Первая симфония, явившаяся дипломной работой при окончании Горьковской консерватории, стала первой не только в творчестве Г.Г.Вдовина, но и в мордовской музыке. «Рождение симфонии было особенно знаменательным и принципиально важным, так как симфония Вдовина стала первой в истории мордовской музыки. Ее появление означало, что мордовская национальная музыкальная культура пришла к достижению сложных форм музыкального творчества» (Горьковская газета «Ленинская смена», 10 января 1973 г.). Она получила высокую оценку жюри Всесоюзного смотра творчества молодых композиторов в 1969 г., а ее автор был удостоен Диплома.
Симфония впервые прозвучала 18 ноября 1968 г. в Горьком на пленуме Верхне-Волжского отделения Союза композиторов РСФСР в исполнении симфонического оркестра Горьковской филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств РСФСР И.Б.Гусмана.
В этом сочинении стилистические черты творчества молодого композитора выявляются уже достаточно четко. Автор стремится к художественно-правдивому выражению чувств и мыслей современного человека, к глубокой обобщенности образов.
Основной художественный замысел симфонии фа минор заключается в остро-драматическом противопоставлении 3-х контрастных образных сфер: грозная неумолимая сила и жестокость первой порождает задумчиво-печальные образы второй и активные, действенно-протестующие – третьей. В постоянном взаимодействии, подвергаясь развитию, трансформации, столкновениям, происходит напряженное противоборство конфликтных сил. Результатом борьбы становится перевоплощение трагически окрашенных образов в возвышенно-печальные.
Богатство образного содержания сочетается с концентрированной насыщенностью, сжатостью изложения при постоянном внутреннем движении, интенсивности развития. Отсюда – отточенность выразительных средств, их образная емкость. Концентрированность, действенная глубина содержания повлекли за собой и своеобразие способа формообразования симфонии. Вдовин обращается к сложной одночастной композиции, состоящей из трех больших разделов.
Носителем разрушительной, жестокой сферы образов является начальная тема симфонии. Напряженность звучания создается не только тембровыми средствами – тема звучит у тромбонов резко, исступленно, - но и интонационно-гармонически. Основу мелодического движения темы составляют острые, изломанные интонации-ходы:
Тема интересна и своим строением: ни один из 12 звуков не повторяется во время ее изложения. Развитием темы служит перенесение ее полностью на другую высоту или «перестраивание» интонаций. Эти признаки свойственны определенному методу темообразования – серийному, следовательно, тему будем называть серией. Она играет значительную роль в симфонии: неоднократно появляется на протяжении произведения, обостряя музыкальное повествование. Гармоническим фоном темы-серии становится сложное и резкое сочетание звуков. В выразительный комплекс первой темы включается и краткая суровая фраза литавр. Непосредственно после реплики литавр у солирующего гобоя звучит протяжная, печальная мелодия:
Развития второй темы, ее сопоставление с новым тематическим материалом – суровым, четко ритмизованным построением хорального склада у квинтета струнных и внутренне динамичным напевом, впервые прозвучавшим у кларнета, – становятся основой развертывания формы симфонии.
Середина первого раздела, который служит большим вступлением к центральному разделу композиции, открывается глубоко поэтичным монологом английского рожка. Привлекает широкая распевность мелодии, насыщенная звучность тембра. Во втором проведении тема переходит к гобою.
Центральный раздел симфонии – сонатное-аллегро – начинается устремленной, волевой, ритмически упругой темой главной партии. Она воплощает решительное, упорное движение, активную, действенную силу. Этому способствует триольный ритм, четкая метрическая пульсация:
Мужественная энергия господствует в музыке вплоть до появления темы побочной партии. Ее мелодия, певучая и взволнованно-возвышенная, звучит у флейты на фоне покачивающегося аккомпанемента скрипок. Будучи контрастной к предыдущему изложению (несколько необычно и тональное соотношение главной и побочной партий – ля минор – си минор), эта тема перекликается с мелодией английского рожка из первого раздела симфонии и вместе с ней составляет лирическую сферу образов:
Разработка симфонии драматически обострена и пронизана элементами и ритмом главной партии, чья энергия направлена на преодоление грозных, мрачных сил (появляются отголоски темы-серии из вступления). В развитие включается и вторая тема, ее интонации становятся мужественными и решительными. В кульминации разработки еще более обостряется драматическая напряженность: на фоне хроматических сползаний у низких струнных угловато и надломлено звучит тема английского рожка.
Реприза – новый этап столкновений, развития и борьбы. Вначале звучит тема побочной партии в одновременном сочетании с одной из тем первого раздела симфонии. Характер и интонации противостоящей темы изменились, она стала более уверенной, устойчивой. Но разрешения драматического конфликта не наступает. Вновь ожесточенно, остро звучит тема-серия. И лишь третий, заключительный раздел симфонии становится центром наступившего перелома в драматических событиях. Солирующая скрипка мягко и напевно излагает мелодию английского рожка. Завершается симфония трехголосным хоралом медных духовых инструментов на фоне настойчивого, неумолимого ритма виолончелей и контрабасов.
Язык симфонии интересен тонким, порой очень опосредованным единством конкретно-национальных и обобщенно-современных средств. Это ощущается в строении мелодий, образной выразительности гармонии и тембровых красок инструментов симфонического оркестра. Национальные истоки симфонизма ярче всего проявляются в мелодическом языке симфонии. Так, не оставляет сомнений интонационная, да и образная близость печальной темы гобоя к одной из немногочисленных индивидуально-характерных мордовских народных песен («Литова»), имеющих специфическую ладово-интонационную основу:
Ее особенности состоят в том, что мелодия песни основывается на закругленно-мягких попевках в объеме тритона; такие напевы свойственны песням трагического содержания (например,«Колмоненест патят-сазорт» - «Их было три сестры) (см: Мордовские народные песни. – М.: Музгиз, 1957. – С. 78,81).
Г.Г.Вдовин использует в симфонии и другие приемы и закономерности мордовской народной музыки. Вместе с тем выразительная возможность этих средств углубляется тесной связью со сложными видами современного профессионального письма. Использование звукоряда-серии, новых ладообразований обогащает выразительную палитру симфонии.