Камерно-инструментальная музыка
На самом начальном этапе становления в Мордовии профессиональной инструментальной музыки (1930-е гг.) ее авторы в значительной степени опирались на многовековые народные музыкальные традиции. К подобным произведениям можно отнести те, что были связаны с «исполнительским фольклоризмом отдельных музыкантов, преимущественно, любителей. Исполняемые ими пьесы представляли собой импровизации на мелодии традиционных песен и инструментальных наигрышей, они не нотировались; как отдельные номера звучали на концертной эстраде в тембрах мордовских народных инструментов, а также скрипки, разного строя балалаек и гармоник» (Бояркина Л.Б. Мордовская музыкальная энциклопедия. – Саранск, 2011. – С.124). Этот вид музицирования послужил основой для создания профессиональных обработок народных напевов и наигрышей, вариаций и фантазий на народные темы. В числе первых образцов – музыка московских композиторов М.И.Душского («Мордовские пляски для двух скрипок», 1940; изд.: М., 1960) и Б.М.Трошина («Пьесы для домры и балалайки», 1941), ленинградского композитора и фольклориста Ф.А.Рубцова («Скерцо на мордовскую тему для виолончели и фортепиано», 1945; изд.: Л.;М.,1946), которых привлекла яркая самобытность народно-национального мелоса.
Самостоятельное значение для музыкальной культуры Мордовии имеют произведения Л.И.Воинова «Фантазия на две мордовские темы для балалайки с фортепиано» (1948), «Мордовская плясовая для балалайки с фортепиано» (1948) и многие другие. Позже в музыкальную практику вошли подобные сочинения композиторов-любителей, в том числе, баяниста и педагога А.П.Путушкина. Первым произведением данного жанра в фортепианной музыке стала «Фантазия на тему мордовской народной песни «Роман Аксясь» Г.И.Сураева-Королева (1959).
В тот же период появляется ряд пьес, часто с программным содержанием, имеющих фольклорные истоки, но более точно соответствующих особенностям камерно-инструментального искусства: «Цикл фортепианных миниатюр» Л.П.Кирюкова (1959), «Море» и «Раздумье» для скрипки и фортепиано, «Мечта» для фортепиано Г.И.Сураева-Королева.
В последующие годы интерес композиторов к фортепианной музыке все более возрастает, они пишут и отдельные пьесы, и циклы произведений. Но вместе с тем тембровая палитра сочинений расширяется. Авторы обращаются к инструментам симфонического оркестра, исполнительская предназначенность создаваемых пьес достаточно разнообразна – от произведений для отдельных инструментов до ансамблей одного или разного типа тембров. С 1980-х гг. камерно-инструментальная музыка, наряду с камерно-вокальной и хоровой, начинает занимать значительное место в творчестве каждого композитора, так как чаще всего именно в ней активно используются современные средства выразительности, необходимые для претворения тем и образов окружающего мира.
В наибольшей степени это относится к музыкальному наследию Г.Г.Вдовина, отличительными качествами которого является ярко выраженное своеобразие в претворении народно-национальных и классических традиций в современном искусстве. Им создано большое количество миниатюр и произведений крупной формы для фортепиано и других инструментов, а также ансамблей. В их числе – соната для виолончели-соло (1964), Три пьесы для гобоя и фортепиано (1983), дуэт для флейты и кларнета (1987), Три пьесы для тромбона-соло (1989). Глубиной художественного воплощения сложного философского замысла отличается Соната «Под знаком С.Эрьзи» для скрипки и фортепиано (2001), опосредованное использование мордовской интонационно-жанровой природы – в основе «Романсеро» для скрипки и фортепиано (2008). Разнообразие форм и содержания свойственно камерно-инструментальным сочинениям других композиторов: Н.И.Бояркин – автор цикла пьес для 2-х кларнетов (1989); Н.Н.Митин – сонат для флейты-соло (1981), фагота-соло (1987), альта-соло (1992), виолончели-соло (2006); Е.В.Уварова – сонаты для альта-соло (1988). В числе других ансамблевых произведений – Четыре пьесы для флейты и фортепиано (1975), Три фуги для флейты, кларнета и фагота (1995) Н.В.Кошелевой; Поэма для виолончели и фортепиано (1984) Е.В.Кузиной. Н.Н.Митину принадлежит масштабный квартет для духовых инструментов (флейта, кларнет, фагот, валторна; 1979), в котором претворены скерцозно-иронические образы; в списке сочинений Д.Л.Скрипкина – соната для кларнета с фортепиано (1998); Г.Г.Сураев-Королев – автор «Пьесы-сонаты» для альта и фортепиано (1984), сонаты для скрипки и фортепиано (1988), «Брасс-квинтета» для духовых инструментов (1994). Разнообразие темброво-мелодических средств свойственно музыке С.Я.Терханова: «Два вокализа» для ансамбля скрипачей (1987), «Народный мотив» для флейты, кларнета и фагота (1987), трио для кларнетов (1991), «Треугольник» для флейты, кларнета, тромбона и ударных инструментов (1991); Е.В.Уваровой написана сюита для флейты, скрипки и виолончели (1983), М.Н.Фоминым – сюита для флейты и фортепиано (1987).
В творчестве Д.В.Буянова камерно-инструментальной музыке принадлежит приоритетная роль. «Ему присуще стремление расширить поиск новых выразительных средств, обращение к концептуальным явлениям художественного творчества XX в. По своей образно-тематической направленности многие сочинения напоминают его живописные полотна: соната «Свет сада Мoрии» для скрипки-соло (1991), «Solar sing» – трио для альтовой флейты, виолончели и фортепиано (1993), «Frameofming» для флейты, скрипки, альта, виолончели, трубы и клавесина (2000)» (Бояркина Л.Б. Там же. – С.126).
В истории инструментальной музыки Мордовии необходимо упомянуть и сочинения композиторов-любителей: Г.В.Павловым написаны пьесы для флейты, кларнета и фортепиано (1969), квинтет для деревянных духовых инструментов (1967); В.Н.Ковригиным – квинтет для духовых инструментов (1973) и пьесы для гобоя, кларнета и саксофона.
Особое место в академической камерно-инструментальной музыке Мордовии занимают произведения для струнного (смычкового) квартета. Этот классический состав (две скрипки, альт,виолончель) имеет «образцовые» качества: тембровое единство при значительном разнообразии регистров, штрихов, динамики, многочисленных вариантов сочетания голосов в гармоническом и полифоническом изложении. К жанру струнного квартета впервые обратился Г.И.Сураев-Королёв. В его Струнном квартете №1 (в 4-х ч., 1961) органично использованы мелодические, гармонические, метроритмические средства национального фольклора, художественно убедительно разработанные в сложных полифонических формах. Струнный квартет № 2 «Памяти Л.П.Кирюкова» (в 3-х ч ., 1986) основан на цитатах из произведений основоположника мордовской музыки. Образность и музыкальный язык Струнного квартета Н.В.Кошелевой (в 2-х ч., 1975) связан с самобытным национальным музыкальным материалом в жанре плача.
Впоследствии квартетная музыка стала неотъемлемой частью творчества каждого композитора не только в рамках необходимого профессионального образования (Струнный квартет Е.В.Кузиной, 1985; Фуга для струнного квартета Е.В.Уваровой, 1986), но и как средство решения содержательных и иных задач, которые возникали в процессе поисков собственного стиля. Классические полифонические формы использованы в Трех фугах для струнного квартета (1993) Н.В.Кошелевой; состав квартета Д.В.Буянова (1998) – скрипка, альт, виолончель, фортепиано, а в музыкальном языке одночастной композиции – опора на авангардные средства (сонорность, пуантилизм). Некоторые страницы Струнного квартета «Посвящение Э.Григу» (2000) Г.Г.Сураева-Королёва напоминают о норвежском танце халлинге.
Жанр струнного квартета получил многогранную и конструктивно-оригинальную трактовку в творчестве Г.Г.Вдовина: сюитность и в то же время элементы монотематизма как фактор формообразования свойствен структуре (9 прелюдий) Струнного квартета № 1 (1974); квартет № 2 (1984) представляет собой композицию из 3-х частей, в которых используются новые для музыки Мордовии полифонические формы и приёмы, присущие ранним (XII–XIII вв.) европейским образцам, но в современном ладово-линеарном преломлении. В Струнном квартете № 3 (1989) 5 частей образуют оригинальный рондообразный цикл, в квартете № 4 «Памяти А.А.Нестерова» (1999) заключительный эпизод напоминает православную заупокойную службу, чему способствовало образно-эмоциональное развитие идеи.
Камерно-инструментальная музыка обладает неисчерпаемыми выразительными возможностями, так как имеет в своем художественном арсенале обширный комплекс средств. Одни из них сформировались в музыкальном искусстве прошлого, а другие, благодаря «мобильности» этого вида музыки, постоянно обновляются и расширяются в соответствии с творческими исканиям авторов и тенденциями времени.
Литература:
1. Гулая Т.Н. Национальные истоки музыкального языка в фортепианных циклах композиторов Мордовии [Электронный ресурс] // Регионология. - 2012.- №4.
2. Радзецкая О.В., Воронина Н.И. Истоки инструментальной музыки Мордовии как объект научных исследований // Известия Самарского научного центра РАН, 2014 – № 2 – т. 16. – С. 1109-1112.
3. Радзецкая О.В. Региональные особенности камерно-инструментальной музыки композиторов Волго-Уралья [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития.- 2013.- № 12.
4. Ситникова Н.М. «Интеллектуальная игра» как метод формообразования в Струнном квартете № 2 Г.Вдовина // Гавриил Вдовин: постижение мастерства: сб. ст. и материалов. - Саранск, 2006.
5.[добавить]
Фортепианная музыка – одна из значительных областей инструментальной музыки, охватывающая крупные многочастные произведения (сонаты, концерты) и небольшие пьесы разнообразного содержания. В статье о фортепианной музыке, написанной в 1960-е гг., ее авторы Н.И.Воронина и А.И.Макарова высказывают предположение, что «одним из зачинателей мордовской фортепианной музыки явился русский композитор Г.Н.Дехтярёв, работавший в течение ряда лет (с 1950 по 1953 гг.) художественным руководителем мордовского ансамбля песни и танца (ныне ансамбль песни и танца «Умарина»). Им созданы для фортепиано «Поэма о Мордовии» и «Детский альбом на мордовские темы», включающий 12 миниатюр.
Композиторами Мордовии первые яркие образцы двух жанровых разновидностей были созданы почти одновременно на рубеже 50-60 гг. XX века: Л.П.Кирюковым написан цикл «Одиннадцать фортепианных миниатюр» (1959-62), в котором представлены различные по характеру пьесы малых форм, а Г.И.Сураевым-Королёвым – Фантазия (в первоначальной редакции – вариации) на тему мордовской народной песни «Роман Аксясь» – «Романова Аксинья» (1959).
В последующие годы почти каждый композитор сочиняет небольшие фортепианные миниатюры и произведения крупной формы, так же сохраняется интерес к жанру вариаций («Вариации на тему мордовской народной песни «Умарина» Г.Г.Вдовина, 2002; «Вариации на тему мордовской народной песни «Луганяса кулуня», 2003). Важной чертой самобытности этой музыки нередко остается претворение традиций песенного и инструментального мордовского фольклора в формах и жанрах классической или современной западно-европейской и русской музыки. При этом индивидуальность автора может определяться как художественными задачами, так и собственными исполнительскими возможностями.
Линия концертного пианизма получила свое продолжение и развитие в крупных произведениях Г.Г.Вдовина – двух сонатах (1971, 1983), фантазии (1973), балладе (1991), первом в профессиональной музыке Мордовии полифоническом цикле «Прелюдии и фуги в 12 тонах» (2003), а также в его масштабных программных сочинениях. «Фортепианная музыка Вдовина имеет сложный путь поисков и находок специфических черт в организации музыкального материала – тематизма, композиционных структур, тембро-динамических решений, отношения к проблемам программности, ассоциативности в музыкальном мышлении. Уже первые его фортепианные произведения вызвали значительный интерес у исполнителей, особенно – «Музыка на скульптуры С.Эрьзи: Греза. Моисей. Танец» (1965-69), явившаяся открытием большой по значимости темы мордовской музыки, связанной с образной сферой творчества выдающегося скульптора...» (Бояркина Л.Б., Мордовская музыкальная энциклопедия / под общ.ред.Н.И.Бояркина. – Саранск, 2011. – С. 351).
Виртуозностью фортепианной техники отличаются произведения И.В.Соколовой, которой принадлежат несколько сборников концертных вариаций на мордовские народные песни (1974-80), и Г.Г.Сураева-Королёва: токката (1984), соната (1986). Среди произведений малых форм известны циклы «Десять прелюдий-импровизаций» Г.Г.Сураева-Королёва (1994), «Десять прелюдий» Н.Н.Митина, «Десять пьес для фортепиано» Д.В.Буянова, отдельные миниатюры Е.В.Кузиной, М.Н.Фомина. Значительную часть фортепианной музыки составляют программные пьесы (первые образцы появились в цикле Л.П.Кирюкова – «Утро», «Весенние отзвуки», «Праздник в Пимбуре»). Г.И.Сураеву-Королёву принадлежит «Мечта» (1965), Вдовину, кроме уже названного триптиха на скульптуры С. Эрьзи, – фортепианный цикл «Портреты» («В.Моцарт», «Р.Шуман», «П.Чайковский», «Б.Барток», «С.Прокофьев; 2003); Н.В.Кошелевой – цикл «Женские портреты по скульптурам С.Д.Эрьзи» («Утро», «Юность», «Любовь», «Портрет матери»; 2003), С.Я.Терханов – автор многих поэтичных фортепианных зарисовок (в их числе «Когда один», «Вальс-видение», «Случайный мотив»;1995-2000), Д.В.Буяновым написана «Песчаная музыка» (2003).
Разнообразна тематическая и жанровая палитра фортепианной музыки для детей (от песен, танцев, маршей до вариаций и сонатин), представленной в сборниках и циклах: 8 лёгких пьес для фортепиано (1966), 5 очень лёгких пьес для фортепиано (1971) Г.Г.Вдовина; 40 этюдов (1973-75), «Мордовские картинки: 60 пьес и этюдов» (1974), 18 сонатин (1980) И.В.Соколовой; «Зарисовки» (1980), «Лесная сказка» (1999) Н.В.Кошелевой; «Наш день» (1982) Е.В.Кузиной; 20 пьес для фортепиано (1989), 4 пьесы для фортепиано (1990) Н.И.Бояркина; «Забавные пьески» (1998) Г.Г.Сураева-Королёва. Эмоциональностью и конкретностью образов привлекают также произведения для детей Е.В.Лысенковой, С.Я.Терханова, самодеятельного композитора М.И.Волкова.
Значительная часть фортепианных произведений композиторов Мордовии входит в концертный репертуар исполнителей республики, в педагогическую практику, опубликована в сборниках, издаваемых в МГПИ имени М.Е.Евсевьева, МГУ имени Н.П.Огарева.
Ситникова Н.М.
Литература:
1. Герасимова Е.В. Л.П.Кирюкова.Одиннадцать фортепианных миниатюр: учеб.-метод. разр. - Саранск, 2012.
2. Гулая Т.Н. Фортепианные циклы современных композиторов Мордовии [Электронный ресурс] // Музыка и жизнь. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/27_NPM_2012/MusicaAndLife/1_116828.doc.htm.
3. Исаева С.А. «Баллада» для фортепиано Г.Г.Вдовина: синтез традиций и новаторства // Музыкальная культура финно-угорских народов: проблемы изучения, сохранения и преемственности: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар.участием / сост. С.А.Исаева. - Саранск, 2015.
4. Исаева С.А. Образ «фольклорного фортепиано» в творчестве композиторов Мордовии [Электронный ресурс]// Регионология.- № 2. - 2011.
5. Исаева С.А., Гунина Е.В. Г.Г.Сураев-Королев. Десять прелюдий-импровизаций: учеб.-метод.разр. - Саранск, 2006.
6. Исаева С., Асанова Е. Некоторые особенности композиции фортепианного цикла Г.Г.Вдовина «Музыка на скульптуры С.Д.Эрьзи» // Гавриил Вдовин: постижение мастерства: сб. ст. и материалов. - Саранск, 2006.
7. Молоствова И. Стилевые особенности фортепианной музыки для детей и юношества Г.Г.Вдовина // Гавриил Вдовин: постижение мастерства: сб. ст. и материалов. - Саранск, 2006.
8. Ситникова Н. Алгебра творчества и гармония стиля (цикл Г.Вдовина «Прелюдии и фуги в 12 тонах») // Гавриил Вдовин: постижение мастерства: сб.ст. и материалов. - Саранск, 2006.
9. [дополнить]