(род.19.12.1956 г. - пос.Зубова Поляна Республики Мордовия)
Член Союза композиторов России (1996), член бюро творческой секции музыковедения и музыкальной критики. Зарегистрирован в федеральном реестре экспертов научно-технической сферы Министерства образования и науки РФ (с 2014). Доктор искусствоведения (дис.: «Старообрядческая богослужебно-певческая культура: к проблеме типологии» (науч. конс. Н.С.Серегина, РИИИ, 2010). Доцент Московской консерватории и Московской духовной академии.
Окончил Саранское музыкальное училище (1977); Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (историко-теоретико-композиторский факультет, кафедра истории музыки, 1982); совершенствовался в аспирантуре там же (научный руководитель профессор Б.Б.Ефименкова). Защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Устные традиции пения у старообрядцев: пение по “напевке”, вопросы интерпретации» (РАМ им. Гнесиных, 1996). Впервые в отечественном музыкознании он провел целостное исследование певческой старообрядческой культуры в типологическом аспекте; поставил проблему рассмотрения старообрядчечких певческих традиций, как самостоятельной культуры, в единстве историко-культурных и церковно-певческих особенностей, а также выявил и подробно исследовал специфический, характерный именно для старообрядцев пласт богослужебной певческой культуры - пение по «напевке».
В 1989-2001 гг. – старший научный сотрудник отдела древнерусской музыки Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. А.Рублева. В 1997-2006 гг. работал в Научном Центре (до 1998 г. Кабинете) русской церковной музыки им. протоиерея Димитрия Разумовского Московской консерватории, с 1998 г. – старший научный сотрудник.
С 2006 г. – начальник отдела конкурсных проектов по филологии и искусствоведению, с 2013 г. – заместитель начальника управления гуманитарных наук Российского гуманитарного научного фонда при Правительстве РФ. В 1993-2000 г. – доцент Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. С 2006 г. – старший научный сотрудник Научного центра народной музыки им.К.В.Квитки Московской консерватории. С 2011 г. доцент Московской духовной академии.
Сфера научных интересов: богослужебно-певческая культура русских старообрядцев. С 1979 г. ведет экспедиционную работу по изучению традиций церковного пения старообрядческих общин в Костромской, Ивановской, Московской, Брянской, Гомельской, Ростовской, Новосибирской областях, Краснодарском и Ставропольском краях (Россия), Одесской, Киевской, Винницкой областях (Украина), в Молдове, Эстонии. Создал собственную методику обучения знаменному пению, которая апробировалась на занятиях в Центральном музее древне-русской культуры и искусства им. А.Рублева, Московской консерватории, Московской регентской семинарии, Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте, Московской духовной академии, в воскресных школах (православных и старообрядческих).
Выступал с научными докладами по исследуемой проблематике на всероссийских и международных конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Киеве, Одессе, Кишиневе, Софии, Варшаве, Париже, Таллине, Яссах, Тегеране и др.
В сферу научных интересов входит также изучение церковной музыки русской православной церкви, сочинения духовной музыки современных композиторов (Р.К.Щедрин, Р.С.Леденёв, А.И.Микита). Являлся инициатором, принимал участие в организации и проведении научно-практических семинаров по церковному пению в Московской духовной семинарии (1994–2004). С 1996 г. входит в состав жюри международных фестивалей православной церковной музыки в Минске, Гродно (Беларусь), Хайновка (Польша). Организатор 4-х фестивалей старообрядческого церковного пения «Пейпус» в Эстонии.
Автор свыше 80 публикаций, в том числе 3 сборников расшифровок знаменного роспева («Литургия», два издания, «Великая вечерня», «Утреня. Служба Часов») и 3-х монографий: Стрельниковский хор Костромской земли. Традиции старообрядческого церковного пения. М, 2005; Старообрядчество Бессарабии: книжность и певческая культура. М., 2007 (в соавт. с Е.Б.Смилянской); Старообрядческая богослужебно-певческая культура (вопросы типологии). М., 2015. Является научным редактором монографий: Дынникова И.В. Морозовский хор в контексте старообрядческой культуры начала ХХ века. М., 2009; Балуева Н. Регент. Служение и судьба. Протоиерей Михаил Фортунато. М., 2012.
Выпустил 4 к/диска старообрядческого пения в серии «Памятники старообрядческого певческого искусства».
Награды:
Орден Милия Балакирева, Орден Св. Кирилла Туровского (награда Белорусской православной церкви), Коложский крест III и II ст. (награда Гродненской епархии Белорусской православной церкви), орден Св. Марии Магдалины (награда Польской православной церкви), нагрудный знак «За вклад в развитие культуры Беларуси» Министерства культуры Беларуси.
Грамоты: патриаршего экзарха митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Двух грамот главы Русской православной старообрядческой церкви митрополита Московского и всея Руси Корнилия, министра культуры Беларуси, министра культуры Эстонии, Ставропольской краевой думы, Гродненского областного управления культуры, Почетная грамота Министерства образования и наук Российской Федерации и др.
«Старообрядческое пение не просто для понимания обыденного человека», – доктор искусствоведения Николай Денисов – о церковном пении и своих исследованиях.
Ведущий в мире специалист по богослужебному пению русских старообрядцев, уроженец Зубовой Поляны Николай Денисов 19 декабря отметил 60 летие. Выпускник Саранского музыкального училища является доктором искусствоведения, доцентом Московской консерватории, доцентом Московской духовной академии – передает студентам знания, которые собирал всю жизнь! В советское время он запечатлел исчезающую культуру и даже организовал в 1984 году в Москве выступление Стрельниковского старообрядческого хора из Костромской области. В те времена это считалось немыслимым прорывом и позже помогло коллективу получить мировую известность. О детстве в Мордовии, своем призвании и общении с выдающимися церковными деятелями Николай Денисов рассказал Татьяне Михайловой [корр. газеты «Столица С»].
Судьба
Он родился в Зубовой Поляне, куда семья (Григорий Васильевич и Ольга Федоровна) переехала в 1937 году из села Каменки Спасского района Пензенской области. Родители были простыми людьми – отец работал в пекарне, мама была домохозяйкой, но всем своим пятерым детям помогли получить высшее образование. Самых больших профессиональных успехов добился сын Николай. Родители отдали его учиться в музыкальную школу, а потом в рассрочку купили фортепиано. Он с благодарностью вспоминает учительницу по фортепиано Марию Сидорову. Хотя, если честно, поначалу мальчик учился музыке неохотно… Средняя школа оставила в его памяти еще более неприятные воспоминания… Но по иронии судьбы эти придирки способствовали будущим достижениям. Денисов стремился покинуть школу, в конечном итоге, ушел из нее после 9го класса и поступил в музыкальное училище им. Кирюкова. На теоретическом отделении сразу попал к доброжелательным талантливым педагогам. «Они научили меня любить музыку, – вспоминает Денисов. – Дали необходимый багаж знаний, с которым иду по жизни до сих пор. В саранском училище прошли самые лучшие годы! От души благодарю педагогов Альбину Буянову, Нину Ситникову, Людмилу Юшкову, Инну Кобозеву, Зою Мирхайдарову, ныне покойного Гавриила Вдовина, и многих других… Саранскому музыкальному училищу низкий поклон. Научили любить музыку. Помогли. Дали багаж знаний на всю жизнь».
Заведующая отделением Альбина Буянова дала юноше направление в Московский музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. В те годы там преподавала элита музыковедческой науки страны. Но там в институте началась совершенно другая жизнь – соперничество интеллектуалов, брожение умов, поиск себя… Профессиональный выбор неожиданно определился на лекции по истории русской музыки, которую читала пожилой педагог Маргарита Эдуардовна Риттих. «Она сообщила, что древние русские нотные рукописи не поддаются расшифровке, никто из исследователей не знает, как к ним подступиться, – рассказывает Николай Денисов. – Но есть общины старообрядцев, которые сохранили этот особый пласт пения, передавая из уст в уста. Эта, как бы вскользь оброненная, фраза преподавателя перевернула мир и определила направление всей моей жизни!»
На третьем курсе при выборе диплома студент заявил о необычной теме. На первом зачете был разгром – идеологически опасная проблематика! Но хватило решимости. Он обратился к руководству Русской старообрядческой церкви и получил разрешение записывать богослужения на магнитофон. В советские годы интерес к вере считался предосудительным и не приветствовался. Институту пришлось направить письмо в Совет по делам религий при Совете министров СССР с заверением, что пленки будут использоваться только для научного исследования, не будут копироваться и распространяться. Сегодня наш земляк вспоминает изумление секретарей облисполкомов, горисполкомов, когда вдруг в командировку приезжает студент из Москвы с такой необычной целью! Преодолев многие трудности, Денисов защитил дипломную работу на редкую тогда тему церковного пения. Только в 1989 г. Николай поступает в аспирантуру, и то на заочное отделение. Тогда же ему удалось устроиться работать по специальности в открытый в музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева отдел древне-русской музыки. А изучение старообрядческого богослужения стало смыслом всей его жизни… Продолжались экспедиции, расширялась география исследуемых общин.
Староверы
Николай Денисов часто посещал старообрядческие общины в Костромской, Ивановской, Ростовской, Брянской, Гомельской и Новосибирской областях. Объездил Краснодарский и Ставропольский края, Одесскую, Киевскую, Винницкую области, а также Эстонию и Молдавию… «Как цыган стремится в табор, так исследователей фольклора и археографов летом тянет в экспедицию! – смеется исследователь. – Староверы были фанатично верующими, но не озлобились на атеистическое государство, являлись верными сынами своей страны. Я знал людей, которые воспитывались еще в дореволюционное время. Например, наставница церковного пения Антонина Николаевна Задворнова (умерла девицей в 90 лет в 1996 г.) за всю жизнь не пропустила ни одной службы. Работала ткачихой на Костромской фабрике. Как передовику производства ей постоянно предлагали путевки в дома отдыха, но она всегда отказывалась, чтобы не нарушить постные дни. Вот какие были люди! Именно Задворнова стала для меня учительницей знаменного пения».
Денисов открыл всему миру Стрельниковскую общину в Костромской области. Он первым стал изучать церковное пение казаков некрасовцев. Казаки-некрасовцы – две уникальные общины старообрядцев, которые 254 года прожили в Турции, а в 1962 г. вернулись в Советский Союз. За это время они сохранили свой язык, веру, культуру конца XII-начала XIII столетий. Это мировой феномен. Раньше некрасовцев считали только хранителями русского фольклора, а 1989 г. Денисов открыл неповторимые особенности их богослужебно-певческой культуры. Уникальной останется поездка с некрасовцами в 1994 г. в Турцию на места их исторического проживания, общение с турками и их отзывы об этих замечательных русских людях. На общем собрании, которое устроили турки, их предводитель говорил, обращаясь к своим: «Мы всю жизнь должны кланяться этим людям – некрасовцам. Они научили нас работать».
Николай Денисов осуществил несколько важных исследований и создал свою методику обучения знаменному пению, которая опробирована им в Московской консерватории, а в настоящее время и в Московской духовной академии. «Старообрядческое пение непросто для понимания, – рассказывает искусствовед. – Это не музыка, а молитва, воплощенная в музыкальных звуках, а у старообрядцев – впитанная с молоком матери. Ее корни идут из древней Византии. А современное богослужение Русской православной церкви восходит к европейскому многоголосию…».
В 1984 году Николай Денисов сумел организовать выступление Стрельниковского старообрядческого хора перед научной общественностью Москвы. Мероприятию способствовали председатель Союза композиторов РСФСР Родион Щедрин и глава старообрядческой церкви архиепископ Московский и всея Руси Никодим… Это произошло впервые за всю советскую историю. По иронии судьбы главное выступление состоялось в зале бюро пропаганды советской музыки! Самое трудное в нем было получить разрешение главы старообрядческой церкви. Он был строгим, фанатичным, проживал в основном в Молдове, в своем родном русском селе Старой Добрудже. Когда ему объяснили смысл события, он ответил: «Я не возражаю, если на это согласятся сами певцы». Священник прихода в с. Стрельниково в начале не поверил в эти слова и звонил в Москву удостовериться!
Всесоюзная фирма «Мелодия» записала тогда пение хора в архив, а через четыре года выпустила первую пластинку церковного пения старообрядцев в связи с 1000 летием Крещения Руси, которое отмечало все прогрессивное человечество…
РПЦ
Затем Николай Денисов занялся исследованием богослужений Русской православной церкви. В 1991 году в Москву из Англии приехал выдающийся регент Михаил Фортунатов, потомок русских эмигрантов первой волны. «Он перенял манеру регентования у тестя Феокритова, который был уроженцем Пензы и уехал в Европу после 1917 года, – рассказывает ученый. – Таким образом, в Лондоне сохранились дореволюционные традиции русского церковного пения». Денисов посоветовал ему организовать семинары по церковному пению для преподавателей семинарий Русской православной церкви. С 1994 по 2004 гг. их прошло шесть. Там удалось познакомиться и с самым выдающимся регентом Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Мормылем.
В 2001 году Денисов был приглашен в Лондон и познакомился с митрополитом Антонием Сурожским. Этот выдающийся церковный деятель создал во второй половине XX столетия на территории Великобритании и Ирландии Сурожскую епархию Московской патриархии. И это во времена холодной войны, в условиях жесткого противостояния Советского Союза и Запада! На вопрос Денисова о том, как ему это удалось, митрополит рассказал: «Приехав в Лондон, я понял, что русские приходы скоро исчезнут, потому что эмигрантов стало очень мало. Тогда я пошел проповедовать на радио ВВС. Заинтересовавшиеся англичане стали приходить на нашу службу. Сначала, не понимая церковно-славянского языка, они воспринимали православие через пение. То есть через традицию, сохраненную пензенским регентом», – отмечает исследователь. Михаил Фортунато в неоднократно говорил Николаю Григорьевичу, что русские не ценят своей церковной культуры. Зато в Европе к ней интерес растет! Не случайно наши православные хоры гастролируют по миру с большим успехом».
По оценке Николая Денисова, в советские годы в нашей стране самым лучшим был хор Троице-Сергиевой Лавры под управлением выдающегося регента архимандрита Матфея Мормыля. Он состоял из монахов и семинаристов. Попадая на его выступление, многие люди обретали веру… Вот какую силу имеет церковное пение! Искусствовед сохранил для истории живой голос Мормыля, который по праву считался музыкальным лицом Русской православной церкви. Единственная запись беседы «На чужом основании я никогда ничего не строил» была опубликована в журнале «Музыкальная Академия», а теперь размещена на сайте Московской регентско-певческой семинарии.
Отец Матфей никого к себе не подпускал. «Если честно, я попросил его побеседовать со мной 10 мин. Но продержал регента четыре часа, – рассказывает Денисов. – Отец Матфей – это солнце, это апостол церковной музыки XX века. Если бы я ничего не написал, то моя беседа с ним навсегда осталась бы в истории».
Сегодня основным полем исследовательской деятельности Денисова стала Молдова, где русские старообрядческие общины практически исчезают. Кроме того, доктор искусствоведения читает лекции в Белоруссии, Польше и Румынии… Из всех стран самое большое впечатление произвел Иран. Там пришлось выступать с докладом на конгрессе «Ритуалы в древних культурах»… «Везде, где я бываю – в экспедициях, на конференциях, в разных городах нашей страны, в разных государствах – от Англии до Ирана – я рассказываю о своей Родине – Мордовии, – говорит Денисов. – Рассказываю о мордовском народе, о том, к какой языковой группе он принадлежит, о мордовских костюмах, пении, о скульпторе Эрьзе, даже о мордовской кухне. Я люблю свою Родину и помню ее!.. Спрашиваете, как отметил день рождения? Скромно! Все это – земное и тленное. Гораздо важнее, что готовится к печати очередная монография по благословению Патриарха Кирилла… Пользуясь случаем, шлю поклон дорогому Саранскому музыкальному училищу. Всему, что имею в жизни, я обязан ему и его педагогам!»
Из списка очинений:
1.Воскрешение древности // Советская музыка. 1986. № 2;
2.Профессиональные певческие традиции Стрельниковского старообрядческого хора Костромской области // Музыкальные горизонты. № 12–13. [София, Болгария]. 1989;
3.Традиции пения старообрядцев юго-западной части России и Верхнего Поволжья // Музыкальная культура Средневековья. Вып. 2. М., 1991;
4.Древнерусская музыкальная культура (программа для 9 класса общеобразовательной школы при Богоявленском монастыре г. Москвы // Материальная база сферы культуры: отечественный и зарубежный опыт решения управленческих научных и технических проблем. Вып. 2. М., 1995;
5.Крюковое (знаменное) церковное пение: Программа (68 часов) // Там же. Вып. 3. М., 1995;
6.Традиции пения по «напевке» у старообрядцев (репертуар) // Материалы ежегодной Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского Богословского института. М., 1996;
7.Устные традиции пения у старообрядцев: пение по «напевке», вопросы интерпретации. М., 1996;
8.Певческие рукописи Бессарабского собрания МГУ / Сост. Н.Г.Денисов, Е.Б.Смилянская. М., 2000;
9.Литургия (песнопения древних одноголосных роспевов): Сб. расшифровок. // Сергиев Посад, 2000, 2-е изд. М., 2004;
10.К вопросу о поэтической организации богослужебных текстов // Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток – Русь – Запад (к 2000-летию от Рождества Христова) / Ученые записки Научного центра русской церковной музыки им. прот. Димитрия Разумовского / Гимнология. Вып. 3. М., 2003;
11.О пении и чтении в старообрядческой церкви: Публикация рукописи прихожанки Стрельниковской старообрядческой общины Костромской области А.Н.Задворновой (1907-1996) // Византия и Восточная Европа. Литургические и музыкальные связи. К 80-летию доктора Милоша Велимировича / Гимнология. Вып. 4. М., 2003;
12.Литургия древних одноголосных роспевов. Вып. I. 2-е изд. М., 2004;
13.Старообрядчество Бессарабии: книжность и певческая культура М., 2007 (в соавт. с Е.Б. Смилянской);
14.Духовная хоровая музыка // Роман Леденев. Статьи. Материалы. Исследования / Монографич. сб. Очерки творчества / Ред.-сост. М.И. Катунян. М., 2007;
15.Устные традиции пения казаков-некрасовцев // Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции. Восток – Русь – Запад. Гимнология. Вып. 5. М., 2008;
16.К 400-летию Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. «Не нам, не на Господи, но имени Твоему даждь Славу» [беседа с регентом В. Горбиком] // МА. 2009. № 4;
17.Ustna tradycja spiewu kozakow-niekraswcow // Muzyka sakralna czesc czwarta. Czenstochowa, 2010 (на польск. яз.);
18.А.Микита: «…Продолжать христианскую цивилизацию» (беседу провел Н.Денисов) // МА. 2011. № 4;
19.Устные формы обучения пению у старообрядцев // Фольклор: историческая традиция и современные полевые исследования / Материалы IV Международной научной конференции памяти А. В.Рудневой. М., 2012;
20.К вопросу о типологии южной традиции старообрядческой культуры // Старообрядчество Молдовы: опыт прошлого, задачи настоящего… / Материалы II Международной старообрядческой конференции. Кишинёв, 2012;
21.Казаки-некрасовцы – хранители древнерусской культуры в мусульманской Турции // Культура межэтнических контактов. Художественно-музыкальная традиция. Пограничье культур и искусство казачества / Сб. материалов Всерос. научно-практич. конференции. СПб., 2013;
22.Фестивали православного музыкального искусства в Польше и Беларуси: цели и задачи / Современное хоровое исполнительство: традиции, опыт, перспективы / Сб. статей. Ростов-на-Дону, 2014;
23.Всенощное бдение древних одноголосных роспевов. Вып. II. Утреня. Служба Часов / Уч. пособие. М., 2015;
24.В поисках духовной интонации, или актуальность русской музыкальной медиевистики в ХХI веке (в соавт. с Н. Серегиной) // Музыкальная наука в ХХI веке: пути и поиски. К 70-летию РАМ им. Гнесиных / Материалы Междунар. науч. конференции 14-17 окт. 2014 г. М., 2015.
Литература:
1) Асанова С.Б. Ученый, педагог, эксперт // Музыка и мы. - 2017. - № 3 (49).
2) Денисов Н.Г. Древнерусская музыка и знаменное пение // «Русская вера». - 2015. - 25 февраля.
3) [дополнить]