Мордовия музыкальная
Песенное искусство

Песни – наиболее распространенный жанр вокальной музыки, музыкально-поэтического произведения для исполнения голосом, голосами (вокальный ансамбль, хор) в сопровождении или без сопровождения музыкального инструмента или инструментов (ансамбль инструментов, оркестр). Для песни характерны яркие художественные образы, законченная музыкальная мысль, наличие певучей, оригинальной мелодии, простота структуры. Различаются:

– народные (традиционные и современные) песни, в которых музыка и поэтический текст находятся в изначальном и неразрывном сочетании (синкретизм);

– песни, сочиняемые профессиональными и самодеятельными композиторами и поэтами, а также авторами-исполнителями (условно называемые

– авторские песни, бардовские песни), в которых музыка в большинстве случаев создается на готовый поэтический текст (реже текст пишется на музыку).

Существуют также песни без словесного текста (вокализы), исполняемые на отдельные звуки; иногда песней называются инструментальные пьесы, преимущественно миниатюры, в фактуре которых доминирует напевная мелодия (поручаемая, как правило, солирующему инструменту – скрипке, флейте, кларнету и т.д.).

Песни пишутся на небольшие лирические стихотворения, которым присущи строфичность (куплетность), рифма. Музыкальной форме, связанной со структурой поэтического текста, свойственны в основном две композиционные формы:

1) период (греч. periodos – круговращение, обход) – простая одночастная форма (обычно соответствует поэтической строфе), подразделяемая на музыкальные предложения (соответствуют стиху, полустиху), состоящие из фраз (ограничены цезурой) и мотивов (наименьших музыкально-смысловых элементов);

2) простая двух-, трехчастная форма, преимущественно в виде запева – припева.

Песня – самый массовый и динамично развивающийся жанр музыки композиторов Мордовии. Первые опыты создания относятся к началу 1920-х гг., возникли на основе практической работы с народной песней по ее аранжировке и обработке с целью исполнения на концертной эстраде. Этим занимались многие руководители хоров – Л.И.Воинов, Л.П.Кирюков, И.П.Пономарьков, К.Д.Промптов, А.А.Тряпкин, И.Д.Тулупников и др. На музыкально-стилевые особенности первых мордовских песен заметное влияние оказали произведения «проколловцев» (ПРОКОЛЛ – Производственный Коллектив Студентов Московской Консерватории), в дальнейшем – «рапмовцев» (РАПМ – Российская Ассоциация Пролетарских Музыкантов) В.А.Белого, А.А.Давиденко, М.В.Коваля, Б.Б.Красина, С.Н.Ряузова, Б.С.Шехтера и др., песни которых массовыми тиражами в виде небольших сборников и отдельных листков издавались музыкальным сектором Государственного издательства и высылались Наркомпросом по коллективам художественной самодеятельности (например, Воинов составил из таких отдельных листков с нотами и текстами объемный, более 200 страниц, сборник). «С оглядкой» на песни этих авторов композиторами из Мордовии сочинялись песни на слова мокшанских и эрзянских поэтов. Таковы, например, 3 песни И.М.Яушева: «Коллектив», «Мы песню поем», «Эрзянская комсомольская» (Творчество советских композиторов нацреспублик СССР. М., 1932), которые, благодаря частому исполнению им в концертах и на радио (фортепианное сопровождение Н.Э.Грюнфельда, позднее Г.Б.Орентлихера и др.), получили широкую известность. С 30-х гг. произведения Яушева, наряду с исполняемыми им народными песнями, издаются на грампластинках (Грампласттрест, 1932–1933;  № 790).

Плодотворным для развития жанра в Мордовии стали послевоенные два десятилетия. В этот период созданы сотни песен, значительно расширился круг их авторов – композиторов и поэтов, обогатилась тематика, естественнее и  оригинальнее стал музыкальный язык, преимущественно вобравший в себя мелодико-интонационные и многоголосные элементы мордовской народной музыки. В немалой степени удачной работе композиторов в жанре песни способствовало практическое освоение народно-музыкальных традиций, тесное общение и сотрудничество с авторами текстов, хорошо знавшими не только поэтическую культуру, но и тонко чувствовавшими вокальность мокшанского и эрзянского языков.

К числу лучших произведений, созданных в эти годы, можно отнести хоровые и сольные песни Кирюкова – «Песня о Сталине» на сл. П.Гайни и С.Прохорова (впоследствии текст и название песни много раз менялись, редактировались, но неизменной оставалась музыка гимнического характера), «Эскадрон» – Н.Эркая, «Урожай» – Я.Пинясова, «Рана паксяв» («Рано в поле») – С.Самошкина, «Яксень паксяв» («Ходила в поле») – М.Бебана. Песня «Тютю-балю» – на сл. Ф.Атянина в числе других произведений была представлена М.Н.Антоновой на  конкурсе по народному пению на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов (Москва, 1957); за ее исполнение певица получила Диплом I степени. Наряду с сольной версией песни, широкую известность получили ее аранжировки для разных хоровых составов (в т.ч. и с солистами), выполненные И.Г.Резеповым, а также обработка М.Э.Гольдштейна для скрипки и фортепиано (Кирюков Л.П. «Тютю-балю» (колыбельная): для скрипки и различного состава хора. Саранск, 1966).

Ярким песенником в 50–60-е гг. проявил себя Г.В.Павлов, обладавший естественным мелодизмом, также воспринятым от мордовской народной музыкальной традиции. Среди огромного числа созданных им произведений наибольшую популярность получили «Акша серал» («Русокосая») и «Ся аф садса панжи марлю» («То не яблоня в саду цветет») на сл. А.Малькина, «Ожу мон розь панчфокс панжан» («Расцвету я василечком») – Г.Пьянзина.

Интересные произведения в песенном жанре для хора и солистов создали Г.И.Сураев-Королев – «Мокшэрзянь мастор» («Край наш – Мордовия») на сл.Гайни, «Даря баба» – А.Анисимовой, «Путь отцов» – А.Эскина; Г.Дехтяров – «Родинань валске» («Утро Родины») и «Дигаля» на сл.Гайни; М.И.Волков – «Журавли», «Зорька» на сл. Бебана; И.И.Игнатов – «Келунясь шумнай» («Шумит березка») на сл. Атянина, «Говорят» – Бебана; П.Зязин – «Цветиця эрямонть кис» («За цветущую жизнь») на сл. А.Моро; И.Овчинников – «Саранск зажигает огни» – Б.Соколова; Н.В.Киселев – «Ночь тиха июльская» – И.Шамова и др.

Широкое распространение в эрзянских хоровых самодеятельных коллективах получила песня Гайни «Сеняш лейнесь» («Речка Сеняш»), мелодию которой с голоса поэта записал и обработал для женского хора и фортепиано А.С.Ключарев.
Отличительными чертами деятельности значительной части авторов этого периода является то, что они сочиняли песни для конкретных исполнителей – хора и солистов Государственного ансамбля песни и танца МАССР «Умарина», хора Мордовского радио, городских и сельских самодеятельных ансамблей и хоров; были их руководителями; ставили творческие задачи, учитывая составы, певческую манеру и исполнительские возможности; вносили коррективы в музыкальный текст в процессе разучивания произведений, что способствовало достижению лучших художественных результатов.

Главные приметы песенного творчества композиторов Мордовии последних двух-трех десятилетий: поиски новых средств музыкальной выразительности, обращение внимания на наиболее этнически самобытные явления народной музыки, ее специфические исполнительские формы, музыкальные структуры, интонационные и гармонические особенности (ангемитоника, бурдонность, нетерцовые типы строения звуковой вертикали, остинатные формы голосоведения и т.д.), стремление достичь органичного синтеза выразительных средств мордовских и русских этнических традиций, освоение мелодического наследия советских композиторов-песенников, и в целом современной музыки (вплоть до использования элементов блюза, джаза, рок-н-ролла и рок-музыки). Удачные произведения характеризуются естественностью музыкального высказывания и логичностью развертывания композиционной формы, яркостью художественной образности. Композиторы успешно осваивают различные виды песенного жанра – баллады, гимны, марши и др., важной объединяющей чертой которых является лирическая трактовка, что представляется весьма ценным отличительным качеством.

Значительная часть песен мордовских авторов исполняется солистами и хоровыми коллективами. Традиционными стали концерты на фестивалях музыки композиторов Поволжья и Приуралья, музыки композиторов Мордовии, съездах и пленумах Союза Композиторов РМ и др. Среди произведений, нашедших путь на концертную эстраду – песни Г.Г.Вдовина «Колыбельная» на сл. В.Юшкина, «Пылали военные годы» – В.Мощанского, «Ночь прошла» – П.Кириллова, «Семилей» – А.Щеглова; Н.И.Бояркина – «Вечкевикс мастором Россия» («Россия – любимая земля») на сл. П.Бардина, «Моро Саранскойде» («Песня о Саранске») – А.Доронина, «Поэма о солдате» – С.Орлова; Н.В.Кошелевой – «Лайме порась» («Черемуховая пора») на сл. И.Девина, «Сембодонга мазыняй» («Самая красивая») – С.Кинякина, «Журавушка» – Ю.Сухорукова; Н.Н.Митина – «Песнь о матери» и «Мамины руки» на сл. Л.Талалаевского,  «Женщины России» – А.Громыхина, «Тундонь цецине» («Весенний цветок») – Н.Мокшина; Г.Г.Сураева-Королёва – «Эх, мордовочка» и «Мокша ляезе, шумбрат» («Здравствуй, Мокша реченька») – Ю.Азрапкина; С.Я.Терханова – «Красный эшелон» на сл. М.Кулаковой, «Жизнь, прошу, не обгоняй» – П.Вегина, «Последний бой» – Н.Тихонова; М.Н.Фомина – «Мамины глаза» и «Сезон разлук» на сл. Е.Никитиной, «У реки» – Н.Лунина; Е.В.Кузиной – «Не говори мне про любовь», «Мой капитан», «Давай с тобой поговорим» на сл. Н.Задальской. Стремление к органичному синтезу музыкальной и поэтической образности обусловило то, что некоторые композиторы пишут литературные тексты своих песен сами. В прошлом это было присуще Г.И. и Г.Г.Сураевым-Королёвым, в наши дни – Терханову и Кузиной.

Значительная работа в жанре песни способствовала развитию крупной песенной формы – вокального цикла. В отличие от фольклорных песен, объединяемых в циклы политекстовым напевом (циклы свадебных и корильных величаний, колядных, масленичных, троицких и других песен), композиторские вокальные циклы основываются на принципах контрастности характера песен, общности образно-тематического содержания поэтических текстов, музыкальных средств выразительности. Первое сочинение подобного рода принадлежит М.И.Душскому. Это двухчастное произведение «Песни Мордовии» для баса и большого симфонического оркестра, созданное в 1939 г. (партитура опубликована в издательстве «Советский композитор», 1960), написанное на тексты традиционных эрзянских народных песен: веснянки «Тундонь моро» («Весенняя песня») и лиро-эпической «Чинеме» (у композитора – «Баллада о кунице») с использованием мелодико-интонационных и гармонических особенностей мордовских напевов (см.: Бояркин Н.И. Становление мордовской профессиональной музыки. Саранск, 1986. С.95–101).

Формирование сольного вокального цикла, как заметного явления мордовской музыки, связано преимущественно с творчеством Вдовина, Кошелевой и Г.Г.Сураева-Королева. Их сочинениям присущи опора на самобытные музыкальные традиции, претворение их этнических элементов в синтезе с современными средствами музыкальной выразительности. К сочинениям подобного рода относятся, прежде всего, пятичастные циклы Вдовина – «Песни родного края» для меццо-сопрано и фортепиано на фольклорные тексты и сл. Гайни и Эскина (1963), «Из мордовской народной поэзии» для контральто и баяна (1970); Кошелевой – два цикла под названием «Мокшанские песни» для голоса и струнного квартета (1976, 1993) и «Народный триптих» для такого же состава (1994); Г.Г.Сураева-Королева – пятичастный цикл «Прощаюсь с тобой, деревня» на сл. Н.Снегирева. Значительная часть вокальных циклов этнически не столь обусловлена, в т.ч. произведения Терханова: «Двухголосие» – цикл в 6 частях для сопрано и баритона на сл. отечественных и зарубежных поэтов XX в. (1979), трехчастный цикл «Век рождения моего» для баритона на сл. В.Шамшурина (1986), «Ироникс» – в 4-х частях для баритона на сл. И.Иртеньева и О.Григорьева (1994); Фомина – «Вновь о тебе, любовь моя» – три монолога для баритона с фортепиано на сл. К.Кулиева (1986); Кузиной: «Вокальный цикл» в 4-х частях для женского голоса и фортепиано на сл. А.Ахматовой (1984), «Вокальный триптих» для женского голоса и фортепиано на сл. М.Цветаевой (1991); Д.В.Буянова – диптих «Складень» (2002) – первое сочинение на духовные стихи неизвестных авторов («Ход неизвестных миров», «Божья матерь, помилуй меня»).

Бояркина Л.Б. Мордовская музыкальная энциклопедия / под общ. ред. Н.И.Бояркина. – Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2011. – С.260-262.

 

Песенные сборники:
Песни Мордовии / сост. Л.П.Кирюков. – Саранск, 1959.
Павлов Г.В. Песни и романсы. – Саранск, 1963.
Песни Мордовии / сост. Н.И.Бояркин. – Саранск, 1987.
Школьные годы чудесные / сост. Г.И.Сураев-Королёв. – Саранск, 1988.
Сураев-Королёв Г.И. Избранные вокальные сочинения. – Саранск, 1992.
Кошелева Н.В. Услышь мою песню. – Саранск, 1994.
Кошелева Н.В. Моронь пусмо. Песенный букет.– Саранск, 2000.
Кошелева Н.В. Сембодонга мазыняй (Всех красивей). – Саранск, 2006.
Мои берега. Вокальная музыка: романсы, баллады, песни. В 3-х т. / сост. С.Я.Терханов. – Н.-Новгород, 2004.
Митин Н.Н.Заветный напев: избранные песни и хоры. – Саранск, 2008.

[дополнить]

 

Литература:

1.Галкина И.А. Песня [Электронный ресурс] // Мордовия: энциклопедия. В 2 т. / гл. ред. А.И.Сухарев. - Саранск,2003.

2.Макарова А.И. Страницы разных лет. - Саранск, 2007.

3.Ситникова Н.М. Страницы музыкальной истории. - Саранск, 2001.

4.[дополнить]

 

Наверх