Мордовия музыкальная
Яушев Илларион Максимович

(29.01.1902, с.Лобаски, ныне Ичалковского

района РМ – 31.05.1961, г.Саранск)

 

Заслуженный артист РСФСР (1959), Заслуженный артист МАССР (1936), Народный артист МАССР (1945).

Первый профессиональный мордовский певец.

В детские годы пел в церковном хоре. Окончил Московскую консерваторию (1935), оперную студию Государственного академического Большого театра Союза ССР (1936, учился у профессора Н.Сперанского, В.Петровой-Званцевой, С.Друзякиной, В.Петрова). В 1937-48 гг. – солист Республиканского театра оперы и балета, 1948-58 гг. – Московской государственной филармонии, в 1958-61 гг. – Мордовской государственной филармонии. Обладал сильным голосом большого диапазона. В репертуаре Яушева были 25 оперных партий, в том числе князя Галицкого («Князь Игорь» А.П.Бородина), Ивана Сусанина («Иван Сусанин» М.И.Глинки), Пимена («Борис Годунов» М.П.Мусоргского), Мельника («Русалка» А.С.Даргомыжского), Мефистофеля («Фауст» Ш.Гуно), Пумраза («Несмеян и Ламзурь» Л.П.Кирюкова), Алеко («Алеко» С.В.Рахманинова), дона Базилио («Севильский цирюльник» Дж.Россини); романсы, народные песни на русском, мордовском, украинском, башкирском, чувашском, марийском языках, песни современных композиторов. Исполнение оперных партий отличалось оригинальностью трактовок, глубиной проникновения в психологию образа.

И.М.Яушев – дипломант конкурса на лучшее исполнение произведений Мусоргского (1956). Вел интенсивную концертную деятельность в Мордовии, во многих городах и регионах страны.

В Саранске, в сквере Славы, установлен бюст Яушева, его имя присвоено Государственному музыкальному театру РМ. Награжден медалями. К 100-летию со дня рождения Яушева выпущены диск «Поет И.М.Яушев», книга и буклет.

Воронина Н.И., Живаев В.М.
Мордовия,  ХХ век: культурная элита: энцикл. справ.: в 2-х ч. Ч.2. / редкол.: Т.М.Гусева, В.А.Юрченкова (отв.ред.) и др. – Саранск: [б.и.], 2013. – С.341.

 

Певец (бас), собиратель и аранжировщик мордовских народных песен, хормейстер, музыкально-общественный деятель.

Окончил сельскую школу, учился в Нижегородском музыкальном техникуме. В 1927 г. принят в музыкальный техникум при Московской государственной консерватории на «хоровую специальность с правом сольного пения» в класс профессора В.П.Петровой-Званцевой; в 1929 г. переведен на первый курс консерватории в класс профессора Н.И.Сперанского, с одновременной учебой на этнографическом отделении научно-композиторского факультета; окончил консерваторию в 1935 г. Окончил оперную студию Большого театра СССР (1937) у В.Р.Петрова. В 1937-48 гг. – солист Мордовского государственного театра оперы и балета, 1948-58 гг. – Московской, 1958-61 гг. – Мордовской государственной филармонии.

Детство и юношество И.М.Яушева совпали с периодом классического функционирования фольклора...Полученные в детстве народные «уроки художественного воспитания» во многом определили целостное восприятие им фольклора как искусства яркой формы самовыражения, на котором произрастало, крепло и расцветало многогранное творчество певца, музыканта, хормейстера. Яушев постигал окружающий его музыкальный мир не посредством нот, как известно, далеко не полно отражающих музыкально-художественную информацию, а через живое интонирование близких ему людей. От матери – талантливой певицы и вопленицы Пелагеи Тимофеевны – он услышал первые мордовские песни, получил первые певческие навыки. «Восьмилетним мальчиком,- вспоминал певец,- я уже пел вместе со своей матерью, мастерицей на песни».

В столь же раннем возрасте Яушев приобщился к русской певческой культуре. Помимо бытовавших традиций русских песен, на родине певца значительное распространение получили «бурлаконь морот» (песни бурлаков), привнесенные в сельский быт мордовскими отходниками – бурлаками, судорабочими и портовыми грузчиками. Яушев слышал песни и манеру пения бурлаков в семье и быту, а со временем, работая некоторое время портовым грузчиком в Нижнем Новгороде, вероятно, и пел эти песни с непосредственными их носителями. Он по всем законам народного аутентичного искусства приобщился к великой русской певческой традиции, которая в последующем жила в нем и оказывала влияние на концертный репертуар, исполнительскую манеру, а в сочиняемых им самим песнях – на их мелодику.

Как и многие сельские подростки и парни, Яушев в молодости приобщился к игре на двухрядной гармонике-хромке, на которой играл весьма умело: впоследствии, уже будучи известным певцом, он нередко аккомпанировал себе на этом инструменте.

Страсть к музыке, пению уже в детстве привела его в сельский церковный хор, интерес к которому не угасал у него и в зрелые годы. «Наверное, я был бы певчим архиерейского хора или дьяконом в мордовском селе», - вспоминал сам певец. Яушев очень увлекся церковным пением: параллельно с работой в Лобаскинской церкви он пел также и в хоре с. Ичалки, регентом которого был известный хоровой дирижер П.А.Органов. В церковном хоре Яушев получил большой певческий опыт, который ему не удалось бы получить вне храмовых условий. Богатое музыкальными формами, различного содержания и характера песнопениями и гимнами, интонируемыми без инструментального сопровождения, богослужебное пение имело огромное музыкально-воспитательное значение. Культивируя разнообразные типы хорового и одиночного интонирования (распевное, связное пение, псалмодирование - мелодекламация, различные ансамбли и антифоны и т.д.), многочасовая литургия воспитывала основы музыкальности, практические навыки владения голосом, нюансами и динамикой ансамблевого музицирования. Пение в хоре было полезным и в плане слухового освоения гомофонно-гармонического многоголосия.

Яркие способности Яушева, хорошее знание им родной культуры, его склонность к творческой работе с народной песней еще в консерватории заметил один из его преподавателей – А.В.Никольский. В своей аргументации в пользу возможности параллельного обучения на этнографическом отделении он отмечал: «1) приличные знания своей родной  песни и умение записать ее; 2) большую чуткость в выборе наиболее типичных образцов песен; 3) определенное дарование и к текстовой разработке мотивов песен, к сочинению мелодий вновь» (Цит. по: Воронина Н.И. И.М.Яушев: жизнь в песне: статьи и воспоминания. – Саранск, 2002. – С. 31). Сам будучи специалистом разносторонних интересов, Никольский и у своих учеников вызывал стремление работать в разных творческих направлениях: исполнительскую деятельность совмещать с практикой собирания и изучения произведений народной музыки, их доводкой до концертной эстрады. Именно таким многосторонним музыкальным деятелем Яушев сформировался, глубоко проникся идеями мордовской интеллигенции начала века о важности сохранения и развития в новых социально-исторических условиях традиций певческой культуры как необходимой основы зарождающегося профессионального искусства. Он с молодости разделял положения о том, что необходимо «беречь народную песню, как святыню, которая действует облагораживающее на человека и может смягчить его сердце» (из «Воззвания Мордовского культурно-просветительского общества», составленного М.Е.Евсевьевым).

В историю мордовской культуры Яушев вошел в числе крупнейших деятелей искусства, внесших основополагающий вклад в формирование музыкального профессионализма. Будучи еще студентом, он сделал первые записи мордовских народных песен на Всесоюзном радио и на грампластинки, создал в Мордовском национальном клубе (в Марьиной роще) народный хор, в репертуаре которого были представлены мордовские, русские и украинские народные песни; коллектив существовал и после его отъезда из Москвы (1937) и сыграл большую роль в приобщении московской мордвы к родной культуре, пропаганде мордовской музыки. Интерес к хоровому и ансамблевому пению проявлялся и в последующие годы: в период работы в Саранске в оперном театре Яушев руководил мужским хором в местной воинской части, женским хором в Рузаевке; много пел в ансамбле с Т.Н.Яушевой, Д.И.Еремеевым, М.Н.Антоновой.

Яушеву принадлежат авторские песни на современную тему: «Коллектив», «Мы песню поем», «Эрзянская комсомольская» (Творчество советских композиторов национальных республик СССР. – М., 1932) и др.

Значительны заслуги Яушева в становлении музыкально-театрального и вокального искусства Мордовии; исполнил десятки главных партий в операх русских, советских и западно-европейских композиторов, явился первым исполнителем музыкально-сценических произведений Л.П.Кирюкова, вокальных сочинений на мордовскую тематику М.И.Душского, Б.М.Трошина, Н.Э.Грюнфельда, В.Г.Фере, Г.Г.Лобачева и многих других, которые нередко для него создавали сочинения. В репертуаре Яушева, кроме мордовских песен, были представлены русские, украинские, башкирские, татарские, чувашские, марийские песни и песни других народов. Именно сочинения, связанные с яркими народными истоками, получали у певца неповторимое воплощение. В 1939 г. его искусство высоко оценило жюри Всесоюзного конкурса (Барсова В.В. Замечательное соревнование советских певцов // Известия. 1939. 11 января). В 1944 г. на Всероссийском конкурсе исполнителей русской народной песни получил диплом I степени, в 1956 г. – на Всесоюзном конкурсе на лучшее исполнению вокальных произведений М.П.Мусоргского – диплом II степени.

В истории мордовского вокального искусства Яушев остался непревзойденным мастером концертной интерпретации мордовской народной песни. Участник и организатор многих музыкально-фольклорных экспедиций Института мордовской национальной культуры (ныне НИИГН при Правительстве РМ), Союза московских композиторов и других творческих организаций, последовательный собиратель народных песен, он хорошо знал традиционное искусство. Его творческий подход основан на глубоком типологическом понимании природы традиционного мелоса, народного импровизационного начала. Яушев изучал функционирование песен, формы их ансамблевого и одиночного интонирования, место и роль произведений русского фольклора в быту мордвы. Свои выводы он кратко изложил в статье «Мордовская народная песня» (1953), отдельные положения которой развиты в журнальной рецензии на вышедший в 1957 г. в Москве нотный сборник. «Мордовская народная песня, - по его мнению, - преимущественно двухголосная. В ней первый голос (верхний голос народной хоровой партитуры), как правило, ведет один человек, вторым голосом поют два, три или даже целый хор. Своеобразие мордовской народной песни нередко создается тем, что примешивается подголосок. Подголосок имеет свободное использование и применяется для большей выразительности, подчеркивания отдельных моментов содержания. Такой подголосок создает особенную эмоциональную напряженность и красоту». Несмотря на не совсем выверенную научную терминологию, применяемую в музыковедческой литературе 50-60-х гг. для описания голосовых партий мордовского хора («подголосок», «первый голос», «второй голос» и др.), Яушев весьма точно описывает структуру традиционной народно-певческой партитуры. Одно из важнейших свойств – двухголосность, «хотя встречаются и песни, - отмечает он, - исполняемые в три голоса, как, например, мокшанская песня «Келу». Специфику мелодико-ритмического строя мордовских песен певец объяснял влиянием на напев «декламационных» (речевых) элементов и психо-эмоциональными особенностями интонирования. Он полагал, что напев имеет своеобразные мелодические и ритмические обороты, в нем метрика меняется в зависимости от декламационного склада песни, а также в силу необходимости выражать богатство эмоций, подчеркивать разнообразие отражаемых в нем переживаний.

Выдающейся заслугой Яушева является то, что ему удалось сохранить и развить многие особенности исполнительского стиля, в том числе и специфику народных сольных аранжировок хоровых песен, которой владели лишь выдающиеся традиционные певцы. Среди песен такого рода: «Адядо, ялгат» («Пойдемте, друзья»), «Сюмерьге баба» («Старуха Сюмерьге»), «Вирь чиресэ» ( «На опушке леса»), «Якань, якань, ялганякай» («Гуляла, гуляла я, подруженька») и многие другие, сохранившиеся в исполнении певца в звукозаписях. По типу импровизаций на народные напевы Яушев создавал и собственные мелодии на современную тему, в том числе на слова мордовских поэтов: «Вирьсэ цёков» («В лесу соловей») на сл. И.Морыця, «Рав» («Волга») – Н.Эркая, «Мирдэ моро» («Песня о мире») – А.Мартынова и др. Некоторые из песен опубликованы при жизни певца: «Васень май» - «Первое мая» (Сурань толт. – 1958.- № 3); «Сказ о Ленине» (Советская Мордовия. – 1960. - 28 февраля); «Жду тебя» (там же.- 1958.- 25 мая). 

В последние годы жизни Яушев также выступал с журнальными и газетными статьями по проблемам мордовской музыки: «О некоторых нерешенных вопросах мордовской музыкальной культуры» (Советская Мордовия. 1955. 28 августа), «Мордовские народные песни» (там же.– 1958.– 2 февраля), «Мордовскяй народнай морот» (Мокша. – 1958. - № 1) и др.

Творческий опыт Яушева актуален и в наши дни, он «может быть востребован в учебных заведениях при подготовке специалистов – исполнителей народных песен. Изучение навыков аранжировки певца поможет будущим исполнителям в создании оригинальных версий произведений музыкального фольклора» (из рецензии М.В.Медведевой на книгу  Л.Б.Бояркиной «Народные песни в интерпретации Иллариона Яушева», журнал «Финно-угорский мир. – 2009.- № 3. – С.114).

Имя Яушева присвоено Государственному музыкальному театру РМ, его сценический облик запечатлен на художественном портрете Е.А.Ноздрина (1958), бюст установлен на Аллее Славы в Саранске.

Бояркина Л.Б. Мордовская музыкальная энциклопедия / под общ.ред. Н.И.Бояркина. – Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2011. – С.398-400.

 

Гений пришел из Лобасков...

 

Говорят, что «гении приходят из Чугуева» (в Чугуеве родился И.Е.Репин), то есть из каких-то таких мест, про которые раньше и подумать трудно было, что они чем-нибудь могут прославиться...

Из села Лобаски мордовского края пришел к нам знаменитый певец Илларион Максимович Яушев (1902-1961). Покинув малую родину в 1921 г., он возвращался туда много раз, чтобы повидать места, где впервые зародились мечты, отчасти обратившиеся в жизненную работу, и живо вспомнить тех, кто возбудил эти мечты.

<...> Можно преувеличивать или приуменьшать заслуги Яушева, можно фантазировать по поводу его поступков. Но верно одно - главный поступок в свой жизни он совершил - он служил своим искусством, своим талантом людям, он помогал нам видеть и чувствовать красоту, жить по ее законам.

Человек-легенда - наверное, это имя более емко вмещает всю полноту прожитой Яушевым жизни и его деяний. О нем слагали и слагают до сих пор самые невероятные истории - о богатырской силе и мощи, которые были способны совершать не только физические чудеса, но и голосом тушить свечи. Сам он по этому поводу рассказывал, что у него была «чудовищная» диафрагма, дышал он вольно и широко. В то же время не уставал повторять, что «надо петь так, чтобы не стёкла дрожали, а сердца». И тут, я думаю, что эта шаляпинская формула была весьма действенной. Когда пел Яушев, многие в зале переживали вместе с ним до слез. Совершеннейшее владение piano придавало некоторым трактовкам уникальность. Например, когда Яушев пел «Элегию» Массне, зал замирал, практически не дыша воспринимая тончайшее ведение звука на pianissimo. А слушая «Мельника» Даргомыжского или «Блоху» Мусоргского, взрывался вместе с певцом то смехом, то аплодисментами, участвуя в сотворчестве.

То же можно сказать и о характере певца. В нем как бы сплелись множество разнообразных черт. Простой, всегда открытый, радушный и жизнерадостный, он вселял не только оптимизм окружающим, но и заражал энергией. В то же время был чрезвычайно ответственным человеком. Для него не существовало понятия «отмена концерта». Болел ли, возникали ли более неотложные дела, в назначенное время он всегда выходил на сцену. Пел, не зная усталости, никогда не отказывался петь на «бис» или по заявкам. Завидное упорство проявил Яушев и в годы учебы, начав по-настоящему постигать азы музыкальной грамоты лишь в девятнадцать лет...

<...> Елена Илларионовна Ярмолович (Яушева) была единственной дочерью. Всю свою отцовскую любовь Илларион Максимович  отдавал ей и внуку Андрею. Они же были преданными слушателями, вдохновителями и ценителями его таланта. После смерти Яушева Елена Илларионовна собрала весь архив отца и передала его Мордовскому республиканскому объединенному краеведческому музею им. И.Д.Воронина, благодаря чему мы имеем сегодня документальные сведения о жизни и творчестве певца. Это московские потомки Яушева...

<...> Яушев любил жизнь, любил песню, ездил с ней повсюду. И сегодня, слушая бархатный, мягкий бас певца, мы отдаем ему дань глубокой признательности и уважения за то, что свой талант он щедро дарил слушателям, за то, что прославлял свой край мордовский, за то, что через всю свою жизнь пронес любовь к великой народной песне.

Национальное бесконечно богато. И нет ничего удивительного в том, что каждый воспринимает его по-своему. Яушев обладал этим драгоценным даром прозрения, он умел почти сразу схватывать то, что может быть названо национальным: марийским в музыке марийцев, татарским в искусстве татар, чувашским в песнях чувашей, ну и, конечно, мордовским в творчестве своего народа. Поэтому так искрометно звучали в его программах русские и мордовские, башкирские, чувашские, марийские народные песни.

Яушев очень остро ощущал чувство долга перед родным народом. Период его активной концертной деятельности (30-60 гг.) совпадает с возрождением народных пластов, памятников музыкальной культуры мордвы. Многое уже было безвозвратно потеряно, но необходимо оставить потомкам то, что еще существовало, и, чтобы как-то быть полезным в этом деле, Яушев не только собирал и записывал песни, а что не менее важно, включал их сразу в концерты и давал возможность людям знакомиться с богатейшей кладезью народного музыкального творчества. Около ста названий мордовских песен было в репертуаре Яушева. Это были интереснейшие (в большинстве случаев) исполнительские творения в разных жанрах (современные, бытовые, лирические, свадебные, баллады, трудовые, солдатские, исторические песни).

Столкнувшись с новыми условиями исполнительства (профессиональные певцы, инструментальное сопровождение) и бытования (городские сцены), мордовская народная песня часто стала приобретать новую форму существования - голос с сопровождением (баян, фортепиано). Однако следует отдать должное Яушеву, он часто привлекал к исполнению мордовских народных песен других солистов (Т.Яушева, А.Яшнов, Д.Еремеев, В.Василевская, А.Пазовская, Е.Охотина, Е.Шевцова), стараясь сохранить хотя бы отчасти (в дуэтах) многоголосие, характерное для мордовских песен.

<…> Душевный же мир певца отражался на его лице. Всего характернее - глаза, которые не только видят то, чего не видят другие, но столь необычно выражают внутренний его эмоциональный натиск. Можно сказать, говорящие глаза!

Во внешности певца можно отметить большой открытый лоб, выражающий незаурядность ума, неотступную тень задушевности и складки залегшей горечи вокруг рта; не покидающую его лицо улыбку, высвечивающую внутреннее его состояние. И сердце, которое гостеприимно раскрывалось всякому встречающемуся на пути случаю. Одним словом, «Улыбка на лице, любовь в звуках!»…

Он считал себя богатым человеком, рассматривая свое богатство в музыке и друзьях. Он называл себя счастливым человеком, потому что ему была дарована жизнь, талант, любовь и почитание. Он был красивым человеком и душой, и внешностью. Оставалось еще время личное, внутри которого он любил и был любим: родителями, женами, семьей дочери...

Да, действительно Илларион Максимович Яушев «человек - легенда»... потому что дороги жизни и творчества дают щедрую картину его интересов, его общений, его дум, мыслей, его творческих поисков. Яушев - выдающееся явление мордовской культуры, яркий носитель музыкального гения мордвы, вдохновенного, глубокого и мудрого искусства. Он многое делал впервые в музыкальной культуре Мордовии и делал это всегда талантливо. И, поэтому каждый, кто встречался с ним по жизни, или на концертах, не мог устоять от колоритных эпитетов: если голос - то непревзойденный; если внешний вид - то могучий, статный, красивый; если поступки - чистые, добрые, хлебосольные... Он заслужил хвалу и пусть время не будет властно над его творчеством…

Воронина Н.И. Личность и время: метафизика музыки. - Саранск, 2010. - С.199-209.

 

Театральные работы И.М. Яушева

Князь Галицкий («Князь Игорь» А.П.Бородина)

Иван Сусанин («Иван Сусанин» М.И.Глинки)

Руслан («Руслан и Людмила» М.И.Глинки)

Фарлаф («Руслан и Людмила» М.И.Глинки)

Мельник («Русалка» А.С.Даргомыжского)

Андрей Щелкалов («Борис Годунов» М.П.Мусоргского)

Варлаам («Борис Годунов» М.П.Мусоргского)

Пимен («Борис Годунов» М.П.Мусоргского)

Алеко («Алеко» С.В.Рахманинова)

Старик («Алеко» С.В.Рахманинова)

Варяжский гость («Садко» Н.А.Римского-Корсакова)

Собакин («Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова)

Князь Гудал («Демон» А.Г.Рубинштейна)

Старый слуга («Демон» А.Г.Рубинштейна)

Зарецкий («Евгений Онегин» П.И.Чайковского)

Князь Гремин («Евгений Онегин» П.И.Чайковского)

Андрей Дубровский («Дубровский» Э.Ф.Направника)

Сашка («Тихий Дон» И.И.Дзержинского)

Дон Базилио («Севильский цирюльник» Д.Россини)

Спарафучиле («Риголетто» Д.Верди)

Рамфис («Аида» Д.Верди)

Мефистофель («Фауст» Ш.Гуно)

Нилаканта («Лакме» Л.Делиба)

Коллен («Богема» Д.Пуччини)

Пумраз («Несмеян и Ламзурь» Л.П.Кирюкова)

 

Литература:

1.Бассаргин Б.А., Пешонова В.Л. Очерки истории мордовского советского театра. – Саранск, 1966. 

2.Бояркина Л.Б. Мордовская музыкальная энциклопедия / под общ.ред. Н.И.Бояркина. – Саранск, 2011. 

3.Бояркина Л.Б. Народные песни в интерпретации Иллариона Яушева / под ред. Н.И.Бояркина. – Саранск, 2009. 

4.Бояркина Л.Б. Хоровая культура Мордовии: фольклор, традиции, современность: энцикл. справ. / под ред. Н.И.Бояркина. – Саранск, 2006. 

5.Воронина Н.И.  И.М.Яушев. – Саранск, 1984.

6.Воронина Н.И. И.М.Яушев: жизнь в песне: статьи и воспоминания. – Саранск, 2002.

7.Воронина Н.И. Личность и время: метафизика музыки. – Саранск, 2010. 

8.Калитина Н.П. Очерки о мордовском музыкальном театре: к 50-летию театра. – Саранск, 1986.

9.Тимохин В. Мастера вокального искусства ХХ века. - М.: Музыка, 1974.

10.Это волшебное слово – театр / сост. Ю.Ф.Юшкин. – Саранск, 1982.

11. I и II Яушевские чтения: материалы науч.-практ.конф./ Н.И.Воронина (отв.ред.) .- Саранск: Изд-во Мордов.ун-та, 2007-2008.

12.[дополнить]

 

Воронина Н.И.: Яушевские чтения - событие весьма значимое для культуры Мордовии, олицетворенное личностью певца... это контекст новых явлений в культуре и искусстве Мордовии, способный на должном уровне объединить усилия ученых в осмыслении не только яушевских традиций, но и новые достижения.

 

Избранное из докладов I Яушевских чтений:

Воронина Н.И. Событие, значимое для культуры Мордовии.

Еремеев А.Д. Далекий и близкий Илларион Яушев.

Бояркина Л.Б. Илларион Яушев: исполнительская интерпретация народных песен.

Самаркина Н.П. Синкретизм музыкально-исполнительского искусства И.М.Яушева.

Ерюшкина О.С. Народно-песенная импровизационность в исполнительском искусстве И.М.Яушева.

 

 

 

Избранное из докладов II Яушевских чтений:

Воронина Н.И.  И.М.Яушев в «музыкальной реальности».

Самаркина Н.П. Об исполнительском искусстве И.М.Яушева.

 

 

 

 

 

 

К 100-летию со дня рождения певца вышел диск «Поёт И.М.Яушев» (руководитель проекта - профессор кафедры культурологии МГУ им.Н.П.Огарева Н.И.Воронина). Реконструированы записи разных лет (общее звучание 73 мин.), где представлены арии, романсы, русские и мордовские народные песни в сопровождении концертмейстеров Г.Прусакова, В.Рупышевой (фортепиано), А.Путушкина (баян), А.Волкова (скрипка) и симфонического оркестра под управлением К.Иванова.

 

«Феномен Иллариона Максимовича Яушева в его безмерном таланте. Он своим басом и исполнительской мощью воздействовал на чувства слушателей, дарил радость общения с великим искусством, согревая его дыханием жизни и красоты...Отмечая 100-летие со дня рождения замечательного певца (29.01.1902), мы выпускаем этот диск, адресуя его землякам. Пусть голос Яушева звучит и сегодня в каждом доме, вызывая гордость за выдающееся явление мордовской культуры» (Глава Республики Мордовия Н.И.Меркушкин).

 

 

 

 

 

 

Наверх