Хоровая музыка

Хоровая музыка – одна из наиболее массовых областей композиторского творчества и музыкального исполнительского искусства Мордовии. Ее плодотворному развитию способствовало то, что к моменту зарождения письменных музыкальных форм художественное сознание народа было сформировано коллективными традициями народного бытового музицирования; музыкально-эстетические воззрения во многом определялись совместным пением и ансамблевой игрой на музыкальных, в значительной части многоголосных, инструментах. В народном быту сложились многообразные по своим исполнительским составам, половозрастным особенностям смешанные и однородные (женские, мужские, детские) хоры и ансамбли, в зависимости от обрядовых и празднично-зрелищных ситуаций исполнявшие песни без сопровождения или с сопровождением различных музыкальных инструментов.

Культура традиционного совместного пения и в наши дни продолжает оказывать свое влияние на развитие хоровой музыки, поскольку до сих пор во многих мокшанских и эрзянских селах сохраняются самобытные многоголосные традиции, различные по своей исторической глубине, формам взаимосвязей с музыкальным творчеством родственных и соседних народов. Этномузыкологи записывают произведения древнейших стилевых видов монодийного и гетерофонического искусства (колядки, масленичные, вербные, троицкие песни, закликания дождя и солнца, обнаруживающие типологическую общность с архаичными обрядовыми напевами финно-угорских народов); напевы диафонического склада (двухголосие с косвенным движением голосов, характерное для свадебных корильных величаний и имеющее аналогии с сету-эстонским многоголосием); песни с напевами двух-, трех-, четырехголосного бурдонного пения (органично развившиеся на основе архаичных форм вокального и инструментального интонирования). В процессе многовекового ансамблевого пения в лице запевал и певцов основных голосовых партий сложился институт корифеев певческого искусства; возникла достаточно стройная народно-бытовая музыкальная теория - система понятий и терминов, охватывающая традиционные художественно-эстетические представления, специфику музыкального интонирования, вокальную этнопедагогику.

Хоровое искусство мордвы не обособлено от других явлений традиционной культуры, оно - весомый компонент в системе духовных ценностей этноса. Многие его виды, являясь составной частью синкретических комплексов обрядового творчества и празднично-зрелищных форм, имеют многообразные типы взаимосвязей с народной поэзией, хореографией и пантомимой. «Родовые пятна» этой синкретичности и в наши дни легко узнаваемы в музыкальной стилистике, особенностях интонирования, символической образности.

Современная хоровая музыка композиторов Мордовии - не только результат творческого освоения богатого музыкального прошлого мордвы, но и следствие взаимосвязей и контактов с культурами народов региона. На нее заметное влияние оказало церковно-православное хоровое пение. Многие зачинатели мордовской профессиональной хоровой музыки в детстве пели в церковных хорах, учились в духовных семинариях и училищах, имели регентское образование, некоторые из них в начале своей деятельности записывали напевы народных песен «цифирным» способом, предложенным в конце XIX в. С.В.Смоленским для внедрения в регентских школах как наиболее удобный метод для фиксации многоголосия.

Постоянно действующие хоровые коллективы в мордовском крае, очевидно, возникли в связи с открытием храмов и церковно-приходских школ. Во 2-й половине XIX в. значительную роль в приобщении мордовского населения к церковно-хоровой культуре сыграли выпускники Пензенской духовной семинарии (основана в 1818 г.), Краснослободского духовного училища (1844), Казанской учительской инородческой семинарии (1872) и др. В этих учебных заведениях в числе разнообразных дисциплин преподавались хоровое пение, игра на фисгармонии (или скрипке). Выпускникам предоставлялось право работать регентами и учителями пения в народных училищах и церковно-приходских школах. Православно-хоровое пение в некоторых мордовских селах на рубеже XIX-XX вв. достигло высокого уровня. Например, по данным С.Б.Бахмустова, высокоразвитым искусством богослужебного пения отличались хоры Лобаскинской и Ичалковской церквей (ныне в Ичалковском районе РМ). В дни престольных праздников их часто приглашали для участия в литургии в церквах соседних мордовских и русских сел, причем пели они стоя на правом клиросе (возвышение перед алтарем с правой стороны), что считается особо почитаемым (см.: Бояркина Л.Б. Народные песни в интерпретации И.Яушева. Саранск, 2009. С. 9-10).

После Октябрьской революции работа по активному включению традиций совместного пения в художественные процессы, по организации массовой хоровой самодеятельности наряду с ликвидацией безграмотности населения считалась важной задачей культурной революции. В воззвании Мордовского культурно-просветительского общества, написанном М.Е.Евсевьевым, она объявлялась самой актуальной: «Вся мордовская интеллигенция дружно должна взяться за собирание всего ценного, записывать устные мордовские произведения <...> Где есть возможность, необходимо образовывать народные хоры» (ЦГА РМ.Ф.267.Д.10.Л.103). Уже в первые годы советской власти состоялись светские концертные выступления мордовских хоров: в 1918 г. были организованы хор с.Анаева п/у Л.П.Кирюкова, с.Ичалки  Лукояновского уезда Нижегородской губернии (ныне Ичалковского района РМ) - П.А.Органова; 1919 г. - в Наровчате Пензенской губернии - А.А.Тряпкина; 1920 гг. - в Рузаевке - И.П.Пономарькова; активную работу по организации мордовских хоров в Саратове и селах Саратовской губернии развернул И.Д.Тулупников. По инициативе активистов из учителей, бывших регентов, представителей новой власти во многих уездах и селах Пензенской, Симбирской, Нижегородской, Самарской, Саратовской, Тамбовской губерний были организованы мордовские хоровые кружки. Несколько позднее хоровые коллективы возникли в мордовских учебных заведениях, а также в учебных заведениях Пензы, Симбирска, Самары, Беднодемьянска, Петровска, в которых имелись мордовские отделения.

Хоровое исполнительство в 1920-40-х гг. стало основной формой зарождающегося профессионального музыкального искусства. Повсеместно возникавшие самодеятельные коллективы пели аранжировки и обработки народных песен, сделанные преимущественно самими руководителями. 1930-40-е гг. явились важным этапом формирования первоначальных основ хорового письма. Этот этап связан, прежде всего, с деятельностью хора К.Д.Промптова при Мордовском педагогическом техникуме в Саранске, Народного хора Мордовского клуба - И.М.Яушева, Самарского мордовского народного хора - А.П.Трифонова, хора Мордовского музыкально-драматического техникума (ныне Саранское музыкальное училище им.Л.П.Кирюкова) - П.А.Органова; ансамбля народной музыки мордовских ленинградских студентов - М.В.Учватова. На этом этапе возникли профессиональные хоровые коллективы при Мордовском театре оперы и балета (1935; ныне Государственный музыкальный театр им.И.М.Яушева РМ), женский Хор «Мордовки» Кирюкова (1932), Мордовская хоровая капелла, преобразованная в 1940г. в ансамбль песни и танца «Умарина». В предвоенные десятилетия появляются первые оригинальные композиторские сочинения, определившие основные направления работы в хоровой музыке и некоторые черты национального хорового стиля. К числу значимых произведений этого периода относятся обработки и хоровые песни Тряпкина и Кирюкова (см. его: Мокшэрзянь морот. М., 1929), С.В.Евсеева (Мордовские песни. М., 1940), М.О.Грачёва, Г.Г.Лобачёва; сюита Д.М.Мелких (Мордовские песни для смешанного хора a cappella. М.;Л.,1939).

Содержательным этапом в истории мордовской хоровой музыки явились послевоенные полтора-два десятилетия. В это время создаются первые сочинения в театральных жанрах на мордовскую тематику, в которых хоровая музыка занимает значительное место (Кирюков: музыкальная драма «Литова» по пьесе П.Кириллова, 1943; музыка к спектаклям «Норовава» - В.Коломасова, 1944; «Мордовская свадьба» - М Бебана, 1946; опера «Несмеян и Ламзурь», 1944); пишутся произведения в кантатно-ораториальном жанре (Воинов: «Сказ о Мордовии» (1947) и «Край родной» (1957) на сл. Н.Эркая; Кирюков: «30-летие Октября» (1948) и «Ода Пушкину» (1949) на сл. П.Гайни, «Торжественная кантата» - С.Пронина и Н.Шибакова (1948), «Течи праздник - юбилей» - «Сегодня праздник - юбилей» - И.Кривошеева (1950) и др.); сочиняются хоровые гимны (наиболее яркий принадлежит Кирюкову - «Слава партиянтень» - «Слава партии» на сл.Гайни).

В конце 1950-х гг. начинают свою композиторскую деятельность Г.И.Сураев-Королёв (хоровые песни «Мора Зоянь колга» - «Песня о Зое», «Сур велесь» - «Село Сурское» на народные слова, «Алтай» - сл. Гайни), Г.В.Павлов («Слава тейть, Партия» - «Слава тебе, Партия» - Я.Пинясова, «Лама толда велеса» - «Много огней в селе» - В.Чукарева), Г.Дехтяров («Родинань валске» - «Утро Родины» и «Дигаля» - Гайни), И.И.Игнатов («Келунясь шумнай» - «Шумит березка» - Ф.Атянина). Заметным произведением 1960-х гг. явилась кантата А.А.Бренинга «Родная земля» на слова мордовских поэтов.

В развитие хоровой музыки 1960-80-х гг. значительный вклад внесли самодеятельные авторы - члены Объединения композиторов МАССР (1955-82): М.И.Волков, В.А.Белоклоков, Н.В.Киселев, С.И.Мишечкин, В.И.Строкин и др., которые работали преимущественно в песенном жанре. Основная тематика сочинений послевоенного периода - прославление партии и ее вождей, радость созидательного труда, борьба за мир. В этот период заметное развитие получает детская хоровая музыка; наряду с обработками народных песен композиторы создают большое число сочинений на стихи мордовских поэтов.

Позитивные перемены произошли в хоровом исполнительстве: концертную деятельность вели хоры ансамблей «Умарина», Мордовского музыкально-драматического театра, Хор Мордовского радио (организован в 1945 г.); значительное развитие получила курируемая Домом народного творчества сельская и городская хоровая самодеятельность: Краснопоселковский народный хор (организован в 1942 г., руководитель Е.И.Родькина), хор республиканской типографии «Красный Октябрь» (1955) и вокально-хореографический ансамбль «Литова» (1957) под рук. И.И.Игнатова, Рузаевский народный хор ДК железнодорожников им. А.В.Ухтомского - Н.В.Киселёва, Старотеризморгский женский народный хор - А.П.Куданкина и др. В результате усилий композиторов и руководителей коллективов к 1960-м гг. был создан репертуар, весьма разнообразный по тематике, жанрово-стилевым основам, типам и видам хора (академические, народные, смешанные, женские, детские), в значительной своей части основанный на мелодических традициях мордовской народной музыки. В конце 1950-х гг. возникает насущная необходимость в нотных изданиях, первым из которых стал содержательный сборник хоровых и сольных песен (Мордовские песни / сост. Л.П.Кирюков; [ред. А.С.Ключарёв]. Саранск, 1959). Его публикация (53 произведения) подытожила деятельность композиторов и руководителей коллективов более чем за 20-летний период.

Интенсивное освоение и развитие жанров хоровой музыки приходится на последние три десятилетия. Отличительными чертами творчества авторов этого периода является укрепление основ национального хорового письма, обращение к мелодике различных жанрово-стилевых пластов народно-певческой культуры, использование гармонических и сонористических средств этнической ангемитоники, поиски приемов композиции, позволяющих синтезировать их с современными средствами музыкальной выразительности. Осознанию важности работы в этом направлении способствовали комплексные полевые исследования мордовской народной музыки и опубликованные партитурные нотации, впервые представившие самобытные явления музыкальных традиций в их системной целостности полифонических и одиночных форм (ПМНМИ. Саранск, 1981-1988). В отличие от ранних периодов работы с народным мелосом, преимущественно опиравшейся на интуицию и эмпирический опыт, в эти годы деятельность композиторов базируется на глубоких теоретических знаниях, подчас приобретает характер неких творческих исследований, направленных на разработку типологических основ традиционной разножанровой мелодики и разной по исторической глубине полифонии (гетерофония, диафония, бурдонная полифония). Обработка народно-песенного материала продолжает оставаться важным направлением, но приобретает качественно новый характер, народный мелос органично вводится в стилистику крупных, в т.ч. цикличных сочинений; расширяются средства выразительности за счет использования инструментальной мелодики и полифонии; создаются предпосылки выхода мордовской хоровой музыки в современный мир многонациональной музыки России. Наиболее ярко эти тенденции обозначились в творчестве видных деятелей музыкальной культуры, композиторов и собирателей мордовской музыки Г.И.Сураева-Королёва, Г.Г.Вдовина, Н.И.Бояркина, новаторские сочинения которых представили художественному сознанию новые стилевые пласты традиционной культуры в современных формах. Сураевым-Королёвым созданы: обработки народных песен «Вирь чиресэ» («На опушке леса»), «Аляняце вешенттянза» («Батюшка тебя ищет», 1964); вариации на тему эрзянской народной песни «Косо, шенже, удат-аштят?» («Где ты, утка, днюешь-ночуешь?», 1979); оратория «Последний суд» (1972); вокально-хореографическая сюита «Роман Аксясь» (1985). Вдовин явился автором значительного числа хоровых обработок мордовских, русских, марийских народных песен; произведений кантатно-ораториального жанра: «Эрьзя.Три эпизода из жизни» (1976), «Здравица 50-летию Мордовии» (1979); хоровых циклов: «Три этюда-картины» (1989), «Город в тумане» (2004); вокально-хореографической сюиты «Тейтерень пия кудо» («Дом девичьего пива», 1985); концертов для хора: «Баллада о Ефрейторе и Деве белого плеса» (1993), «Времена года» (2004). Более 70 обработок мордовских, финских, карельских, коми народных песен для хора создал Бояркин; им написаны циклы: «Чачома мастор» («Родной край», 1987), «Песни борьбы и печали» (1991); вокально-хореографические сюиты: «Иень шкат» («Времена года», 1986), «Тундонь вастома» («Встреча весны», 1989). Ему принадлежит приоритет работы в духовной хоровой музыке; в 1990-е гг. на собственные слова и стихи мордовских поэтов А.Арапова, А.Пудина им созданы: «Бути тонь читнень вельтинзе сув» («Если твои дни покрыла мгла»), «Тонеть, Кристос, монь озномам» («Тебе, Христос, моя молитва»), «Симеононь он» («Сон Симеона»), «Кайги вал» («Звучащее слово»), «Кирвастян штатол» («Зажгу свечу»); 10 композиций для хора и инструментального ансамбля на мелодии и слова известного финского богослова М.Вуолонена (в переводе с финского на эрзянский язык Бояркина и Р.Пююкко), хоровые сочинения автора явились первым представлением мордовской музыки за рубежом, часть из них выпущена массовым тиражом в Финляндии (Pazmoro-Ruhma. Laulaa Hengellisia: Lauluja ersan ja mokshan kielella / Johtaja N. Bojarkin. Ryttyla [Finland], 1996).

Хоровая и вокально-ансамблевая музыка конца XX-начала XXI вв. - наиболее динамично развивающаяся область композиторского творчества. Многим сочинениям присущ яркий мелодизм, истоками которого являются народные музыкальные традиции. Авторы ведут поиски новых средств художественной выразительности, новой образности, стремятся отобразить актуальные темы современности; видное место в общем объеме работ занимает духовная музыка. Композиторами осваиваются значительные пласты мокшанской и эрзянской поэзии, русской советской поэтической классики, пишутся сочинения на авторизованные переводы с языков народов России, некоторая часть произведений создается на собственные слова. В жанрах хоровой музыки работают Н.Н.Митин (вокально-симфонические сочинения: «Молодость страны», 1980; «Венок Победы», 1985; вокально-хореографическая сюита «Мордовия моя», 1988; отдельные сочинения: «Туча», 1974; «Одинокая женщина», 2006); Н.В.Кошелева (кантаты: «Мордовские песни», 1978; «Кому поют колокола», 2006; вокально-хореографическая сюита «Мордовская свадьба», 1980; отдельные сочинения: «Вай, Иисус», 1992; «Мордовия - родная дочь России», 2003; циклы: «Девичий венок», 2004; «Мирские молитвы», 2006); С.Я.Терханов (кантаты: «Душа народная хранит», 1990; «Гимн любви», 1999; «Славянская поэма», 2003; «Правда», 2004; циклы на духовные тексты, 1992; сочинения для смешанного, женского, мужского, народного хора: «Дороги мая», 1973; «Родина моя», 1983; «Опасна правда на Руси», 2000; «Вечер», 1987; «Нармоннят» - «Птички», 1994; «Торжественная песнь городу Саранск», 2006; «Шашка казака», 2001); М.Н.Фомин (кантата «Наследникам революции», 1986; вокально-хореографические сюиты: «Хмелинка», 1984; «В едином строю», 1984; отдельные сочинения: «Вай, верьга» - «Ой, высоко», 2004; «Тихий вечер», 2004); Е.В.Кузина (кантаты: «Ночь», 1983; «Бунтарская песнь», 1987; «Концерт для хора a cappella и баритона», 1995; отдельные сочинения: «Ода Мордовии», 1999; «Посвящение Эрьзе», 2001; «Время рассвета», 2003); Д.В.Буянов (сочинения: «Поверх земли мятутся тени», 1992; «Три псалма Давида», 1994; «Почем огонь?», 2002). В творчестве композиторов Мордовии значительное место занимает детская хоровая музыка, отличающаяся жанрово-стилевым разнообразием, богатством тематики, образно-художественного содержания.

Творчество композиторов Мордовии неотделимо от исполнительского искусства хоровых коллективов и их руководителей. Весомый вклад в культуру Мордовии внесли Государственный ансамбль песни и танца РМ «Умарина» (П.П.Емец, С.В.Балабан, В.И.Четыркин и др.), Государственный камерный хор РМ (И.Г.Резепов, Е.А.Пурилкина, П.В.Карташов), ансамбль «Келу» (Г.И.Сураев-Королев, А.Я.Лёвина, Н.П.Спиркин, В.С.Родионов), Народно-хоровая капелла Мордовского государственного университета (Н.И.Бояркин), хор Саранского музыкального училища им. Л.П.Кирюкова (Н.С.Рузавина, Л.Н.Кузина), хоры детских музыкальных школ, многие районные самодеятельные коллективы республики. Сочинения мордовских авторов исполняются (преимущественно в сборных концертах) коллективами республик Поволжья и Урала, а также консерваторскими хорами.

В последние годы оживилась деятельность по изданию хоровых сочинений типографским и медийными способами, с 1991 в РМ началась подготовка дирижеров народного хора в Институте национальной культуры МГУ им. Н.П.Огарева; в Саранском православном духовном училище (организованном в 1998 г.) ведется регентский класс (от лат. regentis - правящий; руководитель церковного хора), готовятся специалисты по богослужебному пению для храмов Саранской и Мордовской епархии.

Бояркина Л.Б. Мордовская музыкальная энциклопедия / под общ.ред. Н.И.Бояркина. – Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2011. – С.358–362.

 

Мордовская детская хоровая музыка в традиционной народной культуре проявилась преимущественно в форме совместного интонирования в монодийно-гетерофонной манере текстов новогодних благопожеланий при обходе дворов – колядок (калядат – м., э.), масленичных песен (маслань шинь морот – м., мастянь морот – э.), троицких песен (троицянь морот – м., э.), закликаний дождя (тундонь сееремат – м., э.), закликаний солнца (чинь вешемат – э., шинь сярьгядемат – м.). Существенное значение в приобщении к ансамблевому пению имела «игра детей в свадьбу» (описана М.Е.Евсевьевым), во время которой они разыгрывали роли свадебных чинов (свахи, невесты, ее подруг и т.д.), интонировали произведения всех жанровых видов обряда, в т.ч. хоровые благопожелания и корильные величания в местных стилях традиционного многоголосия.

Первые фонографические записи совместного пения детей относятся к 1914 г., сделаны они А.О.Вяйсяненом (опубликовано в его нотациях в сб.: Mordwinische Melodien. Helsinki, 1948). Последующие слуховые и магнитофонные записи произведений детей в хоровом исполнении принадлежат Л.П.Кирюкову, М.Г.Ильину, Г.И.Сураеву-Королеву, Л.Б. и Н.И.Бояркиным, Т.И.Одиноковой.

Во второй половине 1920-х гг. появились аранжировки и обработки народных песен для исполнения детским хором, а также первые оригинальные детские хоровые песни на слова мордовских поэтов. Они принадлежат И.П.Пономарькову, И.Д.Тулупникову, А.Ф.Трифонову, Е.А.Прохорову и другим руководителям кружков детской хоровой самодеятельности. Первые небольшие сборники для детского пения составил Л.П.Кирюков: «Эсь мороньке» («Своя песня») (М., 1928); «Октябрянь цятконят: Идень морхт ды налхксемат» («Звездочки Октября: Детские песни и игры») (Саранск, 1932), где наряду с народными образцами опубликовал и песни собственного сочинения. По мере развития детской художественной самодеятельности (олимпиады, смотры и т.д.), с введением в послевоенное время уроков пения в школе оживилась работа по созданию песен для детей. В 1948 г. Кирюков опубликовал свой третий сборник народных песен (Мордовские народные песни. – Саранск, 1948), где помещены двухголосные образцы, учитывающие специфику детских голосов. Значительное число произведений для детского хора содержит и составленный им сборник «Мордовские песни» (Саранск, 1959). Среди них: народная песня в записи и обработке с фортепиано Кирюкова – «Луганяса келунясь» («На лугу березонька»), авторские песни Г.В. Павлова – «Тундань мора» («Весенняя песня») на сл. Г.Пьянзина, «Кузня» («Елка») – Я.Пинясова; Сураева-Королева – «Ашо лов» («Белый снег») и «Сеняш лейнесь» («Речка Сеняш») на сл. и мелодии П.Гайни и некоторые другие, заметно пополнившие репертуар детских хоров. В 1963 г. сборник «Морот начальной школанень» («Песни для начальной школы») издал З.А.Зайчиков, куда вошли преимущественно народные песни в одно- и двухголосном изложении.

1970-е гг. – начало нового, более качественного этапа развития детской хоровой музыки, значительного расширения ее образно-тематического содержания, новых музыкально-выразительных средств, более тонкого проникновения в специфику детской психологии, красочного восприятия мира. Г.И.Сураев-Королев создает «Цифтамаз велесь» («Село Палаевка») на сл. М.Бычкова, «Ой, од киза» («Ой, новый год») – И.Девина, «Од киза» («Новый год») – С.Кинякина и другие хоровые произведения и песни для детей (опубликованы в его сборнике «Избранные вокальные сочинения». - Саранск, 1992).

Значительны достижения в детской хоровой музыке Г.Г.Вдовина. Наряду с большим числом песен и отдельных произведений он впервые в мордовской музыке ввел детские голоса в произведения крупной формы. Среди них  кантаты: «Про весну, журавлей, рыбаков, осень и новогоднюю ночь» для детского хора, дисканта и фортепиано на сл. Ф.Атянина (1973), «Ода революции» (для баритона, детского и смешанного хоров, симфонического оркестра – Б.Соколова (1977).

Плодотворными для развития детской хоровой музыки были последние десятилетия. Ряд произведений создали Н.В.Кошелева – «Сексе» (Осень») на сл. М.Безбородова, «Сексень морыне» («Осенняя песенка») – А.Арапова, триптих на сл. и мелодии народных песен «Минек масторсо» («На нашей земле»); Е.В.Кузина – «Красные кони» - сюита на сл. Н.Солодилова, Д.Лунича, Я.Хасбулатова, Д.Хармса, «Рассветы над Мокшей-рекой» и «Слушай музыку небес» – Н.Задальской; Н.Н.Митин – Песня о мальчише-Кибальчише» и «Песня о барабанщике» на сл. И.Курлат, «Пять впечатлений от детских рисунков» - цикл для дисканта и детского хора a cappella на сл. Атянина, «Чики-чики, сезяка» («Чики-чики, сорока»), «Тундонь моро» («Весенняя песня») на сл.Н.Мокшина; Г.Г.Сураев-Королев – циклы для детского хора исолистов: «В солнечной Мордовии» на сл. А.Громыхина, «Летающий котенок» - К.Смородина, «Огоньки» - А.Ежова, «Чуди лейнесь Инелей» («Течет речка Инелей») – Мокшина; С.Я.Терханов – «Про носы» на сл. Б.Сулимова, «Наш дом» - собственные слова, «Звонки» - А.Барто, кантата «Душа народная хранит» для детского и смешанного хоров, баритона и чтеца на сл.Ю.Попкова; М.Н.Фомин – циклы для детского хора: «Ух, как интересно!» и «Бабушкины сказки» на слова советских поэтов и другие сочинения. В жанрах детской хоровой музыки работали многие композиторы-любители Мордовии: М.И.Волков, Г.И.Мазаев, В.Ф.Овчинников, Н.В.Киселев и другие. 

Бояркина Л.Б. Мордовская музыкальная энциклопедия / под общ.ред. Н.И.Бояркина. – Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2011. – С.78–79.

 

Литература:

1. Асанова С. Драматургия хоровых сочинений для детей Г.Г.Вдовина // Гавриил Вдовин: постижение мастерства: сб.ст. и материалов. - Саранск, 2006.

2. Бояркин Н.И. Становление мордовской профессиональной музыки (композитор и фольклор). - Саранск, 1986.

3. Генералова А. Взаимодействие поэтического слова и музыки в малых хоровых формах Г.Вдовина // Гавриил Вдовин: постижение мастерства: сб. ст. и материалов. - Саранск, 2006.

4. Миронова М. Линеарность как особенность гармонического мышления Г.Вдовина (на примере хорового цикла «Город в тумане» // Гавриил Вдовин: постижение мастерства: сб. ст. и материалов. - Саранск, 2006.

5. Народные певцы и композиторы Мордовии: cб. статей / сост. А.И.Макарова. - Саранск, 1975.

6. Одинокова Т.И. Хоровое творчество Г.Вдовина: парадигма стиля // Гавриил Вдовин: постижение мастерства: сб. ст. и материалов.- Саранск, 2006.

7. Радзецкая О.В. Евразийские контексты хронотопа вокально-хоровой музыки Мордовии [Электронный ресурс] // Интеграция образования.- 2014.- № 2 (75).

8. Ситникова Н.М. Страницы музыкальной истории. - Саранск, 2001.

9. Трегулова Н.П. Вокально-хоровое творчество композиторов Мордовии второй половины XX в. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/

10. Трегулова Н.П. Хоровые обработки в творчестве композиторов Мордовии [Электронный ресурс] // Регионология . - 2013. - № 4.

11. [дополнить]

 

            Читать: Хоровые произведения композиторов Мордовии:

                         Г.Г.Вдовин. Баллада о Ефрейторе и Деве белого плеса

Сайт создан при поддержке РГНФ (грант 14-14-13008) и находится в стадии информационного наполнения.
Наверх