(1885, с.Хозино Нижегородской губ. –
01.01.1958, г. Тверь)
В 1908 г. окончил Нижегородскую духовную семинарию, учился в Петербургской консерватории по классу сольного пения (класс С.И.Габель), одновременно регентскому делу в Духовной академии. Работал певцом в оперной труппе Ф.И.Шаляпина, Эрмитажном театре, в 1914 г. в С.-Петербурге организовал мужской вокальный квартет; 1914-18 гг. служил в Русской армии (участник I-ой мировой войны), 1918-29 гг. – преподаватель литературы и пения в с.Ичалки Лукояновского уезда Нижегородской губернии (ныне Ичалковского района РМ), 1929-32 гг. – преподаватель и руководитель хора Саранского педагогического техникума, одновременно руководитель хора и вокального квартета при Доме работников просвещения, 1932-44 гг. – преподаватель, 1944-46 гг. – директор Саранского музыкально-драматического техникума (впоследствии музыкального училища им. Л.П.Кирюкова).
В историю мордовской культуры Органов вошел как один из крупных деятелей хорового искусства и музыкального образования. Он явился организатором и руководителем мордовских хоровых коллективов, вокальных ансамблей в с.Ичалки, г.Саранске; при его участии были созданы Музыкально-драматическая студия (1930), Музыкально-драматический техникум (1932), вокальная студия при Мордовском театре оперы и балета (1943). Организаторская и музыкально-общественная деятельность Органова отразилась и в его публицистике (Нам нужно искусство национальное по форме, социалистическое по содержанию // Красная Мордовия. 1932. 20 сент.). Органов внес значительный вклад в становление сольно-вокального исполнительства. Являясь талантливым певцом и дирижером, он пропагандировал русскую хоровую классику, мордовские народные песни (преимущественно в аранжировках и обработках), сочинения мордовских композиторов. Среди его учеников – видные деятели мордовской культуры: И.П.Аржадеев, B.C.Киушкин, Т.Я.Ситникова, К.М.Тягушев и др.
На основе опыта своей работы по воспитанию певцов, глубокого знания теории вокального искусства Органов создал методический труд «Певческий голос и методика его постановки» (М.;Л., 1951), явившийся «крупным вкладом в отечественную вокальную педагогику» (Д.Л.Астелунд). «Будучи периферийным вокальным педагогом, Органов по обнаруженной им эрудиции и умению разбираться в научном и методическом материале, стоит не только не ниже основной массы вокальных педагогов центра, но и во многом их превосходит» (из рецензии В.А.Багадурова). В книге, «отвечающей сильно выросшим интересам педагогов-вокалистов к теории пения» (М.Л.Львов), нашли развитие многие теоретические положения ученых 1930-х гг. и более раннего периода (Л.Д.Работнов, А.М.Вербов, Ф.Ф.Заседателев), касающиеся основ физиологии певческого голоса и техники его постановки. В 2-х ее частях, содержащих 7 обширных глав, рассмотрены проблемы голосообразования, фонации, певческого дыхания, методики постановки голоса. Органов предложил принципы «дозвуковой» подготовки голосового аппарата, коррекции тембра голоса («удержание определенной окраски голоса»), работы резонаторных систем в различных регистрах звучания голоса, методик устранения недостатков физиологического характера. Многие идеи Органова нашли разработку у последующих отечественных педагогов-вокалистов.
Литература:
1.Искусство Мордовии: библиогр. справ. / сост.О.В.Пашутина. - Саранск, 1973.
2. Материалы Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея им. И.Д.Воронина.