Мордовия музыкальная
Кирюков Леонтий Петрович

 

(01.07.1895, д.Пичевка Спасского уезда Тамбовской губернии, ныне с. Анаево Зубово-Полянского р-на РМ – 12.05.1965, г. Саранск)

 

Кирюков (мордвин-мокша) родился <…> в неграмотной мордовской крестьянской семье. С детства горячо полюбил мордовскую народную песню. И в этом немалая заслуга его матери – Анны Никитичны Кирюковой, завещавшей сыну любовь к народной музыке и свои необыкновенные песенные богатства. Это одна из тех талантливых народных певиц, чье имя в конце XIX века было широко известно в Тамбовской губернии и по степени популярности могло соперничать с именами мордовских сказительниц Е.П.Кривошеевой и Ф.И.Беззубовой. Обладая исключительной памятью, даром поэтической импровизации, певческим голосом и музыкальностью, она знала множество мордовских песен и прекрасно владела народным искусством плача. <…>

Позднее сам Леонтий Петрович записал от матери много народных напевов и первый изданный этнографический сборник «Мокшэрзянь морот» посвятил ей.

Начальное образование Кирюков получил в Пичевской земской школе, свидетельство об окончании которой подписано знаменитым русским певцом П.А.Хохловым. Первым его учителем был С.Ф.Чигин − очень энергичный, деятельный человек, один из энтузиастов по собиранию и изучению фольклора. Преподаватель сразу обратил внимание на необыкновенную тягу мальчика к музыке, принял его в свой школьный хор, познакомил Кирюкова с нотной грамотой. От Чигина, хранившего в памяти большое количество мордовских народных напевов, будущий композитор впервые услышал песню «Тяпяленга сидя кальхть» («Здесь густой ивняк»), запомнившуюся ему на всю жизнь. Эту мелодию, спустя много лет, он использовал в качестве основной темы II части скрипичного концерта, звучит она и в опере «Нормальня».

Встреча с Евсевьевым, в лице которого он приобрел заботливого наставника, а позднее хорошего друга, имела для Кирюкова большое значение. Именно Евсевьев рекомендовал отправить мальчика в Казань для продолжения образования в Казанскую учительскую инородческую семинарию, где готовили учителей для сельских начальных школ. Кирюков успешно освоил курс семинарских дисциплин, но особый интерес проявил к музыкальным предметам, которые вел Ф.А.Зайцев, − музыкальной грамоте, сольфеджио, технике дирижирования и работе с хором. <…>

Свои первые сочинения Кирюков написал в годы учебы в семинарии. В 1913 г. он сочинил романс «Бесы» на слова А.С.Пушкина. <…> В эти же годы Кирюков делает также первые в своей жизни записи мордовских народных песен. В Центральном государственном архиве Республики Мордовия хранится его тетрадь с пятнадцатью мордовскими народными песнями. В некоторых из них зафиксирован не только словесный текст, но и мелодия, запись которой сделана по цифровой системе.

По окончании Казанской семинарии в 1914 г. Кирюков приехал работать в четырехлетнюю начальную школу в мордовское село Губашево Саратовской губернии. По примеру своего учителя Чигина, Кирюков создал школьный хор, репертуар которого включал русские и мордовские народные песни, а также произведения русских композиторов. <…>

В 1916 г. при Анаевском волостном управлении Кирюков был признан годным к военной службе, окончил четырехмесячную военную школу и в октябре того же года зачислен стрелком в 299-й Дубненский полк, а в декабре был назначен командиром взвода.

После увольнения в запас в 1917 г., возвратившись в родное село, Кирюков в течение девяти лет работал в Анаевской начальной школе сначала учителем, а с 1925 г.− в должности заведующего школой (в 1926-1927 учебном году Анаевская начальная школа была преобразована в семилетку).

Ко дню празднования годовщины революции 1917 г. в Анаеве был подготовлен большой концерт. <…> Для участия в празднике в короткий срок Леонтий Петрович организовал хор односельчан, в который привлек более пятидесяти человек. <…> Хор выступал под аккомпанемент небольшого оркестра (пятнадцать человек), в состав которого входили гитары, мандолины, балалайки, ложки и бубны.

<…> Выступления анаевского самодеятельного хора под руководством Кирюкова положили начало возникновению новой для мордовского искусства художественной традиции - концертно-хоровому исполнительству. Мордовская народная песня, которую раньше можно было услышать только на посиделках, свадьбах, в хороводах, зазвучала со сцены.

Творческая работа Кирюкова с анаевским народным хором сыграла важную роль в дальнейшем определении его жизненного пути. Он твердо решил стать композитором, верил в возможность создания музыкальных произведений на основе мордовского фольклора, продолжал собирать народные песни, запас которых был уже достаточно солидным.

Прежде чем стать профессиональным композитором Кирюкову пришлось преодолеть немало жизненных трудностей и многие годы посвятить неустанной учебе. Сначала он завоевал признание в качестве хормейстера. В 20-х гг.  Кирюков почти ежегодно стажировался на курсах повышения квалификации. <…>

1927 год - Центральные национальные учительские курсы в Москве. Сумма впечатлений складывалась от общения с большим количеством людей, встреч с мордвой разных областей России, встречи с представителями организационно-инспекторского факультета Академии коммунистического воспитания имени Н.К.Крупской. И снова Кирюков создал мордовский хор, который дал несколько концертов. <…>  от участников хора Кирюков записывал народные песни, многие из которых впоследствии вошли в первый фольклорный сборник мордовских народных песен.

1928 год - очередные курсы повышения квалификации в Москве. На этот раз Леонтий Петрович одновременно готовился к поступлению в консерваторию. Будущему композитору была оказана поддержка со стороны первого наркома просвещения А.В.Луначарского и профессора Ф.Ф.Советкина, и осенью 1928 г. Леонтий Петрович стал студентом Московской государственной консерватории. Началась трудная, упорная работа по овладению профессиональными знаниями. Его педагогами были А.В.Александров, В.А.Белый, Н.М.Данилин, М.М.Иванов-Борецкий, И.В.Способин и другие.

<…>

С увлечением Кирюков вспоминал о том, какое количество музыки «поглотил» он в период учебы в Москве. То были оперные спектакли, симфонические концерты и сольные выступления музыкантов-исполнителей. <…> Эти музыкальные впечатления молодых лет остались в памяти на всю жизнь.

Кирюкова не покидала мысль об издании мордовских народных. <…> Для издания подготовленного к печати сборника мордовских народных песен необходимо было получить отзывы авторитетных деятелей музыкального искусства. Среди тех, кто высказал свое мнение о сборнике, был известный певец, профессор Московской консерватории A.Л.Доливо. <…> Для издания были отобраны 65 песен (49 мокшанских и 16 эрзянских), большинство из которых Кирюков записал от своей матери. Это был первый советский сборник мордовских народных песен, и его издание стало важным событием в истории национальной культуры мордовского народа (Кирюков Л.П. Мокшэрзянь морот. - М.: Центриздат, 1929. - 80 с.).

В 1931 г. Кирюков окончил консерваторию, получил аттестат, в котором значится: «Гражданин Кирюков Леонтий Петрович, родившийся в 1895 году, поступив в 1928 году в Государственную консерваторию по дирижерско-хоровой специальности, закончил полный курс в 1931 году... Л.Кирюков, как выполнивший все академические требования по курсу высшего музыкального учебного заведения, считается окончившим Московскую государственную консерваторию с присвоением звания деятеля музыкального искусства. И с правом работать» (ЦГА PM Р-2155, ста. 2, № 75 - Аттестат (копия), датированная 7 февраля 1937 года. Подлинник аттестата не сохранился). Среди академических требований к студентам дирижерско-хоровой специальности было написание дипломной работы. Кирюков представил на суд Государственной экзаменационной комиссии «Обзор материалов по собиранию мордовской народной песни» (Там же, № 87 - Дипломная работа (копия)), получив отличную оценку. Дирижерскую практику проводил в Мордовском клубе. Существовавший в 20-30-х гг. в Марьино-Рощинском районе Москвы, этот хор сыграл важную роль в пропаганде традиционных мордовских песен.

Ко времени приезда Кирюкова в Саранск в 1931 г. в республике была создана мордовская музыкально-драматическая студия, реорганизованная из музыкально-драматической труппы (1930), укомплектованной наиболее способными участниками художественной самодеятельности – представителями народов мокши и эрзи. Перед музыкально-драматической студией была поставлена задача подготовить национальные кадры профессиональных артистов. <…>

Кирюков один из преподавателей студии, а с 15 сентября 1933 г. открывшегося в 1932 г. на базе этой студии музыкально-драматического техникума (с 1937 г. музыкально-драматическое училище, с 1944 - музыкальное училище), старейшего государственного учебного заведения в республике. Он был преподавателем теоретических дисциплин: сольфеджио, теории музыки, гармонии, а с середины тридцатых годов заведующим отделом народных инструментов. Леонтий Петрович проработал в училище до 1956 г.

Ему и его коллегам по работе принадлежит большая заслуга в подготовке профессиональных музыкальных кадров республики. <…>

В 1931 г. в Саранске Кирюков организовал хор. <…> В репертуар хора включались мордовские народные песни «Вай иля пува» («Ой, не дуй»), «Вай, верьга, верьга» («Ой, высоко, высоко»), «Тейтерем паро» («Девушка-красавица»), «Вирь чиресэ» («На опушке леса») и русские песни «Ночевала тучка», «Соловушка» П.Чайковского.

Через два года Кирюков возглавил созданный по его инициативе этнографический хор при Мордовском республиканском радиокомитете. Просуществовавший около восьми лет хор сыграл большую роль в пропаганде замечательных образцов народного творчества мордовских напевов, был неоднократно премирован. <…>

С 1933 по 1935 гг. Кирюков, являясь сотрудником Мордовского научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров МАССР, принимал участие в фольклорных экспедициях. В целях углубления знаний по теоретическим дисциплинам с 1934 по 1939 гг. Кирюков проходил краткосрочные курсы (один месяц в году лекции и семинары) повышения квалификации музыкантов-педагогов, организованные при Государственном институте повышения квалификации музыкантов в Москве.

Тридцатые годы отмечены первыми публикациями оригинальных сочинений Кирюкова: сборник песен для детей «Октябрянь цятконят» («Октябрьские огоньки») и песня «Колхозные частушки» (Кирюков Л.П. Октябрянь цятконят. Саранск ош, 1932; Кирюков Л.П. Колхозные частушки. Серия «Хоровая библиотека народов СССР». М.: Музгиз, 1934. 4 с.).

В 1935 году Государственное музыкальное издательство выпустило этнографический сборник Кирюкова «Мокша-мордовские песни» под редакцией В.М.Беляева. Песни даны с переводом на русский язык и систематизированы по жанрам.

В 1937 г. в Саранске открылся Государственный театр оперы и балета МАССР. <…> В годы Великой Отечественной войны Государственный театр оперы и балета МАССР был объединен с Мордовским национальным театром (драмы) в Мордовский музыкально-драматический театр, а музыкально-драматическое училище закрыто. Многие педагоги и студенты были призваны в действующую армию. Кирюков по состоянию здоровья в армию мобилизован не был. В военные годы он работал в Мордовском ансамбле песни и танца, музыкально-драматическом театре в качестве композитора, позднее заведующего литературно-музыкальной частью (1944), также в Саранской неполно-средней школе № 6 преподавателем пения, в ДМШ № 1. В театре Кирюков проработал до 1948 г., одновременно являясь преподавателем теоретических дисциплин во вновь открывшемся после войны (1944) Саранском музыкальном училище.

Работа в театре, общение с артистами, режиссерами дало возможность Кирюкову близко познакомиться с театральным искусством. <...> Кирюков написал музыку к ряду театральных спектаклей, среди которых следует выделить произведения мордовских драматургов «Литова» (1943) и «Минек славанок» («Наша слава», 1947) П.С.Кириллова, «Норовава» («Мать плодородия», 1944) В.М.Коломасова, «Мордовская свадьба» (1946) М.А.Бебана.

Особое место в истории развития профессионального музыкального искусства Мордовии принадлежит «Литове». Это сочинение стало этапным на пути создания мордовской оперы, настолько велико оказалось в ней значение музыки, тесно связанное с драматургическим замыслом пьесы. Такой путь рождения оперы был характерен для многих национальных культур Поволжья. <…>

Еще в период учебы в консерватории, часто беседуя и делясь своими планами о будущей музыкальной работе с преподавателем по гармонии В.А.Белым, Кирюков открыл ему свою мечту написать мордовскую оперу. <…>

12 августа 1944 г. - день рождения первой мордовской оперы. Подобно «Литове», сюжетной основой оперы «Несмеян и Ламзурь» послужил драматический эпизод из истории родного края.

Опера «Несмеян и Ламзурь» была в числе произведений, выдвинутых в 1945 г. на Всероссийский смотр театральных спектаклей. Однако такого успеха, как «Литова», она не имела.

Спустя три года (17 мая 1947 г.) состоялась вторая постановка оперы «Несмеян и Ламзурь». <…> Непреходящее историческое значение оперы состоит в том, что она является первым образцом национального оперного жанра, в котором нашли свое художественное претворение мордовский национальный мелос и тематика.

В 1940 г. произошло важное событие в жизни Кирюкова. Постановлением оргкомитета Союза композиторов СССР от 25 октября 1940 г. он был принят в члены музыковедческой секции Союза композиторов как фольклорист (Членский билет № 841, после обмена № 1264. ЦГА PM Р-2155, оп.2, № 77).

В сороковых годах Кирюков продолжает начатую ранее работу по собиранию мордовских народных песен. Делая обработки некоторых из них для сольного и хорового исполнения, он придавал им характер законченной художественной миниатюры, открывая тем самым ей путь к концертной эстраде. В 1949 г. Мордовское государственное книжное издательство выпустило фольклорный сборник Кирюкова «Мокшэрзянь народной морот» («Мокшанские и эрзянские народные песни»). Некоторые из опубликованных песен позже вошли в сборник 1957 г. Г.И.Сураева-Королева и Л.С.Кавтаськина (Мордовские народные песни / сост. Л.С.Кавтаськин (тексты), Г.И.Сураев-Королев (напевы) / под ред.В.М.Беляева. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1957. 164 с.).

В пятидесятых годах жанровый диапазон творчества Л.П.Кирюкова постепенно расширяется. По-прежнему большое место занимают оригинальные песни, хоры. Обращаясь к песне одному из самых демократичных жанров музыкального искусства, композитор имел возможность отобразить различные стороны жизни, быстро откликнуться на волнующие события современности. Среди поэтов, на слова которых Кирюков пишет песни, Ф.Атянин, М.Бебан, П.Гайни, А.Мартынов, И.Пиняев, С.Пронин, С.Самошкин, И.Чумаков, Д.Учаев, Н.Эркай. В то же время ярко обозначился интерес к жанрам кантаты, оратории, увертюры, чаще всего написанным по поводу какого-либо важного политического события или в честь юбилейной даты: кантата «30-летие Октября» (1947), «Торжественная кантата, посвященная 30-летию Ленинского комсомола» (1948), «Торжественная ода в честь 20-летия Мордовии» (1950), «Ода Пушкину» (1948) к 150-летию со дня рождения поэта, «Торжественная увертюра, посвященная XXI съезду КПСС» (1965).

В начале пятидесятых годов Кирюков обратился к жанру инструментального концерта и фортепианной миниатюры. Скрипичный концерт был задуман в 1952 г., но отсутствие непосредственной связи с исполнителем, резкие критические замечания, высказанные на художественном совете в адрес первой части концерта, отрицательно повлияли на дальнейшую работу композитора над этим произведением. Лишь после семилетнего перерыва Кирюков возвратился к концерту и закончил его в 1959 г. Завершение работы над концертом совпало с большим национальным праздником Мордовии. 9 января 1960 г. на торжественном концерте для участников юбилейной сессии Верховного Совета МАССР, посвященной 30-летию республики, впервые прозвучала первая часть концерта, а 20 января в зале Саранского музыкального училища концерт был исполнен полностью. Первым и единственным его исполнителем был лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей М.Э.Гольдштейн (партию фортепиано исполнила заслуженный учитель школы МАССР Л.З.Зайчикова). <…>

Одиннадцать фортепианных миниатюр, написанные в 1959 г., представляют собой своеобразную «звуковую картину» характерных образов, настроений, ярко контрастирующих между собой и отмеченных чертами сюитности.

1 октября 1956 г. Кирюков по состоянию здоровья ушел с педагогической работы в музыкальном училище, но творческих замыслов не оставил, всегда был тесно связан с культурной жизнью республики. В конкурсе на лучшую фестивальную песню навстречу VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве республиканский оргкомитет по его подготовке и проведению присудил Кирюкову первую премию за песню «Мирэнь вальс» («Вальс мира», сл. А.Мартынова).

В 1955 г. Кирюков возглавил созданное в Саранске при Доме народного творчества Объединение композиторов Мордовии и руководил им до 1965 г. В состав объединения вошло более двадцати композиторов, в том числе самодеятельных, представлявших города и районы Мордовии. Но самодеятельная организация не могла заменить профессиональный творческий Союз. Позже композиторы и музыковеды Мордовии влились в состав Верхне-Волжской композиторской организации.

На страницах газеты «Советская Мордовия» появляются его статьи, затрагивающие различные стороны музыкальной жизни республики. Кирюкова волнуют проблемы композиторского мастерства, профессионального уровня музыкального исполнительства республики, прежде всего музыкального театра; ряд статей посвящен самодеятельному творчеству трудящихся, музыкально-эстетическому воспитанию молодежи.

В 1959 г. в Мордовском книжном издательстве вышел сборник «Песни Мордовии» (составитель Л.П.Кирюков, музыкальный редактор - А.С.Ключарев). В сборник вошли «народные песни в записи и обработке композиторов, живущих и работающих в Мордовии, сочинения для сольного и хорового исполнения». <…>

Кирюков принимал участие в работе Теоретической конференции композиторов и музыковедов Поволжья, Урала и Сибири (Казань, 27 января - 7 февраля, 1958 г.), III Всесоюзного съезда композиторов СССР (Москва, 1962 г.). Выступая на конференции с докладом «О мордовской музыкальной культуре» Кирюков говорил: «В целях поднятия музыкальной культуры в МАССР можно рекомендовать следующие мероприятия: 1.Организовать в музыкальном училище теоретико-композиторское отделение для подготовки кадров композиторов и теоретиков; 2.Организовать Союз композиторов; 3.Восстановить национальный хор радиокомитета, который будет способствовать пропаганде мордовской национальной песни и хоров, написанных мордовскими композиторами; 4.Форсировать издание лучших произведений; 5.Организовать при одной из консерваторий мордовскую студию для подготовки квалифицированных исполнителей; 6.Направить молодых композиторов на учебу в консерваторию или краткосрочные курсы; 7.Установить более тесный контакт композиторов МАССР с Союзом композиторов СССР» (ЦГА РМ Р-2155, оп. 2, № 99, л.10). <…>

Многие из обозначенных Кирюковым предложений были со временем претворены в жизнь. В 1960 г. в Саранском музыкальном училище было открыто теоретическое отделение; в 1982 г. был создан Союз композиторов Мордовии; при Саратовской консерватории организована мордовская вокальная студия. В подготовке профессиональных композиторских кадров большую помощь оказывают Казанская и Нижегородская консерватории, издаются произведения композиторов Мордовии, многие творческие проекты осуществляются совместно с Союзом композиторов России.

<…>

Кирюков принимал участие в работе научных сессий, посвященных 30-летию НИИЯЛИЭ (11-12 декабря, 1962) и 100-летию со дня рождения выдающегося мордовского ученого и просветителя М.Е.Евсевьева (31 января, 1964), IV съезда писателей Мордовской республики (5 апреля, 1963), участвовал в торжественном вечере, посвященном 25-летию Мордовского государственного ансамбля песни и танца (8 декабря, 1964).

Последним крупным сочинением Кирюкова стала опера «Нормальня» (1961, либретто М.А.Бебана), премьера которой состоялась в Мордовском музыкально-драматическом театре 19 мая 1962 г. <…> В отличие от оперы «Несмеян и Ламзурь», написанной на эрзянском языке, «Нормальня» - первая мокшанская опера.

Кирюков скончался 12 мая 1965 г. На фасаде дома № 5 по улице Васенко висит мемориальная доска: «Здесь жил и работал Л.П.Кирюков». Постановлением Совета министров РСФСР от 18 апреля 1966 года № 350 Саранскому музыкальному училищу было присвоено имя Л.П.Кирюкова. <…>

В сентябре 1971 г. в селе Анаеве на родине композитора был открыт Дом-музей Кирюкова.

А.И.Буянова (Макарова)
Леонтий Петрович Кирюков (1895–1965): Очерк жизни и творчества. Материалы. Воспоминания / авт.-сост. А.И.Буянова, И.А. Галкина; под общ. ред. И.А.Галкиной. – Саранск, 2005. – С. 3-40.

  

Сочинения Л.П.Кирюкова 

Оперы: «Несмеян и Ламзурь» (1944; либретто А.Куторкина); «Нормальня» (1962; либретто М.Бебана).

Музыка к драматическим спектаклям: «Прокопыч» (1940; В.Коломасов); музыкальная драма «Литова» (1943; по одноименной драме П.Кириллова); «Норовава» («Мать плодородия») (1944; В.Коломасов); «Три мушкетера» (1944; А.Дюма); «Маскарад» (1946; М.Лермонтов); «Мордовская свадьба» (1946; М.Бебан); «Минек славанок» («Наша слава») (1946; П.Кириллов).

Музыка к спектаклям театра кукол: «Кот в сапогах» (1946; Ш.Перро); «Конек-горбунок» (1946; П.Ершов); «Дюймовочка» (1947; Г.Андерсен); «Арника» (1956, Ф.Атянин).

Вокально-инструментальные сочинения: Кантата «30-летие Октября» (1948; сл. П.Гайни); Торжественная кантата, посвященная 30-летию Ленинского комсомола (1948; сл. С.Пронина, Н.Шибакова); Ода, посвященная 20-летию Мордовской республики (1949; сл. А.Куторкина); Кантата «Молодая гвардия», посвященная XXI годовщине Октября (1949); Ода Пушкину (к 150-летию со дня рождения) (1949; сл. П.Гайни); Хоровая сюита «Колхозная свадьба» (1950; сл. М.Бебана); Торжественная кантата «Мордовия» (1950; сл. Ф.Атянина); Кантата о Москве (1950; сл. Ф.Беззубовой).

Вокально-хоровые сочинения: Адядо ялгат (Пойдем, друзья) (сл. народные); Бригадир (сл. Ф.Атянина); Вай, мес палы мяштец цёрать (Ой, почему пылает грудь парня) (сл. Ф.Атянина); Васянь Варась (Васина Варвара) (сл. И.Чумакова); Весенний разговор (сл. С.Власова); Гармония вельде. Сиде мороняц (Колхозные частушки) (сл. Н.Шестова); Герой цёра-богатырь (Герой парень-богатырь) (сл. И.Чумакова); Зоря валдо (Зоря светлая) (сл. Ф.Беззубовой); Илядень мора (Вечерняя песня) (сл. Ф.Атянина); Кавто чить (Без солнца) (сл. Абрамова); Кельгома стирня (Любимая девушка) (сл. И.Чумакова); Кизонда лугаса (Летом на лугу) (сл. Н.Чегодайкина); Кизонь шобдава (Летнее утро) (сл. И.Чумакова); Ковов венесь (Лунная ноченька) (сл. М.Лукьянова); Колхозница Манюша (сл. П.Гайни); Ленинская (сл. С.Пронина); Ленинскяй законць (Ленинский закон) (сл. Ф.Атянина); Ленинэнь мавзолейсэ (В мавзолее Ленина) (сл. П.Гайни); Листь,тейтернем мазыйнем! (Выйди, девушка красивая. Серенада (сл. Н.Эркая); Миронь знамя (Знамя мира) (сл. Ф.Атянина); Мирэнть кис (За мир) (сл. А.Мартынова); Мирэнь вальс (Вальс мира) (сл. А.Мартынова); Мой милый друг. Романс (сл. неизв. автора); Мокша-эрзянь мастор (Мордовская земля) (сл. Ф.Атянина); Мон пионеран (Я пионер) (сл. В.Виард); Монь вечкемам (Моя любимая) (сл. Д.Куляскина); Морясо (На море) (сл. Н.Эркая); Над Сурой-рекой (сл.Н.Илюхина); Не бывать войне-пожару (сл. А.Жарова); «Никифоронь Алдась» Кштима (сл. С.Самошкина); Панчфонь мельге (После цветения!) (сл. П.Макулова); Поднимайся (сл. Ф.Атянина); Путынь, путынь умаринат (Посадил я яблони) (сл. Д.Куляскина); Пышно льется светлый Терек. Романс (сл. А.Полежаева); Рана паксяв (Рано в поле) (сл. С.Самошкина); Расцветай, Мордовия моя! (сл. С.Пронина); Слава партиянтень (Слава партии) (сл. П.Гайни); Слава тынек (Слава вам) (сл. И.Кривошеева); Славасынек од эрямонть (Прославим новую жизнь (сл. И.Кривошеева); Тень любимой (сл. Ф.Атянина); Тундань илядь (Весенний вечер) (сл. И.Чумакова); Ты не пой, соловушка. Романс-песня (сл. Н.Эркая); Тютю-балю (Колыбельная) (сл. Ф.Атянина); Урожай (сл. Я.Пинясова); Учат ли монь? (Ждешь ли меня?) (сл. С.Вечканова); Учи Наста (Ждет Настя) (сл. К.Абрамова); Учома (Ожидание) (сл. Н.Эркая); Цветяк, монь мастором (Цвети, моя страна) (сл. Д.Учаева); Цёрась васедема уи (Парень плывет на свидание) (сл. И.Чумакова); Чапай (сл. В.Атянина); Чачома край (Родимый край) (сл. П.Гайни); Чиньжарамо (Подсолнух) (сл. Н.Эркая); Шачем крайняй (Родимый край) (сл. М.Бебана); Эскадрон (сл. Н.Эркая); Яксень паксяв (Ходила в поле) (сл. М.Бебана).

Обработки народных песен:  Вай, луга (Ой, луга); Вирь чересэ (На опушке леса); Луганяса келунясь (На лугу березка); Мазы Аннушка (Красавица Аннушка); Мора Зоянь колга (Песня о Зое); Пиже садсо (В зеленом саду); Самсон леляй (Брат Самсон); Умарина (Яблоня); Якань, якань, ялганякай (Вышла, вышла я, подружка).

Инструментальная музыка: Праздничная увертюра (1956); Концерт для скрипки и фортепиано (1959); Одиннадцать фортепианных миниатюр (1959); Позывные радиостанции «Саранск» (1960); Колхознай кштема (Колхозная пляска) (1964); Мордовский танец; Мордовский танец; Мордовский танец; Мордовский танец; Величальная; Мордовский танец.

Нотные сборники: 

Кирюков Л.П. Мокшэрзянь морот. - М.: Центриздат, 1929. - 80 с.

Кирюков Л.П. Мокша-мордовские песни: Этнографический сборник. - М., 1935.- 27 с. 

Кирюков Л.П. Мокшэрзянь народной морот. - Саранск: Мордов.кн.изд-во, 1948.- 82 с.

Песни Мордовии / сост. Л.П.Кирюков; муз. ред. А.Ключарев. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1959. - 168 с.

Кирюков Л.П. Хоровые произведения / сост. Е.А. Курышев, А.Ф.Кирюкова. - Саранск::Мордов.кн.изд-во 1971. - 140 с.

Кирюков Л.П. Литова. Клавир / муз.ред. Г.И.Сураева-Королева. - Саранск: Мордов.кн.изд-во. - 176 с.

Кирюков Л.П. Одиннадцать фортепианных миниатюр / ред.-сост. и авт. вступ.ст. С.Сураева-Королева. - Саранск, 2003. - 36 с.

 

 Литература:

1.Бояркин Н.И. Становление мордовской профессиональной музыки / ред. М.Н.Нигмедзянов. - Саранск, 1986.

2.Бояркина Л.Б. Мордовская музыкальная энциклопедия / под общ. ред. Н.И.Бояркина. - Саранск, 2011.

3.Бояркина Л.Б. Хоровая культура Мордовии: фольклор, традиции, современность: энцикл. справ. / под ред. Н.И.Бояркина. - Саранск, 2006.

4.История Мордовии в лицах: Биогр. сб. / сост. В.С.Лунин; редколл.: П.Д.Грузнов (отв. ред.) и др. Вып. I. - Саранск, 1994.

5.Макарова А.И. Л.П. Кирюков // Народные певцы и композиторы Мордовии / сост. А.И.Макарова; под общ. ред. Я.М.Гиршмана. - Саранск, 1975.

6.Макарова А.И. Основатель национальной школы // Советская музыка. - 1983. - №1. - С.68-70.

7. Молоствова И.Е. Музыкальная культура и образование Мордовии: интерпретационное осмысление музыки для фортепиано: учеб.пособие. - Саранск, 2019. - С.51-70.

8. Сураев-Королев Г.И. Л.П.Кирюков // Музыкальная жизнь. - 1965. - № 14. - С.35.

9. Сураева-Королева С.Г. Приглашение к Кирюкову. - Саранск, 2010.

10.Шибаков Н.И. Композитор Леонтий Петрович Кирюков. – Саранск, 1968.

11.[добавить]

 

 

 

Наверх