Кирюков Л.П. «НЕСМЕЯН и ЛАМЗУРЬ»

 

Опера в 4-х действиях

(постановка 1944 г.)
Либретто А.Д. Куторкина

Постановка и режиссура М.Г. Дысковского
Дирижер – засл. арт. МАССР Л.С. Мандрыкин

Декорации – М.А. Зерниной
Костюмы – М.А. Зерниной, Б.И. Росленко

Действующие лица и исполнители

 

Несмеян..........В.В.Маркевич

Ламзурь..........А.А.Рослякова

Васстаня.........Т.Я.Ситникова

Мазай..............Г.О.Гаврилов

Эрганя............ Е.А.Охотина, Г.А.Сакович

Пумраз........... засл.арт.МАССР И.М.Яушев

Баратаев.........засл.арт.МАССР И.А.Росляков

Виряй….......... засл.арт.МАССР А.В.Яшнов, М.К.Шмаков

Сеченов...........Л.Е.Карпов, М.К.Шмаков

Важдай............В.Д.Тарский

Талагай............В.С.Киушкин
 

12 августа 1944 года  день рождения первой мордовской оперы. Подобно «Литове», сюжетной основой оперы «Несмеян и Ламзурь» послужил драматический эпизод из истории родного края. В лесной глуши Нижегородской губернии затерялась Терюшевская волость, густо заселенная мордовским народом. Как ответ на рескрипт царицы Анны Иоанновны, предписывающий передать земли Терюшевской волости вместе с людьми в собственность грузинскому царевичу, в 1743 году вспыхнуло стихийное крестьянское восстание. Для расправы с ним царское правительство послало регулярные войска. Восставшие не складывали оружие до трагического конца. Ламзурь гибнет от выстрела, заслонив своим телом любимого Несмеяна. Пойманного героя казнят, сжигая на костре.

В опере «Несмеян и Ламзурь»  основной драматургический конфликт носит ярко выраженный социальный характер. Простому народу (крестьянству) противостоит единоличный управитель вотчины, законный представитель власти, жестокий крепостник – князь воевода Баратаев со своим окружением. Мысль о непримиримости противоречий между народом и властью помещиков-крепостников составляет суть конфликта.

Музыка оперы отличается удивительным мелодическим богатством, первоистоками своими восходящим к мордовскому народному мелосу. Эта национальная, народнопесенная природа мелодики являет собой одну из ярких, самобытных сторон «Несмеяна».

В опере нашли художественное претворение различные жанры мордовской народной песни: игровые, хороводные (обрядовые массовые сцены в первой картине первого действия, в первой картине четвертого действия), народные плачи и причеты (причитания Эргани во второй картине первого акта, хор «Скорби народной» и ариозо Эргани во второй картине четвертого действия), эпические напевы (причитания Васстани в третьей картине второго действия, призывный хор повстанцев в третьем действии), огромное разнообразие лирических напевов (партии Ламзури и ее подруги Васстани).

Уклоняясь от прямого цитирования фольклорных напевов, Кирюков создает свои темы, порою настолько поражающие этнографичностью, что их трудно отделить от цитаты.

В своей опере композитор идет по пути драматизации народно-песенных интонаций. Это ярко проявляется в сценах лирико-психологического, драматического плана (клятва Несмеяна и призывный хор в третьем действии, монолог Пумраза в третьем действии, баллада Баратаева в третьем действии).

Широкое и многоплановое развитие в опере получает образ народа – угнетенного, но протестующего, страдающего и борющегося, скорбящего, но и торжествующего. В связи с этим большое место в опере занимают массовые хоровые сцены.

Героическая линия развития действия находит свое завершение в финальном  хоре четвертого акта «Клянемся мы». Народ, мать Несмеяна Эрганя, друг Несмеяна - Мазай (крепостной дворовый холоп воеводы Баратаева) пришли на могилы Несмеяна и его возлюбленной Ламзури оплакивать их смерть. Народ, охваченный единым душевным порывом, клянется верности делу борьбы, за которое погиб Несмеян. Мужественный, полный героического пафоса хор «Клянемся мы» завершает оперу.

В опере «Несмеян и Ламзурь» широко использованы ариозо, арии, монологи, различного рода куплетно-строфические формы, являющиеся важным средством в раскрытии образа. Их появление в большинстве случаев хорошо подготовлено, они звучат в наиболее драматические или кульминационные моменты действия. Так, ария Несмеяна «Утреннюю зарю встретим» (третье действие, первая картина) является естественным выражением радостных чувств от встречи с любимой девушкой. Речитативно-декламационного склада баллада Баратаева (второе действие первая картина) звучит как ответ на сообщение Важдая (слуги Баратаева) о том, что Несмеян помог бежать Мазаю из острога. Баратаев клянется поймать и жестоко расправиться с Несмеяном.

Большая роль в развитии драматического действия принадлежит диалогическим сценам, в которых широко использован речитатив, в преобладающем варианте – напевный.

Образ центрального героя оперы Несмеяна – смелого крестьянского вожака – дан не только в действенном, героическом плане. Ему в такой же мере свойственны мягкость, нежность щедрого сердца в обращении с любимой девушкой Ламзурью. Светлым, большим чувством любви наполнены ариозо Несмеяна из первой картины первого действия, дуэт Несмеяна и Ламзури из первой картины второго действия.

Красочное развитие получили в опере бытовые обрядовые сцены (первое действие, третье действие – «На поляне»), органично вплетенные в действие.

Опера открывается оркестровым вступлением, основывающимся на энергичной теме маршевого склада. Она звучит в опере во второй картине первого действия и связана с образом восставшего народа.

<...> Главное достоинство оперы, ее непреходящее историческое значение состоит в том, что она является первым образцом национального оперного жанра, в котором нашли свое художественное претворение мордовский народный мелос и мордовская национальная тематика.

Макарова А.И. Леонтий Петрович Кирюков // Народные певцы и композиторы Мордовии.- Саранск, 1975. - С. 39-60.

...Об атмосфере, царившей в театре во время работы над оперой и в день премьеры, пишет Н.И.Воронина в книге «И.М.Яушев: жизнь в песне»: «В мае опера была закончена и принята художественным советом к постановке. Начались дни активных репетиций. Кирюков, заведуя литературно-музыкальной частью театра, был самым активным помощником в решении многих проблем. Оживление царило в театре. К спектаклю в той или иной мере были причастны все актеры» (Воронина Н.И. И.М.Яушев: жизнь в песне: Статьи и воспоминания.  2-е изд. доп. и испр. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2002. - С.67- 68).

Из воспоминаний живых свидетелей премьерного спектакля:

А.Ф. Кирюкова, жена композитора: «Мне трудно передать, что испытывали мы с Леонтием Петровичем в те дни. Жили сознанием чего-то большого, важного, необходимого. Казалось весь город, вся республика собралась на премьеру. Зал театра (Советская, 27) буквально «трещал». Напряжение было велико: «Как примут, поймут ли?» И когда в конце раздались крики: «Ура! Ура Кирюкову!» – можно было вздохнуть свободно» (Там же).

В.В. Киушкина, заслуженный учитель школы Мордовии: «Прием был восторженный, несколько дней подряд играли «Несмеян и Ламзурь» при переполненном зале. Меня поразил тот факт, что русские актеры, никогда не певшие мордовских произведений, смогли так прекрасно овладеть языком и проникнуться национальным своеобразием музыки» (Там же).

Опера «Несмеян и Ламзурь» была в числе произведений, выдвинутых в 1945 году на Всероссийский смотр театральных спектаклей. Однако такого успеха, как «Литова», она не имела…Спустя три года (17 мая 1947 года) состоялась вторая постановка оперы…

Леонтий Петрович Кирюков (1895-1965) / авт.-сост. А.И.Буянова, И.А.Галкина; под общ.ред. И.А.Галкиной. - Саранск, 2005.- С. 28-29.

 

Музыка оперы «Несмеян и Ламзурь» по своим стилевым особенностям во многом сходна с музыкой «Литовы» (возможно, сказалось то, что оба сочинения создавались в одно время, а часть номеров писалась параллельно). Однако в этом произведении композитор ставил новые, более сложные творческие задачи, как в области драматургии, так и музыкального языка. «Несмеян и Ламзурь» свидетельствует о несомненном росте композиторской техники автора, о поисках им новых форм работы с народным мелосом. Приемы претворения фольклорного мелоса, используемые им в «Литове (применение народных тем, создание новых тем, типологически сходных с народными), уже не в полной мере удовлетворяют композитора, он ищет новые интонационные и ритмические комплексы, которые отвечали бы большему реалистическому раскрытию темы, созданию выпуклых образов. Поэтому в опере Кирюков почти не обращается к подлинным народным песням, использует их жанровые и типологические особенности. Таким образом, он претворяет особенности не только неприуроченных песен (обращаясь преимущественно к напевам поздних исторических народных произведений), но и песен календарного цикла. Композитор создает колоритные картины древних народных празднеств мордвы, которые интересовали его своим поэтическим видением мира, атмосферой добра, неподдельного веселья, красочностью традиционных образов. По всей видимости, интерес к ним у Л.П.Кирюкова возбудил М.Е.Евсевьев, увлекательно рассказывавший ему об этих замечательных проявлениях народного духа. В ритуальной пляске девушек вокруг березы из первого акта, воспроизводящей древний мордовский праздник Весны, композитор заметно приближается к наиболее архаичным пластам народной музыки, что проявляется в тяготении к формам двух-, трехголосной хоровой полифонии, как наиболее древним и традиционным видам вокального, искусства мордовского народа.

В ряде сцен используются типические интонации народных детских песен. Главным средством формообразования при этом служит вариационность. Иллюстрацией этого является шуточная песня Пумраза из третьего действия.

В целом тематический материал оперы отличается эмоциональной выразительностью, многообразием мелодических и ритмических форм, рельефностью сольных партий. Мелодиям широкого дыхания (ариозо из первой картины первого акта и ария Несмеяна «Утреннюю зарю встретим» из первой картины третьего акта, ария Ламзури из третьего акта, песня Эргани из второй картины четвертого акта) противостоят речитативные формы, идущие главным образом от традиционных жанров мордовского фольклора: плачей, колыбельных и детских потешек (таковы, например, партии Баратаева из первой картины второго акта, Пумраза из третьего действия и т.д.).

Как и в музыкальной драме «Литова», в опере «Несмеян и Ламзурь» масштабны хоровые сцены, они отличаются проникновенностью и многообразием психологических состояний. Несмотря на трагический конец оперы, заключительный хор «Макстано клятва» («Даем мы клятву») звучит как победная песня, воспевающая мужество и оптимизм народа, его решимость вести борьбу и дальше во имя счастья, добра и справедливости.

<...>

Несмотря на то, что в целом опера «Несмеян и Ламзурь» не достигла таких высоких художественных результатов, как музыкальная драма «Литова», ее значение для развития мордовского профессионального музыкального искусства неоспоримо. Сочинение явилось не только первым произведением в этом жанре, но и сыграло известную роль в развитии оперного творчества в республике. Многие положительные стороны этой оперы нашли дальнейшее воплощение в лирико-бытовой опере Л.П.Кирюкова «Нормальня» (либретто М.А.Бебана), поставленной в Мордовском музыкально-драматическом театре в мае 1962 года...

Бояркин Н.И. Становление мордовской профессиональной музыки. – Саранск: Мордов.кн.изд-во, 1986. – 160 с. − С. 71-73.

 

                    

 

 

 

                                                                    

Сайт создан при поддержке РГНФ (грант 14-14-13008) и находится в стадии информационного наполнения.
Наверх