Лариса тоже любила петь…

Более осознанное творчество началось в школе. На явные музыкальные задатки обратила внимание учительница музыки, благодаря которой девочка стала солисткой хора…Будучи ученицей пятого класса, по настоянию учительницы музыки, поступила в музыкальную школу, сразу в третий класс. Музыкальные предметы давались легко. Хотелось быстрее освоить аккомпанемент, особенно петь под собственный...

Но цели связать жизнь с музыкой не было. Любимый предмет – английский язык. На уроках разыгрывали мини-спектакли на английском языке. Много читала…

<…> Затем был зерносовхоз, где срочно требовался учитель сольфеджио…Проработав ровно год, восемнадцатилетняя Лариса поступает в музыкальное училище города Кургана.

На первом же курсе произошла встреча с Виктором Александровичем Кузиным…Лучший ученик курса, наделенный благородством рыцаря, устоять против обаяния которого было невозможно. Они поженились.

Родители Виктора – Елена Сергеевна и Александр Петрович – известные актеры, работали в местном театре, часто выезжали на гастроли в разные города. Одним из них был Саранск…режиссер театра Вениаминов пригласил Елену Сергеевну и Александра Петровича поработать в театре. К сентябрю 1962 года …перебрались в Саранск, производивший тогда, по сравнению с молодым индустриальным Курганом, впечатление патриархального…

Лариса и Виктор перевелись на третий курс Саранского музыкального училища. Людмила Павловна Юшкова, директор, увидев их зачетки с отличными оценками, передала новичков Михаилу Ивановичу Фроловскому, недавно окончившему консерваторию.

Главным центром культуры Саранска был театр. Богданов, Аржадеевы, Долгов, Некрасов, Мелехин, Пинский, Карпов и многие другие замечательные творческие люди составляли актерскую труппу. Горожане в то некомфортное, по нынешним меркам, время в театр ходили охотно, семьями. Именно театр стал большой школой для молодых музыкантов…

<…>

Окончив училище, в 1965 году Лариса и Виктор поступают в Казанскую консерваторию, в класс профессора Казачкова. И здесь судьба приготовила им сюрприз: в том же году М.И.Фроловскому предложили занять пульт дирижера оркестра театра. Он соглашается лишь при условии, что хором театра будет руководить Виктор Кузин. Телеграммы, звонки, уход на заочное отделение… А дальше – театральная работа.

Еще один серьезный урок: Ларису Николаевну пригласили концертмейстером театра. В итоге – на ее счету не один десяток подготовленных спектаклей. Клавиры «от корки до корки» давались нелегко. Это работа – с людьми, где техники пальцев недостаточно. Помогла хоровая школа. Концертмейстеру-вокалисту проще понять природу вокально-хоровых партий. Беспалова, Киушкин, Медвецкий, Камынина, Авербух, Учватов, Канделаки, Паверман, Курочкин, певцы московской оперетты Варгузова, Мишле, Васильев – вот далеко не все имена замечательных людей, сыгравших огромную роль в ее творческой судьбе. Это был сложный, насыщенный, счастливый период работы.

Последовали приглашения на работу в другие театры страны таких городов, как Иваново, Самара, Оренбург, Нижний Новгород, Челябинск, Казань… Телеграммы, звонки, предложения, вопросы: «Почему? Что вас там держит?» Лариса Николаевна неизменно отвечала: «Родители и дети. Мордовия. Прикипели мы к ней, полюбили».

В 1970 году начинается педагогическая работа в Музыкальном училище им. Л.П.Кирюкова. Первые ученики – Хакимова, Минкина, Ваняева. Участие в фестивале детской хоровой музыки в Казани, создание единственного четырехголосного смешанного хора в общеобразовательной школе, концерты в Казани, районах Республики Татарстан.

В 1975 году началась работа в хоровой студии Дворца пионеров. 12 лет жизни, около 120 участников. Гастроли в Ульяновске, Нижнем Новгороде, Вологде, в концертном зале «Россия» в Москве. За сухими датами и перечислениями городов и концертов – целая жизнь, отданная детям и музыке…

Это время можно считать становлением хоровой культуры в Мордовии. …нелегко было Ларисе Николаевне и Виктору Александровичу, членам многочисленных жюри, отстаивать каноны хорового искусства…

В 1980 году – еще один поворот судьбы. Людмила Павловна Юшкова настаивает на решении: Лариса Николаевна должна возглавлять дирижерско-хоровое отделение училища и взять хор его под свое руководство. За 25 лет руководства хором были поставлены сотни произведений русской, зарубежной классической, современной, народной и национальной музыки разных эпох, стран, композиторов. Огромное количество учеников прошло не мимо, а сквозь сердце чуткого педагога. Они разбрелись по всей стране, но не потеряли связи с мудрым наставником. Секрет педагогического таланта таится в желании воспитать не только грамотного музыканта, но и вырастить гармоничную, цельную личность, помочь ей найти себя не только в музыке, но и в жизни…Самой большой наградой она считает благодарность учеников, через годы пронесших в своем сердце память об уроках музыки, уроках добра и высокого искусства…

Курылева Т.И.

Литература:

1) Мордовия, ХХ век: культурная элита: энцикл. справ.: в 2-х ч. Ч.1 / редкол.: Т.М.Гусева, В.А.Юрченкова (отв.ред.) и др. – Саранск, 2010. – С. 310.

2) [добавить]

Наверх