(13.12.1913, г. Киев – погиб в октябре 1941г. в дер. Уварово Смоленской обл.)
Член Союза композиторов СССР.
Окончил музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных (1932), Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского (1936), аспирантуру (1941). В 1939 – 40 гг. – преподаватель Саранского музыкально-драматического техникума (ныне Саранское музыкальное училище им. Л.П.Кирюкова).
Мордовские страницы в творчестве М.И.Душского
«Нужно помнить о тех людях, которые составили
славу Отечеству и дарили надежду на лучшее 6удущее»
В.М.Душский
<<...>>
Впервые о М.И.Душском я услышала от своего преподавателя по полифонии Г.И.Литинского, будучи студенткой теоретико-композиторского факультета Казанской государственной консерватории (академии). Узнав, что я родом из Мордовии, Генрих Ильич заметил: «Там, в конце 30-х годов, работал мой ученик − композитор Михаил Ильич Душский». Прошли годы, прежде чем я всерьез заинтересовалась личностью и творчеством этого музыканта...
В первые десятилетия после революционных событий 1917 года в общественно-политической и культурной жизни Мордовии происходили процессы, во многом общие с другими республиками Поволжского региона, бывшими «национальными провинциями России». В 1934 году Мордовская автономная область преобразуется в Мордовскую автономную советскую социалистическую республику (МАССР). Поступательное развитие художественной культуры отмечено рядом положительных моментов и прежде всего созданием ее инфраструктуры: открытие целого ряда организаций, учреждений культуры, возникновение художественных коллективов.
<<...>> Весной 1939 года в Республиканском театре драмы была поставлена первая мордовская пьеса «Литова» П.С.Кириллова с музыкой московского композитора М.И.Душского.
В отличие от мордовского музыкального фольклора с его богатейшими традициями в республике не было профессионального музыкального творчества. На начальном этапе в решении этой культурной проблемы свое содействие − как и в других республиках Советского Союза − оказывали многие известные музыканты Москвы и Ленинграда. М.И.Душский был одним из них. Начиная с 1936 года, в Мордовии он бывал неоднократно, а с 13 мая 1938 года по 1 июля 1939 года работал в Саранском музыкально-драматическом училище преподавателем теоретических дисциплин.
К моменту начала работы Душского в сфере мордовской музыки в творческом багаже молодого композитора было уже достаточное количество произведений в самых различных жанрах. Среди них: симфония «Памяти моего отца», драматическая симфония «Ветер с Украины» для хора, солистов и симфонического оркестра. Соната для фортепиано, Соната для скрипки и фортепиано, Струнный квартет, вокальные произведения на стихи И.Сельвинского, с которым Душского связывала большая творческая и личная дружба, также Р.Бернса, А.Блока, С.Парнок, В.Брюсова.
Михаил Ильич Душский родился в Киеве в 1913 году. <<...>>
Отец Душского окончил Киевский политехнический институт, стал крупным специалистом в своей области, владел несколькими языками. Мать − воспитанница Киевских высших женских курсов, историк по специальности, хорошо играла на скрипке, знала языки.
Музыкальные способности Миши проявились и привлекли к себе внимание родных довольно рано. Авторы всех очерков, писавших о Михаиле Душском, непременно упоминают о первом посещении Мишей оперного театра. Как зачарованный он слушал музыку и наблюдал за ходом развития сценического действия в опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Дома, к удивлению окружающих, безошибочно воспроизвел на рояле особенно запомнившиеся ему оперные мелодии. Появились учителя музыки и занятия этим видом искусства приобрели системный характер. Тогда же появились и первые сочинения маленького Миши.
В 1929 году Душский поступил в Московский музыкальный техникум имени Гнесиных в класс сочинения Г.И.Литинского. Работоспособность и целеустремленность – неотъемлемые черты характера Михаила Ильича…
В 1933 году осуществилась заветная мечта Михаила. Он поступил в Московскую консерваторию. Как и в техникуме, он будет продолжать спою учебу по композиции в классе Г.И.Литинского. <<...>> Он был ярким и прилежным студентом. На всю жизнь запомнились и нашли подробное описание в дневнике встречи с корифеями советского музыкального искусства Н.Я.Мясковским, С.С.Прокофьевым. «Сегодня третий раз был у Прокофьева... я сыграл свою Сонату C-dur» (*Лившиц А. Жизнь за Родину свою: очерки о композиторах и музыковедах, погибших в Великую Отечественную войну. М., 1964. − С.54). Далее подробное описание всех замечаний маститого композитора... М.Душский свободно владел фортепиано. Как пианист, он в консерватории совершенствовал свое мастерство в классе Г.Г.Нейгауза.
1936 − год блестящего окончания консерватории. С этого времени он аспирант и молодой педагог-ассистент на кафедре инструментовки Московской консерватории, которой руководил С.Н.Василенко.
Летом 1936 года Комитет по делам искусства при Совнаркоме СССР командирует в Мордовию по линии московского Союза советских композиторов, с целью собирания и записи мордовского песенного фольклора, творческую бригаду композиторов − М.И.Душского, Д.М.Мелких, Б.М.Трошина. В составе бригады были также певцы И.М.Яушев и Т.Н. Яушева. В жизни М.Душского это была не первая командировка подобного рода. Еще в студенческие годы он участвовал в экспедиции по записи северо-осетинских народных песен. Он вернется в Осетию, только позже, после Мордовии.
Желание посетить Мордовию у Михаила Ильича не было случайным, и он с радостью воспользовался представившейся возможностью побывать в этом песенном крае − родине Иллариона Яушева, своего соученика по Московской консерватории, в дальнейшем выдающейся личности в истории мордовской музыкальной культуры. В его исполнении он много раз слышал мордовские народные песни.
<<...>>
Музыкально-фольклорная экспедиция 1936 года побывала в шести районах Мордовии − Собаевском, Кочкуровском, Наймановском, Рыбкинском, Краснослободском и Ельниковском. «Композиторы прослушали 250 певцов и записали 200 мокша-эрзянских песен, чрезвычайно интересных по колориту и ладовому строению...» (*Лившиц А. Жизнь за Родину свою: очерки о композиторах и музыковедах, погибших в Великую Отечественную войну. М., 1964. − С. 52).
1936 год в жизни Михаила Душского стал началом важного этапа в его творческой биографии. «Моя работа над мордовской музыкой началась летом 1936 года, когда я в составе бригады московского Союза советских композиторов <...> работал по сбору и записи в районах Мордовии народного музыкального фольклора. Впоследствии мне довелось записывать мордовские песни на олимпиадах художественной самодеятельности в Саранске. Знакомство с мордовской народной песней явилось моим первым опытом глубокого изучения народной музыки и оставило неизгладимый след на всей моей последующей работе» (*Душский М. Как я работал над мордовской музыкой // Красная Мордовия.–1939.–15 июня). (*Заметим, что традиционное музыкальное творчество мордовского народа «оставило след» в творчестве других композиторов – участников фольклорной, экспедиции 1936 года. В 1939 году государственное музыкальное издательство выпустило сборник Д.Мелких «Мордовские песни» для смешанного хора (а cappellа) Это обработки мордовских народных песен, взятых из этнографического сборника Л.Кирюкова «Мокшэрзянь мoрот» («Мокшаэрзянские песни» 1929), мордовского этнографического сборника А.Шахматова 1910 года. Одна из песен «Молодой парень» сообщена композитору И.Яушевым. Б.Трошин совместно с М.Душским написал «Мордовскую сюиту» для симфонического оркестра в десяти частях и две картины первого акта национальной оперы «Охотник Бажут» (не окончена).
Период с 1936 по 1939 год оказался весьма плодотворным в творческом отношении. «Первой моей работой по мордовской музыке явилась “Мордовская сюита” для симфонического оркестра. Лирическая по характеру, она написана на основе народных песен и плясок; в нее вошли до 20 народных мелодий, причем некоторые из них использованы, как это часто бывает в инструментальной музыке, лишь частично и трансформированы соответственно характеру данного эпизода» (*Душский М. Как я работал над мордовской музыкой). Первоначально работа над произведением (1936-1937) проходила вместе с Б.Трошиным, тесная дружба с которым завязалась со времени совместного участия в фольклорной экспедиции. Сюита стала первым опытом их совместной творческой работы. Сюита прозвучала в Москве в летнем симфоническом сезоне… В газете «Советское искусство» читаем: «Очень отрадное впечатление в концерте 9 июля под управлением дирижера В.Смирнова произвела “Мордовская сюита” молодых московских композиторов Михаила Душского и Бориса Трошина, написанная ими на материале народных песен Мордовии. Сюита Душского и Трошина − лишь начало их большой работы над созданием крупных произведений, отражающих музыкальное искусство Советской Мордовии» (*Кузнецов К. На симфонических концертах в Сокольниках // Советское искусство. − 1937. − Июль).
В 1938-1939 годах Михаил Душский делает новую редакцию сюиты, сокращает количество частей. «Мордовская сюита» была включена в программу Первого концерта мордовской национальной музыки (12 июня 1939 года, г. Саранск) и исполнена симфоническим оркестром республиканского оперного театра под управлением Л.С.Мандрыкина. В 1966 году издательство «Музыка» публикует партитуру «Мордовской сюиты» М.Душского с посвящением жене композитора (*Душский М. Мордовская сюита. Партитура. М. Музыка, 1966. − 90 с.). В 1979 году «Мордовская сюита» прозвучала в эфире мордовского радио в исполнении симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения под управлением Б.Демченко.
В «Мордовской сюите» «в центре внимания композитора музыкальный быт мордовского села, который он показал в виде своеобразных народно-бытовых сцен, как бы выхваченных из повседневной жизни» (*Бояркин Н. Становление мордовской профессиональной музыки. Саранск. Мордовское книжное издательство, 1986. − С. 102). Семь частей сюиты в строгом соответствии с закономерностями жанра расположены по принципу образно-тематического и темпового контраста. Быстрых частей пять, медленных три. Зеркальная симметрия в их темповом последовании придает форме стройность и структурную завершенность…
Следующей творческой работой М.Душского была «Песенно-танцевальная сюита» для оркестра, хора и танцоров, которую он «рассматривал как шаг на пути к национальной опере. В ней есть уже элементы оперных форм - развернутые хоровые эпизоды, игровые моменты. Сюита состоит из популярных в Мордовии песен - «Косо, косо да Утяша?» («Где, где Утяша?»), «Вирь чиресэ» («На опушке леса»), «Самсон леляй» («Дядя Самсон»), «Вай верьга, верьга» («Вай, высоко, высоко летят утки») и двух плясок. Моей задачей было дать этим всем любимым песням яркий симфонический наряд и свободную хоровую разработку» (*Душский М. Как я работал над мордовской музыкой).
В 1938 году М.Душский завершает работу над сочинением для баса и симфонического оркестра «Песни Мордовии». Оно состоит из двух частей - «Весенняя песня» и «Баллада о кунице». На партитуре нет посвящения, но это произведение написано было для конкретного исполнителя - Иллариона Максимовича Яушева.
Среди черновых записей М.Душского находим неприуроченную традиционную лирического характера мордовскую песню «Тундонь моро» («Весенняя песня») с пометкой, что она записана В.А.Багадуровым (*(1878−1954), музыковед, певец, композитор, педагог, доктор искусствоведения) от И.М.Яушева, в репертуаре которого она была и часто с успехом им исполнялась. Цитируемая без каких-либо изменений, за исключением темпа (Andante вместо Lento), она стала тематической основой первой части вокально-симфонического цикла «Песни Мордовии».
<<...>>
В списке вокальных произведений, написанных в Мордовии, значатся восемь наименований. Из них на сегодняшний день сохранились немногие. Среди авторов текстов поэт-демократ А.И.Полежаев, мордовская сказительница Ф.И.Беззубова (*(1880−1966), народная сказительница, песенница), поэты Игошев, Н.Гусев, Грачев, П.Гайни (*псевд.; наст фам. Поздяев; 1910−1968), поэт, переводчик). Два романса - «Отчаяние» и «Идиллия» - поэта трагической судьбы А.И.Полежаева были написаны, вероятно, в связи со столетней годовщиной со дня его смерти (1804-1838).
<<...>>
«Освоившись с особенностями мордовского языка, я начал писать самостоятельные произведения на мордовские тексты, в которых музыка <...> имела лишь общий колорит мордовского национального искусства. Такова прежде всего «Песня о Сталине», написанная для хора и оркестра на народный текст, записанная в селе Семилей Кочкуровского района <...> На текст сказительницы-орденоносца Ф.Беззубовой я написал дуэт для двух альтов- «Песнь о XVIII съезде партии». Эту песню, исходя из текста, я старался сделать близкой народным героическим былинам» (*Душский М. Как я работал над мордовской музыкой)…
Из произведений инструментальной музыки Душским в Мордовии были написаны «Мордовские пляски» для двух скрипок, изданные в 1960 году под редакцией Л.Фейгина. Это большой вариационный цикл с равноправным участием обеих скрипок, инструментальные партии которых отличаются значительной технической сложностью.
Не осталась без внимания М.Душского и сценическая музыка. Из музыкальных номеров, написанных для трех спектаклей («Генеральный консул» братьев Тур и Льва Шейнина, «Литова» П.С.Кириллова н «Прокопыч» В.М.Коломасова) республиканского театра драмы, сохранились лишь отдельные черновые наброски из музыкального оформлении комедии «Прокопыч».
Событием в культурной жизни Мордовии явилась постановка первого национального спектакля «Литова» П.Кириллова. Его премьера состоялась 29 марта 1939 года с участием заслуженного артиста МАССР И.М.Яушева в роли воеводы Арчилова (*Горячее участие в создании спектакля «Литова» приняли МНИИЯЛИиЭ, Центральный краеведческий музей, народная сказительница Ф.И.Беззубова, заслуженный деятель искусств МАССР, художник Ф.В.Сычков)…
На титульном листе программы спектакля значилось: «Литова. Историческая легенда в пяти актах на эрзянском языке. Постановка и режиссура главного режиссера В.В.Сычева. Музыка композитора М.И.Душского». М. Душский написал к спектаклю 22 музыкальных номера, в том числе увертюру, открывающую драматическое действие. Увертюра звучала и в большом праздничном концерте Мордовской национальной музыки песни и танца под управлением Л.С.Мандрыкина 12 нюня 1939 года. Приходится только сожалеть, что музыка к спектаклю не сохранилась.
Вслед за «Литовой» театр готовит к постановке второй национальный спектакль – комедию В.М.Коломасова «Прокопыч»…Среди сохранившихся черновиков М.Душского к «Прокопычу» – «Частушки», «Песня Лизы», «Дуэт Фили и Гришуни», «Песня Фили», «Песня Кузи», «Финальная пляска». Основой музыкального материала являются различные мордовские песни, подчас легко узнаваемые, но интонационно трансформированные. Финальная пляска строится на широко распространенном в быту мордвы народном танце «Кштема». Спектакль был поставлен уже после отъезда Душского из Мордовии с музыкой другого автора Л.П.Кирюкова (1940).
Среди неосуществленных творческих замыслов Душского опера «Охотник Бажут» (либретто А.Глобы), которая должна была стать продуктом совместного творчества с композитором Б.Трошиным. «Музыку мы делаем коллективно, что является одним из первых опытов сотрудничества композиторов. Разработка образов, подбор музыкального материала и его развитие, оркестровка - все это подвергается совместному и всестороннему обсуждению (*Душский М., Трошин Б. Наша работа над мордовской оперой // Красная Мордовия. - 1937. -14 мая). Были закончены две картины (из предполагаемых трех) первого акта...
«Сюжет оперы относится к историческому прошлому Мордовии (XVII век) и носит лирико-бытовой характер. Музыкальное содержание оперы построено на материале мордовских народных мелодий и песен, записанных лично авторами по время поездок в Мордовии в 1936-1937 гг., а также заимствованных из сборников мордовских этнографов Л.Кирюкова и И.Яушева. “Охотник Бажут” явится первым опытом в создании мордовской национальной оперы» (*Яголим Б. Мордовская опера // Музыка. − 1937. − Июнь).
«К 20-й годовщине Октября мы сдаем мордовскому театру оперы и балета увертюру, ряд песен, арий и хоров из оперы для исполнения на торжественном концерте» (*Душский М., Трошин Б. Наша работа над мордовской оперой). Возникает вопрос, почему не была завершена работа над оперой и где находятся (если сохранились) две картины первого акта.
Перспективных творческих планов у Михаила Ильича было поистине «громадье». В своей статье «Как я работал над мордовской музыкой» он писал: «Меня очень интересует пьеса Никулы Эркая (*псевд., настоящая фамилия, имя и отчество Иркаев Николай Лазаревич; 1906−1978), поэт, прозаик, драматург, переводчик) “Кнут и флейта”, рассказывающая о судьбе эрзянского пастушка, прошедшего сложный путь к высотам музыкального искусства. Музыка в пьесе, по замыслу автора, должна играть большую роль. В ближайшее время я начну работу над циклом песен на тексты Ф.И.Беззубовой и увертюрой для большого симфонического оркестра на темы из пьесы “Литова”» (*Душский М. Как я работал над мордовской музыкой). Управлением по делам искусств MACСР М.Душскому была объявлена благодарность за большие творческие достижения в области развития и пропаганды мордовской музыки.
Однако летом 1939 года он уезжает из Мордовии и, как показало время, навсегда. По поручению оргкомитета Союза советских композиторов, он будет заниматься вопросами изучения нартского эпоса Северной Осетии. М.Душский инициировал слет сказителей нартского эпоса, открытие которого состоялось 11 апреля 1941 года во Владикавказе (Орджоникидзе). «Нами были записаны 23 нартских сказания и 19 нартских танцевальных мелодий. Кроме того записан целый ряд старинных народных песен (героических, застольных и шуточных) и современных народных песен» (*Душский М., Бондарев С. Запись северо-осетинского героического эпоса // Социалистическая Осетия. - 1941. - 16 апреля). Творческий результат поездок в Осетию - «Ирон фандыр» («Осетинская лира») - поэма-триптих для большого симфонического оркестра, меццо-сопрано, тенора и альта-соло на слова К.Хетагурова («Монолог», «У колыбели», «Пир»). На слова основоположника осетинской литературы Косты Хетагурова написаны также песни «Новогодняя ночь», «Песня бедняка». 13 февраля 1941 года в Концертном зале Северо-Осетинского республиканского радиокомитета состоялось общественное прослушивание осетинских произведений Душского.
Дальнейшую работу в Осетии, как и защиту диссертации, прервала Великая Отечественная война...
Анализируя и оценивая художественно-культурные события Республики Мордовия первой половины XX века, можно с уверенностью сказать, что приезд и дальнейшее пребывание М.Душского в Мордовии было напрямую связано с процессом зарождения и становления профессионального музыкального искусства. Душский по праву занимает почетное место среди тех музыкантов, деятельность которых оказала заметное влияние на развитие художественной культуры республики и была связана с возникновением и становлением национальной композиторской школы одного из регионов России.
Обращаясь к замечательным образцам народного художественного творчества, используя опыт европейской музыкальной классики и отдельные достижения в музыкальном строительстве других национальных республик, он работал много и увлеченно, создавая произведения различных жанров. В своих произведениях композитор широко использовал цитатный метод творчества, весьма характерный для раннего этапа становления музыкальных культур многих национальных республик, не имевших собственных профессиональных традиций. Другая сходная тенденция формирования национальной культуры - тяготение к сюитности, жанрово-бытовому характеру образности, передаче национального колорита, как главного критерия художественных достоинств произведения. Именно стремлением к национальному самовыявлению обусловлены также названия произведений - «Мордовские пляски» для двух скрипок, «Мордовская сюита», «Песни Мордовии»...
Мордовская и осетинская музыка Душского - особая сфера творчества композитора, яркое уникальное явление. И, может быть, совсем не случайно в 60-е годы увидели свет именно лучшие сочинения мордовского периода жизни Михаила Ильича Душского, а в 1990 году была издана поэма-триптих «Ирон фандыр» («Осетинская лира»).
Литература:
1.Бояркин Н.И. Произведения М.И.Душского на мордовские темы // Становление мордовской профессиональной музыки.- Саранск, 1986.
2.Голубчикова М. Музыка Михаила Душского. Возвращение // Музыка и мы. - №9 (№35). - 2015.