19.04.1922, с.Кулдым Старошайговского района МАССР - 23.02.2000, г.Саранск
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1982), Заслуженный деятель искусств МАССР (1965). Лауреат Государственной премии Мордовской АССР (1973). Член Союза композиторов СССР (1963). Участник Великой отечественной войны (1942-45). Награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью «За отвагу».
Ранние музыкальные впечатления Сураева-Королева связаны с его матерью Прасковьей Васильевной, которая знала и пела мокшанские народные песни. В школьные годы он играл на балалайке в самодеятельном оркестре народных инструментов. В 1938-41 гг.учился в Саранском музыкально-драматическом училище (ныне – Саранское музыкальное училище им. Л.П.Кирюкова) по классу скрипки, где теорию музыки и сольфеджио преподавал Л.П.Кирюков, оказавший большое влияние на творческое становление Сураева-Королева. Окончил Томское музыкальное училище (1951, класс скрипки и хорового дирижирования), Московский государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (историко-теоретико-композиторский факультет, класс проф.В.И.Беляева, 1962. Занимался в классе композиции Г.И.Литинского; стажировался как хоровой дирижер).
В 1953-54 гг. – художественный руководитель Мордовской государственной филармонии, 1954-56 гг. – Мордовского государственного ансамбля песни и пляски «Умарина», в 1963-82 гг.– художественный руководитель созданного им фольклорного ансамбля «Келу» (с 2004 г.– имени Сураева-Королева). В 1956-77 гг. – преподаватель музыкально-теоретических предметов Саранского музыкального училища.
В 1960–70-е гг. – член правления Союза композиторов РСФСР и Верхневолжской композиторской организации. В 1965-82 гг. – председатель Объединения композиторов Мордовии. В 1982-87 гг. – член правления СК МАССР.
Многогранная профессиональная деятельность Г.И.Сураева-Королева внесла весомый вклад в процесс становления и развития музыкальной культуры Мордовии.Им создана первая в мордовском музыкальном искусстве оратория – «Последний суд», фантастическая оратория для смешанного хора, симфонического оркестра, балета, чтеца, солистов (либретто автора, 1972); также первым обратился к жанру струнного квартета (1961); в числе камерно-инструментальных сочинений – «Фантазия для фортепиано на тему мордовской народной песни «Роман Аксясь» («Романова Аксинья», 1959). Автор вокальных и хоровых произведений разных жанров на стихи поэтов республики (Ю.Азрапкина, П.Гайни, И.Девина, А.Куторкина, Н.Эркая и др., а также на собственные тексты), часть из них опубликованы в сборнике «Избранные вокальные сочинения» (сост. и муз. ред. Н.В.Калёдкина. Саранск, 1992); сочинил музыку к спектаклям театров драмы и кукол.
В основе художественного стиля Сураева-Королева – опора на национальный песенный и танцевальный фольклор. Обработки мордовских народных песен для хоровых коллективов, представляющие значительную область его творчества, отличаются бережным отношением к первоисточникам, тонким художественным вкусом. Обработки, выполненные Г.И.Сураевым-Королевым, стали «классическими образцами данного жанра в музыке композиторов Мордовии» (Галкина И.А. Союз композиторов Республики Мордовия. – Саранск, 2007. – С.87). Среди них – песни «Келу» («Береза»), «Вирь чиресэ» («На опушке леса»), «Аляняце вешенттянза» («Тебя ищет батюшка»). Произведения Сураева-Королева – в репертуаре профессиональных и самодеятельных коллективов и солистов.
Значимое место в истории принадлежит Г.И.Сураеву-Королеву как музыканту-фольклористу. Им собрано, записано и расшифровано более 300 вокальных напевов и инструментальных мелодий, большинство из которых опубликованы в сборниках музыкально-поэтических образцов мокшанского и эрзянского фольклора (Мордовские народные песни. – Москва, 1957; Мордовские народные песни. – Саранск, 1969), одним из составителей которых, он является. Закономерным результатом тщательного и вдумчивого изучения музыкального фольклора мордвы явилось научно-теоретическое исследование «Многоголосие и ладовое строение мордовской народной песни (мордовская многоголосная пентатоника)», где он впервые вводит термин «мордовская многоголосная пентатоника».
«Фольклористическая деятельность Сураева-Королева, – по мнению Л.Б.Бояркиной, – во многом повлияла на характер его исполнительского и композиторского творчества. Созданный им женский фольклорный ансамбль «Келу», впервые во всей музыкально-силевой специфичности показал народное многоголосие в концертных формах, явился новым и ценным шагом по пути творческого освоения музыкального наследия мордвы» (Бояркина Л.Б.Мордовская музыкальная энциклопедия.– Саранск, 2011. – С.317).
Немаловажную часть интересов Г.И.Сураева-Королева занимала музыкально-редакторская работа. Он принимал участие в издании клавира музыкальной драмы Л.П.Кирюкова «Литова» (1976), сборников песен композиторов Мордовии: «Школьные годы чудесные» (1988), «С песней по жизни» (1989), «Тебе пою, моя Мордовия!» (1990); выступал с музыкально-публицистическими материалами на страницах республиканской периодической печати.
Трудно переоценить вклад Сураева-Королева в музыкальное образование. Свой многолетний педагогический опыт он обобщил в работе «Специальные технические приемы развития музыкальных способностей (систематический курс сольфеджио в 350 уроках)» (1978, рукопись). Его занятия по сольфеджио, полифонии, гармонии, а также в композиторском кружке Саранского музыкального училища, создали прочную профессиональную базу для дальнейшего совершенствования многих известных музыкантов не только в Мордовии, но и за ее пределами. Среди его учеников – Г.Г.Вдовин, Н.В.Кошелева, А.И.Макарова, Н.М.Ситникова, Г.Г.Сураев-Королев.
Имя Г.И.Сураева-Королева присвоено детской школе искусств Старошайговского муниципального района (2011).
Сураев-Королев Георгий Иванович – композитор, музыковед, публицист, собиратель мордовских народных песен, хоровой дирижер, скрипач, педагог, музыкально-общественный деятель.
<...> В детстве играл на балалайке в школьном оркестре народных инструментов (рук. З.В.Снопов), учился в Саранском музыкальном училище (1938–41) у Л.П.Кирюкова (теория музыки), В.А.Егияева (скрипка), Томском музыкальном училище (1948–51; дирижирование – М.И.Меломет, скрипка – С.З.Зиссер), заочно – на историко-теоретико-композиторском факультете Московского государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (1958–62; занимался у Г.И.Литинского, Т.В.Поповой, М.С.Пекелиса). В 1951–53 – преподаватель детской музыкальной школы г. Колпашево Томской области, 1953–54 – художественный руководитель Мордовской государственной филармонии, 1954–56 – Мордовского государственного ансамбля песни и танца «Умарина», 1956–77 – преподаватель теоретических дисциплин Саранского музыкального училища, одновременно в 1963–79 – основатель и художественный руководитель женского фольклорного ансамбля «Келу» Мордовского республиканского Дома народного творчества; 1979–84 – художественный руководитель ансамбля «Келу» при Мордовской государственной филармонии, 1965–82 – председатель Объединения композиторов Мордовии, одновременно член правления Верхневолжской организации СК РСФСР, 1982–87 – член правления СК МАССР.
Сураеву-Королеву принадлежат многочисленные звукозаписи народных песен, их нотации, сборники, научные статьи о мордовской народной музыке, газетные и журнальные публикации по вопросам развития мордовской профессиональной музыки. Фольклористическая деятельность Сураева-Королева во многом повлияла на характер его исполнительского и композиторского творчества. Созданный им женский фольклорный ансамбль «Келу» впервые во всей музыкально-стилевой специфичности показал народное многоголосие в концертных формах, явился новым и ценным шагом по пути творческого освоения музыкального наследия мордвы. Деятельность «Келу» под руководством Сураева-Королева составила яркую страницу в развитии хорового искусства Мордовии.
Сураев-Королев вошел в историю мордовской музыки и как крупный композитор, создавший произведения для театра, хора, симфонического оркестра, камерно-вокальную и камерно-инструментальную музыку, обработки народных песен, песни и романсы на слова мордовских поэтов. Среди них: фантастическая оратория для смешанного хора, симфонического оркестра, балета, солистов и чтеца «Последний суд» на собственный текст (1972), музыка к спектаклю по пьесе А.Буртынского и П.Юртайкиной «Приключения охотника Дамая» (1960), струнные квартеты (1961, 1986), вокально-хореографическая сюита «Сельская улица» на сл. П.Гайни (1966), фортепианная фантазия на тему мордовской народной песни «Романова Аксинья» (1959). Известность получили его обработки народных песен для хора «Аляняце вешенттянза» («Батюшка тебя ищет»), «Вирь чиресэ» («На опушке леса»), «Косо, шенжа, удат-аштят?» («Где ты, утка, днюешь-ночуешь?»), произведения на слова профессиональных поэтов – «Где ты, яблоня, взрастала», «Сура лангсо» («На Суре»), «Край наш Мордовия», «Мокшанские зори» и др. Тематический и образный круг вокально-хоровых сочинений Сураева-Королева необычайно широк, для него характерно обращение к образности фольклора, поэзии – П.Гайни, И.Левина, Н.Эркая, А.Малькина, А.Мартынова, А.Куторкина, М.Бебана, А.Эскина, Л.Талалаевского, Н.Мокшина и др.
Черты музыкального стиля произведений Сураева-Королева во многом обусловлены мелодико-гармоническими свойствами мордовской народной песни. Отсюда тонкий лиризм, искренность и естественность музыкального высказывания, стереофоничность звучания.
Сураев-Королев внес значительный вклад в музыкальное образование, вел композиторский кружок в Саранском музыкальном училище, ему принадлежит методический труд «Специальные технические приемы развития музыкальных способностей (систематический курс сольфеджио в 350 уроках)», разработанный на материале мордовской народной музыки и ставший одним из немногих в отечественной педагогике, в которых системно используется народная музыка в образовательных целях. Сураев-Королев оставил большое музыкально-публицистическое наследие, имеющее значительную ценность для изучения истории мордовской музыки.
Видное место в музыкальной культуре Советской Мордовии занимает творческая деятельность Георгия Ивановича Сураева-Королёва – композитора, музыковеда, собирателя и исследователя мордовского фольклора.
<....> Первые музыкальные впечатления детства связаны с народной песней. Мать Георгия Ивановича хранила в памяти множество неповторимых по своей красоте и своеобразию мордовских песен. В пять-шесть лет Сураев-Королев с увлечением пел вместе с ней, чистенько выводя высокие подголоски. Прасковья Васильевна говорила: «Пой, сынок, людям нравятся песни».
Отец Сураева-Королева – Иван Дмитриевич – горячо любил музыку и всячески, насколько это возможно было в условиях деревенского быта, поддерживал в сыне интерес к ней. Однажды он купил на Новотроицкой ярмарке балалайку. Георгий целыми днями не расставался с ней, выучился бойко играть по слуху.
В школьные годы Сураев-Королев принимает активное участие в ученическом хоре и оркестре народных инструментов. С большой теплотой и любовью он вспоминает руководителя этого коллектива школьного учителя З.В.Снопова, отличного певца, виртуозно игравшего на мандолине. По его совету Георгий Иванович в 1938 году поступил в Саранское музыкальное училище в класс скрипки В.А.Егияева. Ко времени пребывания в училище относятся первые опыты в сочинении, получившие одобрение Л.П.Кирюкова, например, романс «К морю» на слова А.С.Пушкина.
Великая Отечественная война 1941 года прервала учебу. Сураев-Королев уходит на фронт. В августе 1942 года, при переправе через Дон, получает тяжелое ранение. После выздоровления он оканчивает Белоцерковское военно-пехотное училище (г.Томск) и в звании младшего лейтенанта вновь отправляется на фронт. Долгожданный день Победы застает его в Чехословакии.
Демобилизовавшись, Сураев-Королев решил продолжить свое музыкальное образование. В 1951 году он окончил Томское музыкальное училище по классам скрипки и хорового дирижирования, затем, в 1962– историко-теоретический факультет Музыкально-педагогического института имени Гнесиных (заочно).
В 1953 году Сураев-Королев из Томска возвратился в Саранск, где и прошла вся его творческая, музыкально-общественная и педагогическая деятельность.
Говоря о Г.И. Сураеве-Королеве как композиторе, следует отметить, что его творческий облик, излюбленный круг тем и жанров определился в последние полтора десятилетия. Композитором написан Струнный квартет (№1), Фортепианная фантазия на темы мордовской народной песни «Роман Аксясь» («Романова Аксинья»), скерцо для двух скрипок и фортепиано, много хоровых произведений («Край наш Мордовия», «Мокшанские зори», «Баллада о Зое Космодемьянской», «Над Сурой-рекой», «Саранск–Ботевград» и другие), вокально-хореографическая сюита «Сельские картинки», песни и романсы (многие на собственные слова), музыка к спектаклю Мордовского драматического театра «Яблоня у большой дороги», музыка к спектаклям кукольного театра: «Приключения охотника Дамая» и «Как тебя зовут?».
Среди инструментальных произведений значительный интерес представляют Струнный квартет (№1) и Фантазия для фортепиано. Музыка квартета (1961) интересна как первый смелый опыт разработки мордовских национальных элементов в камерной инструментальной музыке.
<...> Оригинальность замысла, свежесть музыкального языка отличают другое инструментальное сочинение Сураева-Королева – Фантазию для фортепиано на тему мордовской народной песни «Роман Аксясь» («Романова Аксинья»)...
<...> Значительное место в творчестве Г.Сураева-Королева занимают песенно-хоровые жанры. Постоянная творческая работа с самодеятельными коллективами помогает более глубокому постижению искусства хорового пения и благоприятно сказывается на творческой активности композитора. Тематика песен Г.Сураева-Королева разнообразна. Это песни о Родине и партии, о советской молодежи, о родной Мордовии, о любви, песни для детей. Чувством патриотизма и высокой гражданственности проникнуты песни – «Баллада о Зое Космодемьянской» (сл. Г.Сураева-Королева) и «Товарищ журналист» (сл. Б.Соколова).
<...> Лирика Г.Сураева-Королева подкупает своей задушевностью, искренностью. Теплота, сердечность, естественная простота высказывания любовно-лирического чувства характерна для одной из лучших песен этой группы – «Первое свидание» (сл. Г.Сураева-Королева). Это песня-романс. Значительную роль в создании образа играет развитое фортепианное сопровождение. Национально-стилистический колорит угадывается в ряде отдельных моментов. Например, заключительный кадансовый оборот выдержан в характерном мордовском народном стиле:
Любовно-лирическая тема раскрывается также в ряде хоровых сочинений. Четырехголосный без сопровождения хор «Над Сурой-рекой» (слова Н.Эркая) отличается тонкой филигранной хоровой партитурой. В основе его лежит тема распевно-лирического склада.
Г.Сураев-Королев часто обращается к жанру мордовской хоровой частушки, которая широко представлена в мордовском песенном фольклоре. Как правило, частушки задорно-веселого характера, шутливо-юмористического содержания.Частушечные напевы Г.Сураева-Королева опираются на знакомые, привычные народно-песенные интонации, характерные в ладовом отношении обороты и звучат как «истинно созданные народом». Так, например, «Девичьи частушки» созданы на основе двух мордовских колядок.
Георгий Иванович активно работает в сфере хоровой детской музыки. Несомненный художественный интерес представляет последний его сборник, включающий шесть разнохарактерных песен для детского хора в сопровождении фортепиано («В интернате» (сл. Г.Сураева-Королева), «Новый год» (сл. И.Демина), «Приди, весна» (сл. А.Богомолова), «Веселая картинка» (сл. В.Виарда), «Пионерка Аксюша» (сл. Я.Пинясова), «Петя-пионер» (сл. П.Гайни). В цикле образно раскрывается мир детских забав и увлечений, будней и веселых праздников. Каждая песня представляет собой живую характерную сценку, очень красочную, динамичную и разнообразную по средствам выразительности. Весьма значительна роль фортепианного сопровождения, носящего нередко иллюстративный характер (игра в коняшки, щебет птиц, шелест листвы и т. д.). Во многих случаях интересна ладовая сторона, например, мажоро-минорная пентатоника в песне «Аксюша».
Интересную область творчества Г.Сураева-Королева представляют обработки мордовских народных песен. Количество их невелико, но все они выполнены с профессиональным мастерством, тонким художественным вкусом. Большинство обработок сделано для четырехголосного смешанного хора, нередко с участием солиста-запевалы. Следуя издавна сложившимся традициям исполнения мордвой своих песен, все обработки сделаны для хора без инструментального сопровождения. Основную цель, смысл в обработке народной песни композитор видит в усилении ее образно-тематического содержания, «развертывании ее формы, раскрытии потенциальных возможностей ее мелодического и гармонического тезиса» (Мордовские народные песни. – Саранск, 1969. – С. 16).
В репертуаре профессиональных и самодеятельных коллективов Мордовии большой популярностью пользуется обработка исторической баллады «Вирь чиресэ» («На опушке леса») Г.Сураева-Королева. В обработке композитору удалось предельно ярко раскрыть всю глубину эмоционально-психологического начала песни, момент постепенно нарастающего напряжения, достигающего кульминации в конце песни...В каждом последующем куплете тема получает новое тембровое освещение, сопровождается новыми подголосками – различными вариантами главного напева, расцвечивается новыми гармоническими красками. В создании колористического эффекта значительная роль принадлежит весьма разнообразному использованию динамических оттенков:
В 1965 году Г.Сураев-Королев написал музыку к спектаклю Мордовского драматического театра «Яблоня у большой дороги» по одноименному историческому роману в стихах А.Куторкина «Покш ки лангсо умарина». В произведении ярко и образно показаны быт, нравы и обычаи мордвы на рубеже XIX–XX веков, правдиво воссозданы особенности эпохи первой русской революции 1905–1907 гг., пробуждение политического сознания мордовского народа, его дружба с великим русским народом.
Интересно и увлекательно писатель раскрывает перед нами судьбу главного героя романа – Мики, его духовное формирование, приобщение к революционной борьбе, прекрасную и возвышенную любовь к Луше. 40 вокальных и инструментальных музыкальных номеров тесно связаны с основным драматургическим замыслом пьесы. Являясь составной частью спектакля, они способствуют наиболее полному раскрытию сценических образов и ситуаций. Действие открывается увертюрой, которая основывается на последовательном проведении и разработке двух тем: победного клича-призыва и арии Луши (средний раздел увертюры), жены и верной сподвижницы Мики в революционной борьбе.
Среди многих музыкальных номеров красотой звучания и своеобразием национального колорита привлекает вступительный хор «Где ты, яблоня, взрастала?». Интонационным источником его послужила мордовская лирическая народная песня «Марлюня» («Яблонька») («Мордовские народные песни». – М.: Музгиз, 1957. – С. 36):
Весной 1972 года Г.Сураев-Королев завершил работу над крупным вокально-симфоническим произведением – фантастической ораторией «Последний суд» (либретто автора). Она написана для симфонического оркестра, смешанного хора, чтеца и солистов: лирико-колоратурного сопрано, меццо-сопрано, тенора и баса. По замыслу автора оратория должна исполняться в театрализованном виде, с балетными сценами. «Последний суд» – шестичастная композиция, в которой художественно-образное содержание частей определяется в их названиях:
1.Печаль земли.
2.Стоны из глубины веков.
3.Человек – земли творенье.
4.Проклятие.
5.Последний суд.
6.Звезда любви.
По словам композитора, в оратории он пытался выразить горе и страдания человечества, вызванные ужасом войн, показать веру человека в свои силы («Человек – земли творенье, гений солнца и вселенной»), утверждение победы и мира на всей планете. <...>
Конкретизируя свой замысел, Г.Сураев-Королев вводит в произведение несколько действующих лиц: два женских образа – Мать (земная любовь) и Свобода, один мужской образ – Всемирный судья. Это образы-символы, воплощающие доброе, праведное начало. Как обобщенный образ-символ зла, губительной и страшной силы, несущей людям бедствия и страдания, выступает война. <...>
В оратории показан народ (люди мира), на долю которого выпали тяжелые испытания, народ, сильный верой и духом своим, уверенно идущий к победе. В связи с этим важная роль принадлежит хору, активно участвующему во всех частях произведения. <...> Г.Сураев-Королев широко использует интонации мордовских народных плачей, причитаний, слышны также отголоски народных революционных песен...
Фантастическая оратория Г.Сураева-Королева «Последний суд» привлекает оригинальностью своего замысла, средствами его воплощения и национальной основой тематизма.
Весьма значительное место в многогранной сфере деятельности Г.Сураева-Королева занимает фольклорно-этнографическая и исследовательская работа в области мордовской народной песни. «Мы должны беречь народную песню как святыню, которая действует облагораживающе на человека и может смягчить его сердце». Это замечательное высказывание, принадлежащее крупнейшему мордовскому ученому М.Е.Евсевьеву (1864–1939), более 40 лет своей жизни отдавшему собиранию и изучению мордовского фольклора, стало девизом этнографической работы Г.Сураева-Королева. С целью записи песен Г.Сураев-Королев «исколесил» такие районы Мордовии как Старошайговский, Ковылкинский, Рузаевский, Рыбкинский, Темниковский, Атяшевский, Кочкуровский.
Результатом его многолетнего труда явилось издание сборника «Мордовские народные песни» (1969; Г.И.Сураев-Королев – составитель и музыкальный редактор. Им же сделаны все записи мокшанских и расшифровка эрзянских напевов, все переводы текстов с мокшанского на русский язык, вступительная статья, комментарии и примечания...). Он содержит более 150 народных песен, записанных от различных сельских самодеятельных хоровых коллективов, отдельных исполнителей, и является в настоящее время самой обширной публикацией фольклорно-музыкального творчества мордовского народа. Цели и задачи сборника, вопросы тематического, идейно-художественного содержания мордовских народных песен, их музыкальной специфики раскрываются в предпосланной сборнику вступительной статье. Основополагающее значение сборника, прежде всего, состоит в том, что в нем «впервые широко иллюстрируется самобытное многоголосное музыкальное мышление мордовского народа, проявляющееся в процессе многокуплетного вариантного развития» (Мордовские народные песни. – Саранск, 1969. – С. 7). Именно развитое и сложившееся многоголосие является специфической чертой мордовской песенной хоровой культуры, выделяющей мордовский фольклор из творчества соседних народов Поволжья.
Сборник делится на две почти равные по объему части: «Мокшанские народные песни» и «Эрзянские народные песни». Классификацию песен каждого раздела автор-составитель проводит по территориальному принципу – «вплоть до группировки песен по отдельным селам» – в отличие от общепринятой жанровой классификационной схемы. Г.Сураев-Королев считает, «что территориальный принцип, положенный в основу структуры сборника, не исключает жанровый, а лишь ставит его на второе место, минуя тем самым распыление песен одного села по всему сборнику, но не препятствует исследователю и читателю относить песни к тому или иному жанру как внутри отдельных песенных групп, так и в целом сборника.
Напрашивается предположение, что избранный путь может являться дополнительным средством в поисках невидимых нитей, ведущих к раскрытию некоторых сторон проблемы ассимиляции и миграции племен в прошлом» (Мордовские народные песни. – Саранск, 1969. – С. 9).
Г.Сураев-Королев отмечает, что в Мордовии можно найти «особые заповедники народной музыкальной культуры». Это группа сел, в которых можно услышать, записать разнообразное множество народных напевов, от более древних вплоть до современных. Например, в Атяшевском районе – село Алово, в Кочкуровском – Новая Пырма, Рузаевском – Левжа, Старошайговском – Красный поселок и т.д. С большой любовью и теплотой автор дает портреты искусных мастериц пения, носительниц лучших песенных традиций мордовского народа: А.В.Кошелевой, Е.И.Родькиной, Е.М.Родькиной.
Далее автор (основываясь на своих наблюдениях в процессе работы с различными народными исполнительскими коллективами республики) отмечает, что при всем разнообразии, в репертуаре народных хоров обращают на себя внимание определенные группы песен: «лесные» и «полевые» – замечательные памятники древней музыкальной культуры мордвы, сатирические – выражающие «морально-этические нормы народа». Особенно многочисленна в репертуаре хоровых коллективов группа «персональных песен», «посвященных конкретным лицам и называемых их именами или характерными прозвищами» – «Яшань Дарюнясь» («Яшина дочь Дарюша») или «Иванонь Филюсь» («Иванова сын Филипп»).
Г.Сураев-Королев отмечает, что традиционные песни имеют большое значение для развития современной мордовской песни. Следуя сложившимся исполнительским традициям, народные певцы нередко по своей воле изменяют тексты песен, естественно, оказывая влияние и на мелодику песен. «В условиях колхозных самодеятельных коллективов этот процесс значительно ускоряется. Создание новых народных песен в сельском хоре чаще всего сводится именно к сочинению новых слов и творческому приспособлению к ним традиционных напевов» (Мордовские народные песни. – Саранск, 1969. – С.15). Таким образом, возникли песни: «Ленин – вожденьке» («Ленин – наш вождь») – на основе величальной свадебной песни, «Конституцияньконь колга» («О нашей конституции»), «Серма партияв» («Письмо партии»).
Записывая, расшифровывая и обрабатывая мордовские народные песни, Г.И.Сураев-Королев заинтересовался их гармонической и ладовой стороной. Глубокое изучение этого вопроса способствовало появлению в 1964 году весьма интересной своей новизной, яркостью, содержательностью народно-песенного материала работы «Многоголосие и ладовое строение мордовской народной песни» (МНИИЛЯИЭ, Труды. – Вып. XXVI, серия филологическая. – Саранск, Мордов. кн. изд-во, 1964). Автор считает, что ладовой организацией мордовской народной песни является пентатоника, сформировавшаяся в двух своих разновидностях – минорная и мажорная. А поскольку мордовское пение многоголосно, то именно «многоголосная пентатоника» является главной особенностью творчества мордовского народа.«Стимулом зарождения многоголосия, по мнению Г.Сураева-Королева, явился соответствующий уровень вариантного развития одноголосной песни, напев которой при исполнении последующих куплетов сохраняет свои структурные рамки» (Там же. – С.236). Практически обосновывая возникновение и развитие мордовской многоголосной пентатоники, автор объединяет в одновременном звучании несколько различных вариантов характерных пентатонных звукорядов. Образующиеся по вертикали созвучия часто встречаются в мордовской народной песне и могут быть признаны весьма типичными для нее...На удачно подобранном материале Г.Сураев-Королев показывает, что «в мордовском народном многоголосии сложилась глубоко оригинальная и самобытная система гармонии – структура аккордики и аккордовые последовательности, типы кадансов, формы и логика тонального развития» (Советская музыка. – 1972. – № 1. – С. 145).
<...> С 1957 года Г.Сураев-Королев работает в Саранском музыкальном училище имени Л.П.Кирюкова и является ведущим преподавателем курса сольфеджио. В результате многолетних педагогических раздумий и поисков он создал свою, стройную систему преподавания сольфеджио в музыкальном училище: методическая работа «Систематический курс сольфеджио в 350 уроках».
С 1964 года Г.Сураев-Королев является членом СК СССР и возглавляет Объединение композиторов Мордовии. При его участии в 1966 и 1970 годах проводились в Саранске выездные заседания правления Верхне-Волжского отделения Союза композиторов РСФСР с целью широкого показа творчества композиторов Мордовии.
В марте 1973 года композитору была присуждена Государственная премия Мордовии за произведения: Струнный квартет, Фантазия на мордовскую тему для фортепиано и фантастическая оратория «Последний суд».
Из списка сочинений Г.И. Сураева-Королева
Сочинения для симфонического оркестра
1985 Торжественная увертюра
1985 Торжественное шествие
Музыка к спектаклям драматического и кукольного театров
1960 Приключения охотника Дамая, по пьесе А.Буртынского и П.Юртайкиной
1965 Яблоня у большой дороги, по пьесе А.Куторкина
1969 Как тебя зовут?, по пьесе П.Манчева, М.Грековой
Кантатно-ораториальные сочинения
1972 Последний суд, фантастическая оратория в 6 частях для смешанного хора, оркестра, балета, чтеца и солистов (сл. автора)
Вокально-хореографические сюиты
1966 Сельская улица (сл. П.Гайни, пер. Г.И.Сураева-Королева)
1985 Роман Аксясь (Романова Аксинья), на тему и сюжет одноименной мордовской народной пени в сопровождении квартета народных духовых инструментов нюди
Сочинения для хора a cappella
1965 Где ты, яблоня, взрастала? (сл. А.Куторкина)
1965 Сура лангсо (сл. Н.Эркая)
1986 Од киза (для женского хора, сл. С.Кинякина)
Камерно-инструментальные сочинения
1961 Струнный квартет № 1, в 4-х частях
1986 Струнный квартет № 2 (памяти Л.П.Кирюкова), в 3-х частях
1973 Море. Раздумье. Песня, для скрипки и фортепиано
1959 Фантазия на тему мордовской народной пени «Роман Аксясь», для фортепиано
1965 Мечта, для фортепиано
Камерно-вокальные произведения
1988 Кельгомать моронза, вокальный цикл, в 3-х частях для голоса и фортепиано (сл. Ю.Азрапкина)
1940 К морю, баллада для голоса и фортепиано (сл. А.С.Пушкина)
1963 Говорит Саранск, баллада для голоса и фортепиано (сл. автора)
1993 Азка тяконяй, романс (сл. И.Кудашкина)
1993 Скажи-ка, моя единственная, романс для низкого голоса и фортепиано (сл. И.Кудашкина)
Обработки народных песен
1963 Вирь чиресэ, для хора a cappella
1963 Сур велесь, для хора и фортепиано
1964 Аляняце вешенттянза, для хора a cappella
1971 Вай, оля, оля…, для женского хора
1979 Косо, шенже, удат-аштят? хоровые вариации на тему мордовской народной песни
1979 Кавто церат тикше ледить, для хора и баяна
1993 Висла, для голоса и фортепиано
Песни
1953 Васень няемась, для голоса и фортепиано (сл. автора)
1955 Стирень морот, для голоса и баяна (сл. автора)
1983 Путь отцов, для голоса и фортепиано (сл. А.Эскина)
1983 Скажите, почему алеют розы? для голоса и фортепиано (сл. Л.Талалаевского)
1983 Од, од киза! для голоса и фортепиано (сл. И.Девина)
1983 Лецтнема, для голоса и фортепиано (сл. и напев П.Гайни, авторизованный перевод с эрзянского А.Буртынского, свободная обработка Г.И.Сураева-Королева)
1985 Россиять мархта когдень-бецек, для голоса и фортепиано (сл. С.Кинякина)
1986 Песня свободы, для голоса и фортепиано (сл. Л.Талалаевского)
1988 Рославльская Краснознаменная, для голоса и фортепиано (сл. Н.Александрова и В.Кострикова)
1990 Снеговик, для голоса и фортепиано (сл. Т.Белозерова)
1993 Ну и мезе? для голоса и фортепиано (сл. В.Лобанова)
1993 Марюня, для голоса и фортепиано (сл. Ю.Азрапкина)
1993 Даря баба, для голоса и фортепиано (сл. А.Анисимовой)
1993 Зоренька заречная, дуэт для тенора и меццо-сопрано и двух баянов (сл. П.Черняева)
1993 Песня ранней седины, для солиста и мужского хора (сл. Н.Александрова)
Нотные издания:
1) Мордовские народные песни / сост. Г.И.Сураев-Королев (напевы), Л.С.Кавтаськин (тексты); ред. В.М.Беляева. - М.:Музгиз, 1957.
2) Мордовские народные песни / сост., ред. муз. части, записи и расшифровка песен. вводная статья, комм. и прим. Г.И.Сураева-Королева [др.] - Саранск: Мордов.кн.изд-во, 1969.
3) Школьные годы чудесные. Песни композиторов Мордовии / сост. и муз. ред. Г.И.Сураев-Королев.- Саранск, 1988.
4) С песней по жизни / сост. и муз. ред. Г.И.Сураев-Королев.- Саранск, 1989.
5) Избранные вокальные сочинения / сост. и муз. ред. Н.В.Каледкина. - Саранск, 1992.
6) Струнные квартеты / под общ.ред. Ш.Х.Монасыпова; авт.вст.ст. С.Г.Сураевой-Королевой; ред. С.Г.Сураева-Королева и А.В.Сураева-Королева. - Саранск: Руз.печатник, 2012.
Памяти выдающегося деятеля искусств Мордовии композитора и музыковеда Г.И.Сураева-Королева
(воспоминания волгоградского педагога-музыканта
Литература:
1.Бояркин Н.И. Становление мордовской профессиональной музыки (композитор и фольклор). - Саранск, 1986.
2.Бояркина Л.Б. Хоровая культура Мордовии: фольклор, традиции, современность: энцикл. справ. / под ред. Н.И Бояркина. - Саранск, 2006.
3.Бояркина Л.Б. Мордовская музыкальная энциклопедия / под общ.ред. Н.И.Бояркина. - Саранск, 2011.
4.Мордовия, ХХ век: культурная элита: энцикл. справ.: в 2-х ч. Ч.2 / ред.совет: В.А.Юрченков (пред.) [и др.]. - Саранск, 2013.
5.Народные певцы и композиторы Мордовии: cб. статей / под общ. ред. Я.М.Гиршмана; сост. А.И.Макарова. - Саранск, 1975.
6.Пинясов Г. «Сердца я песней разбужу...» // Судьба моя - Мордовия. - Саранск, 1984.
7.Союз композиторов Республики Мордовия: справочник / авт.-сост. И.А.Галкина. – 3-е изд., испр. и доп. - Саранск, 2007.
8.Сураева-Королева С.Г., Сураева-Королева А.В. Георгий Сураев-Королев. - Саранск: Союз СК, 2012.
9.Трегулова Н.П. Хоровые обработки мордовских песен Г.И.Сураева-Королева // Publishing house Education and Science s.r.o.
10.[дополнить]
Видео: Сураевы-Королевы «Две жизни - Две судьбы» (юбилейный концерт, 2017)