Сураев-Королёв Г.И.
Струнный квартет № 1 (1961)
Музыка квартета интересна как первый смелый опыт разработки мордовских национальных элементов в камерной инструментальной музыке. По первоначальному замыслу композитора, квартету, созданному по мотивам произведений П.И.Мельникова-Печерского «Очерки мордвы», предпосылалась определенная программа.
Четыре части следуют в порядке их контрастного чередования: первая часть – Patetico Allegro, вторая – Adagio, третья – Moderatо, четвертая – Allegro поп troppo.
Основному разделу сонатного аллегро первой части предшествует патетическое вступление, построенное на двух тематических элементах: сурово-мрачном, аккордового склада и порывисто-возбужденном, с характерной ритмической пульсацией. По замыслу автора это «образ невыносимого горя и страдания мордовского народа в условиях царизма»:
Тема вступления неоднократно повторяется на границах основных композиционно-структурных разделов сонатной формы и наряду с главной темой используется в разработке.
Сферы главной и побочной тем переносят нас в иной мир – радостной, светлой мечты о прекрасном будущем. Главная партия, интонационно восходящая к одному из эпизодических мотивов вступления, близка к мордовским народным инструментальным наигрышам, носит танцевальный характер (E-dur):
Побочная тема (H-dur, соло виолончели) – распета широко и свободно («Никакие лишения не смогли отнять у мордовского народа умения петь песни»):
Разработка крайне лаконична, но активно действенна, насыщена драматизмом. В ней подчеркнуто заострен наметившийся в экспозиции контраст образных сфер: вступления – главной и побочной тем.
В момент наивысшего напряжения звучит тема вступления, возвещающая одновременно начало репризы. Побочная партия в тембре первых скрипок звучит мечтательно и светло. Заключение на материале интонаций главной темы завершает первую часть квартета.
Вторая часть (e-moll) – фуга, тема которой, изложенная в дорийском ладу, основывается на мелодии мордовской народной песни «Сур велесь» («Село Сурское»):
Появлению темы предшествует вступление, в котором у альта, на тремолирующем фоне остальных инструментов, проходит в увеличении интонационно измененный начальный элемент главной темы первой части.
Особенностью фуги является развернутая, с ярко выраженным разработочным развитием интермедия (второй раздел фуги), следующая после стреттного проведения темы в тональности d-moll и отличающаяся ярким мотивно-интонационным преобразованием тематического материала.
В третьей части вариации на basso ostinato (крайние разделы части) сочетаются с двойной фугой (средний раздел). Первая тема фуги удивительно ярко воскрешает в памяти народные плачи и причеты.
Квартет завершается светлым, жизнерадостным финалом жанрово-характерного склада («радость встречи с донскими казаками бежавшей мордвы»).
Близость к национальным фольклорным истокам, широкое использование различных полифонических форм и приемов развития тематического материала, интонационное родство отдельных тем различных частей с основной темой второй части – вот некоторые из характерных черт музыки квартета.