Мордовия музыкальная
Концертные и театральные организации

 

 

В Республике Мордовия действует одна концертная организация - Мордовская государственная филармония и 5 самостоятельных республиканских концертных коллективов: Мордовский государственный ансамбль песни и танца «Умарина», Государственный камерный хор, театр песни «Росичи», джазовый оркестр «Биг-бенд «Саранск», фольклорный ансамбль «Торама».

Культурным достоянием республики являются пять театров - четыре республиканских и один муниципальный: Государственный русский драматический театр; Государственный музыкальный театр имени И.М.Яушева; Мордовский государственный национальный драматический театр, Государственный театр кукол и театр актера и куклы «Крошка» городского округа Саранск. 


   Мордовская государственная филармония – республиканское учреждение культуры, организованное в 1943 г. в г. Саранске при Комитете по делам искусств Совета народных комиссаров МАССР на базе Мордовского концертно-эстрадного бюро. В 1963-79 гг. – филармония как организация не существовала, её функции выполнял концертный отдел при Мордовском музыкально-драматическом театре (рук. Д.И.Еремеев); с конца 1979 г. – филармония возобновила свою работу. 

Мордовская государственная филармония ведет деятельность по концертному обслуживанию и культурному просвещению населения республики, пропаганде музыкального искусства, мордовской народной и композиторской музыки, художественному воспитанию детей и юношества, организации концертной деятельности коллективов и солистов филармонии за пределами республики – в России и за рубежом, а также гастролирующих музыкальных коллективов и солистов на территории РМ. 

До 1962 г. в составе Мордовской государственной филармонии осуществляли свою деятельность Государственный ансамбль песни и танца МАССР «Умарина», Темниковский оркестр русских народных инструментов (с 1943), вокальные и инструментальные, вокально-инструментальные ансамбли, а также солисты – певцы и инструменталисты, артисты разговорного жанра (на декабрь 1957 г. в составе филармонии числился симфонический оркестр из 30 музыкантов; Докладная записка Л.П.Кирюкова в Министерство культуры. ЦГА РМ. Ф. р – 1122. Оп. 1. Д. 224. Л. 21 – 24 (более ранние упоминания об оркестре см. газету: Красная Мордовия, 1950 г. 7 января). 

Наиболее плодотворный период деятельности филармонии приходится на последних три десятилетия; в это время были созданы новые творческие коллективы: женский фольклорный ансамбль «Келу» (1979), эстрадный ансамбль «Вастома» (1978), «Лайме» (1980), «С песней по России» (1995), «Светлица» (1998; ныне «Девчата»), ансамбль «Русичи» (1994; ныне Театр песни «Росичи»), ансамбль народного танца «Лейне» (1996), ансамбль казачьей песни и пляски «Разгуляй» (2003), эстрадный вокально-хореографический ансамбль «Арсема» (2004), шоу-балет «АртВижн» (2002) и др. Вклад в развитие исполнительского искусства Мордовской государственной филармонии внесли организаторы, дирижеры и руководители коллективов: Л.И.Воинов, П.П.Емец, Н.С.Рузавина, Г.И.Сураев-Королёв, С.В.Балабан, Н.П.Спиркин, В.И.Четыркин;  певцы-солисты – И.М.Яушев, Е.А.Охотина, Р.М.Беспалова, Д.И.Еремеев, Р.С.Анисимова, М.Н.Антонова, Л.Н.Ганина, А.А.Клыков, Л.А.Кузнецова, А.Н.Куликова, Н.В.Маркова, Н.В.Спиркина, И.П.Учватова, инструменталисты – В.Абрамов (гитара), Л.В.Круг (скрипка), А.П.Путушкин (баян), В.Н.Зимин (балалайка), О.А.Вельдяскина (фортепиано); концертмейстеры – В.Н.Рупышева, Т.А.Фраткина, Е.В.Богатикова (фортепиано), В.И.Козляков, В.Ф.Чирков, В.П.Кошелев, А.С.Агаджанов (баян). При Мордовской государственной филармонии работал музыкальный лекторий для детей (музыковеды Ф.А.Шкермонтова, Л.С.Носенкова), детская хореографическая студия «Тропинка» и др.

Мордовская государственная филармония организовывала на территории РМ концерты творческих коллективов (хоры, симфонические оркестры, оркестры народных инструментов, ансамбли и т.д.) и мастеров искусств Москвы, Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Белоруссии, Украины, Эстонии, Финляндии, Венгрии и других регионов и стран; выступления исполнителей - выходцев из Мордовии и представителей мордовского народа Е.И.Грибовой, И.М.Скобцова, Д.Е.Демяшкина, Н.А.Комолятова, Н.Н.Кадышевой и др.

Филармония внесла значительный вклад в развитие музыкальной культуры Мордовии, композиторское и исполнительское искусство, пропаганду народных песенных традиций, музыки отечественных и зарубежных авторов, музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. Коллективы и солисты гастролируют в стране и за рубежом, они являются постоянными участниками торжественных мероприятий и праздников, деятельность многих из них отмечена почетными званиями, они являются лауреатами международных, всесоюзных, всероссийских и региональных фестивалей и конкурсов. 

В разные годы филармонию возглавляли Ю.В.Ильин, М.И.Нахимовский, А.И.Марычев, В.В.Медведский, И.И.Поршин; художественные руководители: Д.И.Еремеев (1979-87), А.Б.Харламов (1987-90), А.П.Путушкин (1990-95), И.В.Бегаев (1997-2000), С.В.Балабан (2000-07). В формирование современного облика Мордовской государственной филармонии как развитого концертно-просветительского центра РМ большой вклад внес Н.Ф.Серкин, проработавший директором более 15 лет (1992-2008). С 2013 г. филармонией руководит С.Н.Кузьмин.

Бояркина Л.Б. Мордовская музыкальная энциклопедия / под общ.ред. Н.И.Бояркина. – Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2011. – С. 191-192.

 

Государственный музыкальный театр имени И.М.Яушева

 

Основан в 1935 г. в г. Саранске.

1 сентября 1935 г. – 7 февраля 1937 г. – Республиканский русский театр музыкальной комедии. Труппа состояла из 80 человек. Среди них артисты Г.Г.Гальчук, А.М.Крамовская, М.П.Морозов, Я.И.Тарасенко. Режиссер А.Н.Александровский, хормейстер А.В.Акатова, балетмейстеры Л.Д.Арригони, Н.Е.Дубровская. 28 ноября 1935 г., в день открытия театра, была показана оперетта К.Миллекера «Нищий студент». В дальнейшем поставлены 12 оперетт, в т.ч. «Весёлая вдова», «Цыганская любовь» Ф.Легара, «Сильва», «Фиалка Монмартра» И.Кальмана, «Ярмарка невест» В.Якоби, «Холопка» Н.М.Стрельникова. 7 февраля 1937 г. театр был реорганизован в передвижной на принципах хозрасчёта. 23 июня 1937 г. был закрыт.

Процесс становления национальной художественной культуры и начавшаяся активная подготовка музыкальных кадров способствовали созданию Театра оперы и балета (с 28 февраля 1937 г.). Первый его художественный руководитель и директор дирижер Ф.П.Вазерский. С 1939 г. художественный руководитель и дирижёр Л.С.Мандрыкин, дирижёры Е.Р.Манаев, П.М.Шамович, хормейстер Д.Д.Загорулько, балетмейстер Л.И.Колотнев, художник Б.И.Росленко-Риндзенко. В числе ведущих певцов – заслуженный артист МАССР И.М.Яушев. Театр открылся оперой «Евгений Онегин» П.И.Чайковского. Впоследствии осуществлены постановки более 20 опер и балетов, в т.ч. «Борис Годунов» М.П.Мусоргского, «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Русалка» А.С.Даргомыжского, «Князь Игорь» А.П.Бородина, «Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова, «Севильский цирюльник» Дж.Россини.

С 24 октября 1941 г. часть музыкального коллектива вошла в состав Мордовского музыкально-драматического театра. В это время оперной труппой поставлены оперы «Кармен» Ж.Бизе, «Майская ночь» Римского-Корсакова, совместно с артистами драмы – оперетты «Свадьба в Малиновке» Б.А.Александрова, «Сильва» Кальмана. Важным событием стала постановка в 1943 г. музыкальной драмы «Литова» (музыка Л.П.Кирюкова; 1-я премия на Всероссийском смотре театральных спектаклей, 1945). Последующие её постановки в новых редакциях состоялись в 1959, 1969, 1985 гг. Во время Великой Отечественной войны артисты театра выступали с концертными бригадами в госпиталях, воинских частях, на предприятиях.

12 июня 1943 г. – 5 мая 1948 г. – Республиканский театр оперы и балета. Главный дирижёр А.М.Брагинский, балетмейстер Колотнев, главный художественный руководитель Росленко-Риндзенко, хормейстер Загорулько, режиссеры: заслуженные артисты МАССР В.И.Княжич, А.А.Шорин; постановщики: Г.В.Евреинов, Н.М.Егоров, А.П.Шереметьев. Ведущие солисты оперы: народная артистка МАССР Е.А.Охотина, заслуженные артисты МАССР В.С.Киушкин,А.В.Яшнов,И.А.Росляков, О.А.Миклашевская, В.В.Маркевич; балета – народная артистка МАССР Т.Л.Михайлова и др. Репертуар пополнился новыми спектаклями: «Травиата», «Риголетто» Дж.Верди, «Тоска» Дж.Пуччини, «Фауст» Ш.Гуно, «Демон» А.Г.Рубинштейна, «Пиковая дама» Чайковского; балетами «Бахчисарайский фонтан» Б.В.Асафьева, «Лебединое озеро» Чайковского, «Коппелия» Л.Делиба. В 1944 г. была поставлена первая мордовская опера «Несмеян и Ламзурь» Кирюкова, в 1947 г. осуществлена её новая сценическая редакция. В 1948 г. театр был расформирован. Многие артисты оперы и балета стали солистами Мордовской государственной филармонии.

1959 – 1969 гг. – Мордовский государственный музыкально-драматический театр. В 1962 г. показана опера Кирюкова «Нормальня», в 1967 г. – музыкальная драма К.Д.Акимова «Невеста Грома». С 1960-х гг. в репертуаре преобладали оперетты и музыкальные комедии, в т.ч. «Цыганский барон» И.Штрауса, «Баядера», «Цыган-премьер» Кальмана, «Вольный ветер» И.О.Дунаевского, «Поцелуй Чаниты» Ю.С.Милютина, «Севастопольский вальс» К.Я.Листова. В разные годы в театре работали режиссерами заслуженный деятель искусств РСФСР М.П.Ожигова, певцы: народная артистка РСФСР и МАССР Р.М.Беспалова-Еремеева, заслуженные артисты МАССР В.В.Медведский, Г.П.Камынина, Н.Я.Кашляева. В музыкальных спектаклях играли драматические актёры заслуженные артисты МАССР Б.Я.Авербух, П.И.Учватов, О.В.Миронова.

В 1969 г. – Театр музыкальной комедии (в одном помещении с Государственным театром драмы), в спектаклях которого участвовали певцы заслуженный артист РСФСР и народный артист МАССР В.П.Яковлев, Л.Н.Высочиненко, И.П.Мякишев (позже заслуженный артист РФ); артисты балета заслуженная артистка МАССР Н.П.Разина и др. В репертуаре начала и середины 1970–х гг. особое место занимали спектакли по произведениям современных авторов: «Восемнадцать лет» В.П.Соловьёва-Седого (диплом Всероссийского смотра музыкальных театров, 1970), «Мери Ив» В.И.Мурадели, «Внимание, съёмка!» А.Я.Эшпая, «Сорочинская ярмарка» П.А.Рябова и др. Впоследствии главным режиссером М.И.Кларисовым поставлены оперетты «Полярная звезда», «Требуется героиня» В.Е.Баснера, «Дороги к счастью» Дунаевского и др., первая мордовская оперетта «Мокшанские зори» Г.В.Павлова и Акимова (1974). В 1963–1978 гг. в театре действовал концертный отдел, художественным руководителем был заслуженный артист РСФСР и МАССР Д.И.Еремеев.

В конце 1970 – начале 1980-х гг. (главный режиссер – заслуженный деятель искусств Карельской АССР Л.М.Вилькович) созданы спектакли национальной тематики: «Чародей» (музыка В.П.Беренкова, 1980), «Ветер с Понизовья» (музыка Г.Г.Вдовина, 1981). В середине 1980-х гг. (главный режиссер – Я.М.Лившиц) репертуар расширился новыми постановками, в т.ч. «Вольный ветер» Дунаевского, «Хелло, Долли!» Дж.Германа, «Опасное сходство» Г.Цабадзе. Театр первым в стране поставил музыкальную комедию «Ах, карусель, карусель!..» В.Комарова (по мотивам комедии Н.В.Гоголя «Женитьба»). Во 2-ой половине 1980-х гг. наиболее яркими из постановок были: «Доротея» Т.Н.Хренникова, «Донна Люция» О.Б.Фельцмана (режиссер М.В.Тимофти). В разные годы спектакли ставили режиссёры других театров: народный артист СССР В.А.Курочкин («Внимание, съёмка!» Эшпая, 1969), В.А.Канделаки («Скандал в Авлабаре» Г.Цагарели, 1976; «Граф Люксембург» Легара, 1978), заслуженный деятель искусств РСФСР К.К.Ставский («Ночь в Венеции» Штрауса, 1973).

Значительный вклад в музыкально-сценическое искусство 1970 – начала 1990-х гг. внесли: дирижёры – заслуженный деятель искусств Карельской АССР Б.А.Пинский, заслуженный деятель искусств РСФСР и МАССР М.И.Фроловский, заслуженные деятели искусств МАССР В.Т.Шестопалов, Н.Н.Клинов; балетмейстеры – заслуженные артисты МАССР Е.К.Дементьев и Е.С.Осмоловский, А.И.Иванова, Г.Н.Рубинская, Л.Н.Акинина, артисты балета – заслуженная артистка РМ Л.И.Игошева, О.В.Гаврилкина, В.В.Чечёткин; хормейстер – заслуженный деятель искусств МАССР Е.А.Пурилкина.

С 30 октября 1992 г. – Государственный музыкальный театр. В 1994 г. присвоено имя И.М.Яушева. Его труппу составляют: певцы – заслуженная артистка РСФСР и МАССР Л.В.Мишанская, заслуженные артисты МАССР А.Г.Калинкин, Р.И.Князькина, М.Е.Максимова, С.А.Плодухин, С.Р.Семёнов, С.Н.Эскин; артисты балета – С.А.Кожанов, Е.Н.Рогудяева и др. В хоре – 35 человек, в оркестре – 37. Главный режиссер – заслуженный деятель искусств РСФСР и МАССР В.В.Долгов (с 1995 по 2012 гг.), режиссер – М.А.Трофимов, дирижёр – Р.Н.Хамзин, хормейстер – Пурилкина, балетмейстер – О.В.Васильева, главный художник – заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный деятель искусств МАССР Е.С.Никитина (до 2006 г.). Директор в 1997 – 2009 гг. – заслуженный работник культуры РМ В.Е.Тиньгаев. Репертуар театра в 2001 – 2009 гг.: оперы «Травиата», «Риголетто», «Аида» Верди, «Севильский цирюльник» Россини, «Ромео и Джульетта» Гуно, «Паяцы» Р.Леонкавалло, «Евгений Онегин», «Иоланта» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Сияжар» М.Н.Фомина; балеты «Шопениана»,«Коппелия» Л.Делиба, «Жизель» А.Адана, «Пахита» Л.Минкуса, «Улыбки Оффенбаха» Ж.Оффенбаха (либретто и хореография А.А.Батракова), «Был бы мир моим» (хореография и постановка Батракова); оперетты «Баядера», «Сильва»  Кальмана, «Цыганский барон», «Летучая мышь» Штрауса; мюзиклы и музыкальные комедии «Донна Люция» Фельцмана, «Женитьба гусара» Г.И.Гладкова, «Женихи и невеста» В.Комарова,  «Брак по-французски» А.Журбина, «Кентервильское привидение» А.Иванова; спектакли для детей «Кот в сапогах» К.Кацмана, «Замок с секретом» С.Пожлакова, «Подарки феи Ойгуль» Э.Салихова, «Таблетки от жадности» М.Самойлова, «Серебряное озеро» Н.В.Кошелевой, «Настенька» Фомина.

В 2011 г. театр начал свою работу в новом здании  со зрительным залом на 714 мест и сценой площадью 400 кв.м., оснащенном самыми современными техническими средствами, позволяющими создавать крупномасштабные постановки и использовать спецэффекты.

Главный дирижёр театра – лауреат международного конкурса С.Я.Кисс (с 2009), главный балетмейстер – А.А.Батраков (с 2008), главный хормейстер – Е.А.Пурилкина, главный художник – В.Н.Фурсов (с 2009), режиссер-постановщик - заслуженный артист РМ А.А.Челышев, директор – Т.В.Первова (с 2009). Основной творческий состав: солисты и артисты оперы заслуженный артист РФ, народный артист РМ С.И.Эскин, народный артист РМ С.А.Плодухин, народный артист РМ С.Р.Семёнов, народная артистка РМ М.Е.Максимова, заслуженные артисты РМ Е.Е.Ланцева, Н.В.Макарова, О.И.Матосян, И.В.Пережогина, В.Н.Городецкий, А.А.Челышев, дипломант международных конкурсов И.Н.Филаткина, а также солисты Ю.Н.Бакулин, Е.В.Баландин, А.В.Лобурёв, Е.В.Янковская и др.; солисты балета – заслуженные артисты РМ Е.Н.Рогудяева, С.А.Кожанов, Д.А.Владимиров; концертмейстеры – заслуженная артистка РМ И.С.Новичкова, заслуженный работник культуры РМ Н.А.Стороженко; основной состав оркестра – 32 человека, в т.ч. народный артист РМ В.А.Паутов, заслуженные артисты РМ А.А.Князькин, Т.П.Федина; основной состав хора  – 30 человек.

В новых условиях были возобновлены оперы: «Кармен»  Ж.Бизе, «Мадам Баттерфляй» («Чио-Чио-сан») Дж.Пуччини, «Севильский цирюльник» Дж.Россини. Состоялись премьеры спектаклей разных жанров отечественных и зарубежных авторов, в т.ч. композиторов Мордовии: оперы «Патриарх Никон» Фомина (в концертном исполнении, либретто В.В.Долгова по мотивам романа М.А.Филиппова, 2013), «Пиковая дама» Чайковского (режиссер-постановщик Д.С.Белянушкин (Москва), 2013), «Как стать мужем и уцелеть», «Колокольчик» – одноактные комические оперы Г.Доницетти  (режиссер - народный артист РФ В.П.Егоров (Краснодар), музыкальный руководитель и дирижер-постановщик С.Я.Кисс (2014); балеты: «Жизель» Адана (2012), «Лебединое озеро» Чайковского (2012), современный балет «Другое настоящее» (хореография и постановка А.А.Батракова, 2012), Вечер классического балета «Grandpas» («Гран па») состоял из фрагментов балетов «Корсар», «Дон Кихот», «Пахита», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Конёк-горбунок», «Тарас Бульба», «Гаянэ» и др. (балетмейстер-постановщик – заслуженный артист РФ С.В.Цветков (Нижний Новгород), 2012), первый национальный балет «Алёна Арзамасская» Н.В.Кошелевой (балетмейстер-постановщик А.А.Батраков, 2012), «Дон Кихот» Л.Минкуса (2013), одноактный балет по сюжетам картин средневекового голландского художника И.Босха на музыку Р.Вагнера «Корабль дураков» (хореография, либретто и постановка А.А.Батракова, 2013), хореографический вечер «Три проекции любви» включал три балета И.Ф.Стравинского: «Петрушка», «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» и «Весна священная» (хореограф-постановщик А.А.Батраков, 2014), «Тысяча и одна ночь» Ф.Амирова (по мотивам арабских народных сказок, хореограф-постановщик – заслуженный артист РФ В.В.Ахундов (Москва), 2014), «Кармен» (на музыку Ж.Бизе по мотивам новеллы П.Мериме, хореограф-постановщик Н.С.Калинина (Санкт-Петербург), 2014); оперетты: «Марица» Кальмана (2012), «Голубая мазурка» Легара (режиссер-постановщик Г.В.Спектор (Москва), 2012), Кальман-Гала «Да здравствует любовь!»: вечер оперетты, в котором прозвучали фрагменты из оперетт И.Кальмана «Сильва», «Принцесса цирка», «Баядера», «Цыган-премьер», «Марица», «Фиалка Монмартра» (режиссер-постановщик Г.В.Спектор, 2013), «Летучая мышь» Штрауса (2014); музыкальные комедии: «Старинные амуры» А.Семенова (по мотивам пьесы Д.Фонвизина «Бригадир», 2012), «Подлинная история поручика Ржевского» В.Баскина (2013); спектакли для детей: мюзикл «Двенадцать месяцев» В.Баскина (2012), балетный спектакль по мотивам симфонической сказки «Петя и волк» С.Прокофьева (2012), музыкальная сказка «Анфиса-Краса и сказочные чудеса» Е.Н.Птичкина (2012), мюзикл «Елена Премудрая» И.В.Якушенко (режиссер-постановщик заслуженный работник культуры РМ Э.В.Храмов, 2015), мюзикл по мотивам одноимённого мультфильма «Вовка в 3Dевятом царстве» В.Баскина (режиссер-постановщик Н.П.Нацибулин (Москва), 2015).

Ситникова Н.М.

Музыкальный театр

 

Первые опыты по созданию музыкального театра в Мордовском крае относятся к концу XIX века. Известный музыковед и композитор В.С.Серова, приехавшая в 1891 году в с. Судосево (ныне Большеберезниковский район РМ) с благотворительной целью – открытие  для голодающих столовых, сиротского дома с эстетической и трудовой направленностью, школы, обучения учителей из местных жителей, – создает сначала детскую хоровую капеллу, а затем, восхищенная красотой крестьянских девушек и парней, она проявляет необычайную смелость, организовав оперную студию, чтобы в дальнейшем начать постановку музыкальных спектаклей. Она усиленно занимается с молодежью музыкальной грамотой, рассказывает о композиторах, их произведениях, готовит отдельные арии, хоры. На свои средства строит народный дом с просторной сценой, привозит музыкальные инструменты, хороший рояль, с помощью художественно одаренных крестьян расписывает декорации.

Вскоре коллектив B.C.Серовой вырос до сорока  человек. Каждый спектакль, подготовленный ими, приносил огромную радость не только односельчанам, но прежде всего самим участникам, потому что они приобщались к высокому искусству русских композиторов: М.И.Глинки («Жизнь за царя»), А.П.Бородина («Князь Игорь»), А.Н.Серова («Вражья сила» и «Рогнеда»). Коллектив работал и над операми самой В.С.Серовой («Ермак», «Илья Муромец», «Зори над Россией»). С рядом спектаклей крестьянские артисты гастролировали по многим городам России от Пензы до Санкт-Петербурга...

Деятельность B.C.Серовой в Судосеве – это высокая вера в духовные силы простых мордовских и русских крестьян, их талант и огромное желание к самоусовершенствованию.

В начале XX столетия оперные постановки для саранского зрителя становятся постоянными. Здесь проходили гастроли музыкальных коллективов из разных городов России. Спектакли как правило шли в летнем театре Пушкинского сада.

Дело B.C.Серовой на музыкальном поприще было продолжено народным передвижным театром, созданным в Саранске в первые годы советской власти при содействии правления пролеткульта и отдела искусств. Это был коллектив, в котором вместе со взрослыми принимали участие и школьники Саранска (Калитина Н.П. Очерки о мордовском музыкальном театре. – Саранск, 1986).

Шла Гражданская война, и артистам театра, помимо показа спектаклей («Жар-птица», 1920), приходилось вести и агитационно-пропагандистскую работу… К 20-м годам относится и попытка создания первых оперных произведений композиторами Мордовии. Руководитель оркестра русских народных инструментов г. Темникова Л.И.Воинов написал и поставил оперу на сюжет пушкинской «Сказки о попе и работнике его Балде» (1924). Начинающий композитор в свою четырехкартинную оперу включил оркестровые пьесы, хоры, арии и пляски. Опера была исполнена способными самодеятельными артистами, которыми Темников славился всегда (Поршаков А.Н. Встречи с Л.И.Воиновым // Штрихи к портретам. – Саранск, 1990. – С.115).

Все это было лишь предпосылками создания в Мордовии своего музыкального театра. Настоящая же возможность представилась в 1935 году, когда молодая Мордовская автономная республика начала интенсивно заниматься решением проблем не только экономики, но и образования и культуры. После создания профессионального национального драматического театра (1932) встал вопрос и об открытии театра музыкального.

Представился удобный случай. В 1935 году в Саранск прибыл на гастроли передвижной музыкальный коллектив с богатым репертуаром, состоящим из классических оперетт. По согласованию с коллективом большая его часть с 1 сентября 1935 года была принята на постоянный бюджет Наркомпроса МАССР. Так был создан Русский театр музыкальной комедии МАССР…

Открытие  состоялось 28 ноября 1935 года спектаклем «Нищий студент» К.Милёккера. В начале своего второго сезона (ноябрь 1936) театр имел в своем репертуаре уже 12 спектаклей, среди которых русская и зарубежная музыкальная классика, а также произведения советских композиторов…

7 января 1937 года постановлением Совета Народных комиссаров МАССР Русский театр музыкальной комедии был реорганизован в передвижной театр оперетты, а вместо него… в Саранске был создан Мордовский государственный театр оперы и балета (ЦГА РМ. Ф. Р-228, On. I, Д. 297. Л. 25-26). 28 февраля 1937 года театр открылся оперой П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Первые же спектакли показали, что театр сумел привлечь в свой состав крепкие певческие силы (В.П.Арканов, Л.В.Канабих, А.Ф.Зорич, М.З.Харитонова, Н.Г.Ястребова, А.П.Давнис, Б.З.Окунева, А.А.Радобольская). В балетной части труппы особенно проявилось мастерство П.Н.Литони, В.Алеевой, К.Годаровой, Р.Скворцовой. Сценографию в театре осуществлял художник-постановщик Л.С.Хворостова. Шефство над театром на первых порах взял на себя грузинский оперный коллектив, чьи гастроли с огромным успехом только что прошли в Москве. Серьезную помощь в становлении театра оказал Большой театр, предоставив для первых его спектаклей свои декорации и костюмы.

В июне 1937 года Передвижной театр оперетты был ликвидирован из-за сложного финансового положения в республике, и все силы были брошены на поддержание театра оперы и  балета (Красная Мордовия. – 1937. – 28 декабря). Из Москвы на родину вернулся уже известный в ту пору по концертным выступлениям по радио и грамзаписям мордовский бас И.М.Яушев. Вместе с ним в труппу приходят T.Н.Яушева, Б.Таллер, Я.Ямпольская, несколько позже – А.В.Яшнов, И.А.Росляков, Б.Журавлев, А.Ф.Юдина, Г.Маршалова, балерина Т.Л.Михайлова. Из состава хора в солисты переходят А.Фомичева, Е.А.Охотина. Первоначально руководство театром возглавил вернувшийся из Казахстана известный пензенский дирижер и режиссер Ф.П.Вазерский…

В 1940 году Ф.П.Вазерский передал руководство Мордовским театром оперы и балета ведущему солисту театра Л.C.Мандрыкину. В театре пошла интенсивная работа над пополнением репертуара. Необходимо было насытить афишу по возможности большим количеством названий… Среди них – жемчужины мировой и русской классики: «Аида» и «Риголетто» Д.Верди, «Фауст» Ш.Гуно, «Князь Игорь» А.П.Бородина, «Русалка» А.С.Даргомыжского, «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М.И.Глинки, «Борис Годунов» М.П.Мусоргского. Шла работа и над операми советских композиторов («Тихий Дон» И.И.Дзержинского). До начала Великой Отечественной войны, всего за три года, был поставлен 21 спектакль, в том числе балеты «Щелкунчик» П.И.Чайковского и «Лакме» Л.Делиба (1938, 1939)…Театр постоянно пополнялся талантливыми певцами (О.С.Миклашевская), балетмейстерами (Л.И.Колотнев).

Отечественная война на какое-то время задержала поступательное развитие театра. Но, несмотря на тяжелейшее положение на фронте и в целом по стране…театр продолжает жить интенсивной творческой жизнью, удивлять зрителей – а их число во много раз возросло за счет эвакуированного населения – новыми и новыми спектаклями. Высокое дарование многих артистов оперного театра 40-х годов сыграло немалую роль в становлении Саранска одним из музыкальных городов российской провинции.

Театр, героически преодолевая материальные трудности, никогда не забывал о пополнении труппы способными кадрами, в том числе из местной молодежи. За время войны театр выпустил две балетные и две хоровые студии, которые после окончания учебы сразу же вливались в состав хора и кордебалета театра. Кроме того, в 1943 году большая группа мордовской молодежи была направлена на учебу в Саратовскую государственную консерваторию на отделение оперного искусства. Через пять лет эта группа должна была стать ядром национальной оперы. Но так уж получилось, что, пережив неимоверные военные испытания, постоянно откликаясь на желания зрителя, поставив замечательные спектакли «Дубровский» Э.Ф.Направника, «Богема» Д.Пуччини, «Алеко» С.В.Рахманинова, «Садко» Н.А.Римского-Корсакова, «Демон» А.Г.Рубинштейна, балет «Бахчисарайский фонтан» Б.В.Асафьева, отдав всего себя ради поддержания высокого морального духа воюющего народа, в мирное время театр вдруг оказался обузой для республики. Не нужными в Мордовии оказались и выпускники национальной студии при Саратовской консерватории, которые вот-вот должны были влиться в труппу театра. В 1948 году, сыграв на прощание «Запорожца за Дунаем» С.С.Гулак-Артемовского, где блистательно выступили И.М.Яушев (Карась) и Е.А.Охотина (Одарка), театр был закрыт на целых десять лет.

Возрождение музыкального театра в Саранске произошло в 1959 году по настоянию музыкальной общественности республики и настоятельным требованиям любителей классического искусства. В Саранск были приглашены крепкие вокальные силы из многих городов Советского Союза, в балетную труппу пришли выпускники хореографических отделений ряда институтов культуры России. Так, новая оперно-балетная труппа стала частью нового объединенного Мордовского музыкально-драматического театра.

Первоначально оперные традиции в Саранске продолжали сохраняться. На сцене вновь зазвучала классика: «Евгений Онегин» П.Чайковского, «Русалка» А.Даргомыжского, «Фауст» Ш.Гуно, «Чио-Чио-сан» Д.Пуччини, «Севильский цирюльник» Дж.Россини, «Кармен» Ж.Бизе, «Лакме» Л.Делиба. Но постепенно опера уступает место классической зарубежной, русской и современной оперетте и мюзиклу.

В конце 60-х годов музыкальная труппа отделилась от драматической, став самостоятельным театром – Мордовским государственным театром музыкальной комедии, а с начала 90-х годов – Государственным музыкальным театром РМ, носящим имя прославленного мордовского певца И.М.Яушева.

Не счесть числа работ, увидевших свет рампы за без малого 40 лет жизни музыкального театра. Среди них были спектакли разного постановочного и исполнительского уровня, не во всем были безупречны драматургия и музыкальная основа сценических произведений. Но были спектакли, которые оставили большой след в целом во всей театральной культуре республики.  Среди них и спектакли классического репертуара («Сильва», «Мистер Икс», «Баядера», «Последний чардаш И.Кальмана, «Цыганский барон» И.Штрауса, «Цыганская любовь», «Граф Люксембург» Ф.Легара, «Рыцарь Синяя Борода» Ж.Оффенбаха, «Свадьба в Малиновке» Б.А.Александрова), и произведения современных советских и зарубежных композиторов («Севастопольский вальс» К.Я.Листова, «Скандал в Авлабаре» Г.Канчели, «Бабий бунт» Е.Птичкина, «Пусть гитара играет» О.Б.Фельцмана, «Русские потешки» В.Казенина, «Ах, карусель, карусель…» В.Комарова, «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу).

В разное время в театре работали интересные режиссеры-постановщики: В.С.Вениаминов, Я.М.Лившиц, Л.М.Вилькович. Для работы над спектаклями приглашались из разных городов ведущие режиссеры музыкальных театров: В.А.Канделаки (Москва), В.А.Курочкин (Свердловск), М.С.Веризов (Ленинград) и другие. В поставленных ими  спектаклях   показали свои прекрасные работы артисты разных поколений: В.С.Киушкин, П.И.Учватов, В.В.Медведскй, Н.Я.Кашляева, Р.Н.Исаева, В.П.Яковлев, Л.В.Мишанская, Л.И.Кожевникова, Л.Н.Высочиненко, А.С.Леонова, Г.В.Конурина, Р.И.Князькина, С.Г.Будаева, B.В и Л.В.Комиссаровы, О.В.Миронова, В.Н. Городецкий, А.А.Челышев, Е.В.Безруков, В.П.Егоров, художник-постановщик Л.А.Алексеева, балетмейстеры: В.Н.Никитин, Е.С.Осмоловский, А.И.Иванова, Г.Н.Рубинская, О.П.Егоров, Е.К.Дементьев, дирижеры: М.И.Фроловский, В.Т.Шестопалов, хормейстер Е.А.Пурилкина.

В памяти любителей оперного искусства навсегда остались имена замечательных солистов, откликнувшихся в конце 50-х годов на приглашение руководящих органов Мордовии по созданию нового музыкального коллектива в Саранске: Э.Г.Мижигурской, В.Я.Кочергиной, Р.С.Анисимовой, В.Ф.Аксенова, Г.П.Камыниной, Т.А.Лебедевой, В.А.Котлярова, Г.М.Иващенко, И.В.Жукова, Н.А.Мадонова, А.Н.Лисовского, дирижеров: В.П.Карпова, В.С.Тимофеева, режиссеров: М.М.Лысенко, М.П.Ожиговой.

Время от времени театр готовил вечера балетов, состоящих из  отдельных хореографических  номеров и одноактных балетных произведений: «Франческа да Римини» на музыку П.И.Чайковского, «Леда и Лебедь», «Демон», «Наваждение», спектакли «Золушка» А.Э.Спадавеккиа, «Кто ты…» С.Я.Терханова. На сцене театра традиционными стали вечера-отчеты специальной хореографической школы Министерства культуры РМ (художественный руководитель В.В.Иевлев). Кроме хореографических миниатюр, учащимися школы были представлены произведения крупной формы балеты «Щелкунчик» П.И.Чайковского, «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина, «Коппелия» Л.Делиба.

С  1992  года, получив статус музыкального, театр возобновил постановку оперной классики: «Травиата» и «Риголетто» Д.Верди, «Севильский цирюльник» Дж.Россини, «Паяцы» Р.Леонкавалло, «Ромео и Джульетта» Ш.Гуно, «Евгений Онегин» П.И.Чайковского, «Русалка» А.С.Даргомыжского.

Вместе с вхождением в классический репертуар театр размышлял о создании национальных музыкальных произведений…
<…> За создание музыки к спектаклю  [«Литова»] взялся Л.П.Кирюков, страстный исследователь и  пропагандист народной песенной культуры мордвы. Благодаря  его музыке уже известное по постановке 1939 года сценическое произведение прозвучало ново и современно. Постановочная группа (режиссер В.В.Сычев, дирижер Л.С.Мандрыкин, балетмейстер Л.И.Колотнев) создала подлинно народный спектакль. Музыкальные сцены в спектакле оказались эмоциональнее целого ряда драматических эпизодов. Мощные хоры, сильные по накалу арии, жизнеутверждающие танцы как бы перекрыли, подняли упрошенные сюжетные построения либретто. Воздействие музыки на зрителей да и на самих исполнителей оказалось настолько сильно, что кирилловская пьеса, несмотря на ее высокие драматические качества, как бы отошла на второй план...

При создании музыкальной версии «Литовы» драматические роли в ней играли те же исполнители, которые были заняты в первом национальном спектакле: Ваську, смелого, находчивого и преданного друга Литовы играл С.И.Колганов; коварного эрзянского мурзу Копная Н.Ф.Костюшов; сильную характером, умную и опасную игуменью Евлампию К.Г.Иванова. Критика отметила успешную работу певиц В.Верчанской и А.В.Юдиной в роли Литовы. Интересно в драматическом и музыкальном плане была исполнена роль воеводы Арчилова И.М.Яушевым и И.А.Росляковым…

В последующие годы постановка «Литовы» возобновлялась не раз, и каждый раз она посвящалась каким-либо важным датам в жизни республики и самого театра.

Подлинное чувство радости и праздничности вызывал спектакль 1959 года, когда в Саранске вновь открылся музыкальный театр. Партию Литовы на этот раз «пела удивительная певица с чудесным меццо-сопрано широкого диапазона народная артистка МАССР P.M.Беспалова. Композиторский замысел в ее исполнении нашел редкостное по красоте и выразительности вокальное воплощение» (Шибаков Н.И. Композитор Леонтий Петрович Кирюков. – Саранск, 1968. – С. 48). По-новому свежо зазвучали хоры (хормейстер М.И.Фроловский). Как и в первой постановке, со знанием народной обрядово-праздничной культуры поставлены были танцы балетмейстером Л.И.Колотневым. Роль Арчилова стала одной из лучших в творчестве народного артиста МАССР B.C.Киушкина. Интересно было работать над национальными образами многим оперным певцам, прибывшим в Саранск создавать новый музыкальный театр. Иное настроение вызывал у зрителя в целом весь спектакль. Режиссер В.И.Княжич отказался от нагнетания мрачных сцен, они происходили преимущественно на втором плане, от этого в спектакле царило чувство приподнятости и духовного народного единения.

Дальнейшие постановки «Литовы» не имели уже той цельности и звучности, что первые две работы. От них веяло музейностью и макетностью…

Драма П.С.Кириллова и музыка Л.П.Кирюкова стали для мордовского искусства классическими…

Попытку нового решения «Литовы» сделал театр музыкальной комедии, поставив в 1981 году народную музыкальную драму «Ветер с Понизовья» композитора Г.Г.Вдовина.

Взяв в основу сюжетную канву кирилловского произведения, композитор в содружестве с театром (новая редакция либретто М.И.Фроловского) попытался вывести драматургический материал из «музейности» в нормальное «человеческое» русло через усиление личных взаимоотношений между героями…

Произведение зазвучало по-новому. И заслуга здесь прежде всего музыки Г.Г.Вдовина. Попытка противопоставления и сравнения некоторыми критиками вдовинской музыки с кирюковской оказалась бесцельной, потому что «Ветер с понизовья» говорил на другом, современном музыкальном языке: и народные хоры, и хоры стрельцов, и ария Литовы (Е.Ф.Проничкина), Варды (М.Е.Стешина), Канёвы (Л.В.Мишанская) и дуэты Васьки (Е.В.Безруков) и Литовы, Каневы и Сыреськи (И.П.Мякишев), и танцы – все другое, потому что композитор, мыслящий новыми музыкальными образами, стремился внести в традиционный народный музыкальный язык современные выразительные средства…

Музыка Г.Г.Вдовина требовала более серьезной оценки со стороны музыкальной критики, как и серьезная работа режиссера Л.М.Вильковича и художника Д.С.Чербаджи, дирижера М.И.Фроловского и хормейстера Е.А.Пурилкиной, потому что спектакль все-таки получился далеко не традиционным. Он был ярким, зрелищным, эмоциональным.

Сразу же после успешного композиторского дебюта в «Литове» в 1943 году Л.П.Кирюков приступает к работе над новым музыкальным произведением, а 12 августа 1944 года первая в  истории мордовского искусства опера под названием «Несмеян и Ламзурь» (либретто автора поэмы «Ламзурь» А.Д.Куторкина) была уже поставлена на сцене театра оперы и балета. Это было поистине радостное событие для всей культуры республики. Появление такого сложного и трудоемкого для воплощения жанра, как опера говорило о несомненных успехах музыкального театра Мордовии.

<…> Премьера [«Нормальни» Л.П.Кирюкова] состоялась 19 мая 1962 года. В основу либретто легла бытовая лирическая драма М.А.Бебана «Мокшанская свадьба», написанная еще в 30-е годы…

Музыкальный язык оперы многогранен. Здесь и цитирование народно-песенных мелодий, в частности из свадебной обрядности, и творческое воссоздание напевов в духе народных песен, и качественно новые приемы в написании хоровых эпизодов, в том числе монументальных (пролог) (Макарова А.И. Леонтий Петрович Кирюков // Народные певцы и композиторы Мордовии. – Саранск, 1975. – С. 57-58).

В спектакле были заняты ведущие силы театра: Р.С.Анисимова (Нормальня), Г.М.Иващенко (Лекмай), Г.Гай (Павай, мать Нормальни), B.C.Киушкин (Маляга), А.Н.Лисовский (Урай), P.M.Беспалова (Вяжай, мать Урая), Н.А.Мадонов (сват), В.А.Котляров (Тремас, друг Лекмая), М.Е.Стешина (Санда, подруга Нормальни)…

Но, несмотря на успешное выступление солистов (за исключением точности мокшанского произношения), слаженности хора (хормейстер М.И.Фроловский), высокий уровень музыкально-сценического исполнения (дирижер B.C.Трофимов) (Зайчиков З.А. Интересная, увлекательная опера // Советская Мордовия. – 1962. – 27 мая), спектакль не получил признание у зрителя. Не получил потому, что спектакль - это обязательно действие, а его-то как раз в нем не было. После двух-трех представлений спектакль сошел со сцены. И это тем более жаль, что в «Нормальне» было главное - интересная музыка Л.П.Кирюкова и ее-то нужно было сберечь для мордовского национального искусства.

После «Нормальни» национальной оперы не было в Мордовии долгих 35 лет. С 1992 года, с получением статуса музыкального театра, опера вновь вернулась в Саранск… За это время была создана первая мордовская (на русском языке) оперетта Г.В.Павлова (либретто И.М.Девина и П.П.Кишнякова, 1974), музыкальная драма К.Д.Акимова «Невеста Грома» (либретто Ф.С.Атянина, 1967), музыкальная повесть В.П.Беренкова «Чародей» (либретто В.Есьмана и К.Крикоряна, 1980), моноопера Г.Г.Вдовина на одноактную драму Я.В.Апушкина «Пасынок судьбы» (1988), опера-балет на музыку К.Д.Акимова и Р.Губайдуллина «Невеста Грома» (редакция либретто Ф.С.Атянина Ю.Эдельмана, 1990), музыкальная сказка Н.В.Кошелевой «Серебряное озеро» (пьеса А.Ф.Ежова и Н.Б.Голенкова, 1990) и, наконец, опера М.Н.Фомина по мотивам эпических сказаний В.К.Радаева «Сияжар» (1995).

«Невеста Грома» имела на редкость большой успех у театральной общественности. На смотре музыкальных театров Поволжья спектаклю было присуждено второе место, ряд исполнителей награждены дипломами 1, 2 и 3 степени. Впервые на сцене в остросюжетном плане была представлена мокшанская народная легенда о судьбе земной девушки Алдуни, унесенной на небо и взятой в жены сыном Верховного Бога Громом.

Музыка к спектаклю московского композитора  К.Д.Акимова была пронизана мордовской национальной мелодикой… Постановщики спектакля (режиссер В.И.Княжич, дирижер М.И.Фроловкий, балетмейстер В.Н.Никитин) представили зрителю легенду о высокой всепобеждающей любви, о неразрывной связи человека с общекосмическими силами. Колоритные образы небожителей создали В.В.Медведский (Гром), P.M.Беспалова (Туча, мать Грома), лиричны и самоотверженны в любви герои Н.Я.Кочергиной (Алдуня) и В.А.Котлярова (Тургай).

Во второй редакции «Невесты Грома» опере-балете была сделана попытка воскресить известный сюжет в новом качестве. Театр решил попробовать свои силы в довольно редком жанре, в котором четко и оправданно должны сочетаться певческие и хореографические партии…

Результат поиска театром новых форм в данном случае оказался напрасным. Спектакль вскоре сошел со сцены.

Больше посчастливилось первой мордовской оперетте «Мокшанские зори». Пьеса поэта И.М.Девина и И.П.Кишнякова ждала своего театрального часа более 13 лет. Столько же лет предлагал сочиненную им музыку к оперетте композитор Г.В.Павлов…

Творческая группа, возглавляемая главным режиссеров театра М.И.Кларисовым и главным дирижером В.Т.Шестопаловым, после серьезной работы с авторами представила окончательную сценическую редакцию оперетты. Большую помощь композитору в оркестровке музыки оказал К.Д.Акимов…

Г.В.Павлов, чьи песни, искренние и задушевные, давно уже стали популярны в народе, не изменил своей теме и в новом для него жанре. Музыка в оперетте на этот раз оказалась мелодичной, доходчивой, в ней  были ярко выражены элементы национального музыкального языка. Главная лирическая тема была построена на песенных интонациях, по-настоящему народны были хоровые номера (хормейстер В.А.Кузин), оригинальностью отличались девичьи хороводы и задорные пляски (балетмейстер Е.С.Осмоловский). Не менее яркой оказалась музыкальная характеристика персонажей оперетты: прораба Мазухина (B.П.Яковлев), молодого рабочего Дмитрия (В.Н.Сапрыкин). Особенно удачен был сатирический образ торгаша Фунтикова (Б.Я.Авербух), чьи куплеты впрямую раскрывали содержание всей его жизни...Выразительны были декорации, созданные Е.С.Никитиной. В них отражены яркие картины Примокшанья - вечерние зори, желтеющие поля, а также зарисовки бытовых картин мокшанской деревни -  улицы, подворья, интерьеры домов.

Тепло встреченный зрителем спектакль продержался в репертуаре театра несколько лет.

В 60 - 70-е годы театры Мордовии имели возможность договариваться с авторами - драматургами, композиторами, сценонографами о создании произведений на волнующие их темы. Так, саратовский композитор В.П.Беренков и два московских либреттиста В.Есьман и К.Крикорян создали музыкальную повесть «Чародей с берегов Бездны». Но путь к сцене для произведения, воскресающего страницы из жизни скульптора С.Д.Эрьзи, казался неимоверно долгим, поэтому право первой постановки было отдано другим театральным коллективам. На сцену театра музкомедии МАССР спектакль пришел только в 1980 году под название «Чародей». Режиссер Л.М.Вилькович, тяготевший к широким сценическим полотнам, назвал свой спектакль «музыкальной повестью по мотивам жизни и творчества С.Д.Эрьзи-Нефедова». Главным достоинством спектакля оказалась музыка, мелодичная, песенная, народная...

<…> «Чародей» был, пожалуй, последним спектаклем, над которым работа велась в содружестве с авторами разных городов. Вскоре наступили времена, когда рассчитывать на заказные произведения стало уже невозможным. Композиторские силы в самой республике оставались по-прежнему малочисленны. Из них только Г.Г.Вдовин представлял на суд композиторов Поволжья и Урала и зрителей Саранска, присутствовавших на концерте музыкальных коллективов этих регионов, свою монооперу о судьбе поэта-революционера А.И.Полежаева «Пасынок судьбы». Это было своеобразной попыткой освоить новый музыкально-театральный жанр. К сожалению, оценить по достоинству монооперу не представлялось возможным из-за слабой ее режиссуры и невысокого исполнительского уровня. Спектакль был показан всего один раз, и вскоре его забыли, хотя само начинание композитора было явлением далеко не ординарным.

Удачен был дебют в музыкальном театре композитора Н.В.Кошелевой. Ее музыка к сказке А.Ф.Ежова и Н.Б.Голенкова «Серебряное озеро» была полна очаровательных мелодий, основанных на мордовском музыкальном фольклоре... И в музыке, и в текстовом материале, и в режиссуре (В.П.Егоров), и сценографии (Л.A. и Ю.Н.Алексеевы) во всем чувствуется легкая ирония, которую очень хорошо ощущает детская аудитория. Зритель не столько переживает за судьбу добрых героев, сколько радуется тому, что они есть вот такие хорошие, славные и смеются над незадачливыми созданиями фантастического мира. Этому способствовала и игра артистов. Легко и искренно вели свои роли С.А.Плодухин (Байка), Л.И.Кожевникова (Вирява), И.О.Матосян (Цяцяня), Г.П.Камынина (Ватыркай), А.А.Челышев (Панда), М.Е.Матезиус (Варда), А.Стрюков (Инекуй).

Статус музыкального театра, полученный в 1992 году, позволил коллективу расширить свои возможности. По прошествии долгих лет на сцену поднялись герои третьей национальной оперы лиро-эпического сказания композитора  М.Н.Фомина «Сияжар» (1995). Произведение В.К.Радаева, на основе которого создано либретто оперы самим композитором, - произведение сложное по композиции, многоплановое и многоперсонажное. В 1998 году спектаклю «Сияжар» была присуждена Государственная премия Республики Мордовия.

По истечении многих лет на сцене музыкального театра наконец-то вновь зазвучали эрзянская речь, эрзянская песня, отпразднованы самобытные народные праздники, исполнены красочные хороводы и танцы. Спектакль привлекает своей масштабностью, массовыми обрядовыми действами, героическими сражениями. Вместе с тем значительное место уделено душевным переживаниям и страданиям героев, их самоотверженным поступкам по защите общины, рода, семьи, друзей и близких...

Несмотря на большое число действующих лиц в опере, каждый из них имеет яркую музыкальную характеристику: нетороплив, внутренне собран богатырь Сияжар (С.И.Эскин), решительная в поступках и в выражении чувств любви невеста Сияжара Нуя (М.Е.Максимова), мудр, степенен, рассудителен дед Нуи Жуварма (А.Калинкин), внешне благороден, но коварен в помыслах старейшина Анжай (Э.Р.Хакимов), простоват и безволен сын Анжая Андямо (С.Семенов), сильный духом, идущий на смерть во вражеском стане ради интересов общины пасынок Анжая Лугма (С.А.Плодухин), умен, непреклонен в своем стремлении победить объединенные силы эрзян и русских ногайский хан Алаяр (В.П.Акашкин). Не затерялись в массе действующих лиц и образы женщин: покорной, задавленной жестокостью мужа жена Анжая Сулява (Р.И.Князькина), находящейся в постоянной тревоге за судьбу дочери и мужа мать Нуи Лияна (Л.В.Мишанская), решительной, энергичной подруги Нуи Витовы (О.А.Чернова). Сложный по композиции многоэпизодный и многолюдный спектакль «Сияжар» четко организован и динамичен в постановке режиссера Г.Барышева и сценографа Ю.Филатова. Нестандартна хореография Л.Н.Акининой, в частности ее стремление в постижении органичного сплава современного хореографического языка с традиционным танцевальным искусством (мордовские и ногайские пляски, обрядовые и праздничные игры, хороводы).

Естественно, спектакль не без изъянов. Но в данном случае разговор не о них. Главное – сделана попытка в условиях современного положения периферийного музыкального театра освоить монументальный проект оперной постановки. И это вселяет надежду на то, что национальное музыкально-театральное искусство Мордовии может не только возродиться, но и пойти дальше по пути поиска своего места в российской культуре. К тому есть ряд условий, отсутствующих ранее. Во-первых, появились новые  композиторские имена, во-вторых, достаточно интенсивно начинает развиваться собственное высшее музыкальное образование, в третьих, к арсеналу потенциальных музыкальных спектаклей можно причислить появившиеся в последние годы целый ряд эпических произведений, которые могут стать достойной основой будущих оперных либретто, и в-четвертых, есть надежда, что наступает время не только талантливых, но и смелых людей, способных экспериментировать, не оглядываясь на прошлые авторитеты. Без этого движения в искусстве не будет…

Брыжинский В.С.
Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / Гл. редколл.: Н.П.Макаркин (гл. ред.), А.С.Лузгин, Н.Ф.Мокшин (зам.гл.ред.) и др. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. – С. 697-712.

 

Литература:

1.Бассаргин Б.А., Пешонова В.Л. История мордовского советского театра: 1930-1960. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. – 248 с.

2.Бояркина Л.Б. Становление театральной музыки в Мордовии // Финно-угорский мир.- 2015.- № 2.- С.77-84.

3.Бояркина Л.Б. Театральная музыка // Мордовская музыкальная энциклопедия / под общ.ред.Н.И.Бояркина. – Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2011.

4.Брыжинский В.С. Народная драматургия и народный театр // Мордва: очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / гл. ред. Н.П.Макаркин; сост. С.С. Маркова. – Саранск, 2004. – С. 645– 655.

5.Все о Мордовии: энцикл. справ. / [сост.: Н.С.Крутов, Е.М.Голубчик, С.С.Маркова]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. – 840 с.

6.Гулая Т.Н. Оперное либретто как феномен интертекстуальности: на материале оперы Г.Г. Вдовина «Пасынок судьбы»: дис… канд. культурологии. – Саранск, 2006.

7.Калитина Н.П. Очерки о мордовском музыкальном театре: [к 50-летию театра]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. – 104 с.

8.Макарова А.И. Страницы разных лет: сборник статей и материалов.– Саранск, 2007. – 125 с.

9.Мирская Н.М. Мастера сцены Мордовии, или Штрихи к портретам / под ред. А.И.Марычева. – Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2005. – 176 с.

10.Мухаева Л.Р., Киласония Э.Н. Музыкальный театр Мордовии как часть отечественной театральной традиции 1970-80-х гг. // Финно-угорский мир. - 2015.- №3.- С.105-111.

11.Ситникова Н.М. Государственный музыкальный театр // Энциклопедия: Мордовия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mordovia.info/wiki/Государственный_музыкальный_театр

12.Ситникова Н.М. Музыка сцены: статьи, очерки, рецензии / ред. А.И.Макарова. – Саранск, 2013. – 200 с.

13.Ситникова Н.М. Страницы музыкальной истории: статьи, очерки, рецензии / сост. Т.И.Одинокова; ред. И.А.Галкина. – Саранск: Тип. «Руз.печатник», 2001. – 130 с.

14.Это волшебное слово – театр / сост. Ю.Ф.Юшкин. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982. – 128 с.

15.[добавить]

 

 

 

Наверх